«Технология личностно-ориентированного обучения в классах ЗПР и ОНР на уроках математики»

«Jостанай Kаласы ‰кімдігініS білім б™лімініS
негізгі жалпы білім беретін №14 мектебі» ММ
ГУ «Основная общеобразовательная школа № 14 отдела образования акиматаг.Костаная»




«Технология личностно-ориентированного обучения в классах ЗПР и ОНР на уроках математики»






Учитель: Брагина Р.А.



«Технология личностно-ориентированного обучения в классах ЗПР и ОНР на уроках математики»
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Работа с учащимися ЗПР и ОНР строится в соответствии со следующими основными положениями:
- использование методов и приемов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития, то есть создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;
- восполнение пробелов  развития детей путем организации предметно- практической деятельности;
- подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых и трудных тем;
-  дифференцированный подход к детям;
-  развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности.
Для решения учебных и коррекционных задач применяются такие формы:  
поэтапный контроль;
письменный тематический контроль – текущий и итоговый;
 устный опрос;
 парный и групповой взаимоконтроль;
 домашний контроль;
 самоконтроль и самооценка.
Личностно-ориентированный подход в опыте выражается в следующих положениях:  опора на положительные качества, подход к школьнику с ЗПР и ОНР с оптимизмом и доверием;  просьбы, стимулирующие добрые дела; организация успеха в учебе;  показ положительных примеров;  проявление доброты, внимания, заботы;  внушение уверенности;  реализация потребностей в игре;  удовлетворение потребности в самореализации; похвала, присуждение награды.  Говоря о толерантности и интеграции данной категории детей в общество, одной из задач является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе через развитие социальных навыков,
Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.
Учитель должен осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей.
Кроме того, учителю  необходимо:
стимулировать внешнюю мотивацию обучающихся, например, состязательность;
стимулировать внутреннюю мотивацию, например, больше узнать, получить удовольствие от новых знаний;
 поддерживать у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
создавать ситуацию успеха на уроке (поощрять)
Большинству учащихся ЗПР не легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик, по изучаемой теме,  чувствует поддержку товарища, у которого процесс усвоения проходит успешнее. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Желательно обеспечить создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями.
 Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке (например, устный счет, решение упражнений, и задач, работа с текстом учебника, составление вопросов к задаче, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, выполнение рисунков, схем, чертежей и т.д.). Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты в классах выравнивания  дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.

15