Технология личностно-ориентированного обучения как основа здоровьесбережения обучающихся


Технология личностно-ориентированного обучение как основа здоровьесбережения обучающихся
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.
Согласно статистическим данным, в Российской Федерации по состоянию здоровья в группе риска находятся 5 млн. детей школьного возраста. Ведущее место среди патологических форм у учащихся занимают простудные заболевания. С первого по восьмой классы резко снижаются заболеваемость острыми инфекциями, но в пять-семь раз возрастает число нарушений зрения, в два раза – осанки, в три раза – сколиоза. Как отмечает главный детский эксперт-реабилитолог Минздрава РФ Л. Беляева только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми.
Таким образом, в последние годы в России существенно снижается уровень здоровья детей дошкольного и школьного возрастов, что выражается в росте хронических форм патологии, дисгармонии физического развития и физической подготовленности, в отставании биологического развития и в других показателях. Также организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Еще в 1805 г. И.Г. Песталоцци писал, что в процессе обучения происходит «убийство» здоровья детей.
Проблема сохранения и укрепления здоровья (здоровьесбережения) детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения.
Целевой ресурс личностно-ориентированного образования в контексте здоровьесбережения состоит в том, чтобы "заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией", что в итоге и позволит ему быть здоровым в полном смысле этого слова.
Э.Ф.Зеер также определяет личностно-ориентированное образование как образование субъекта, максимально обращенное к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении, саморазвитии. Э.Ф.Зеер считает, что личностно ориентированное образование основано на той организации взаимодействия между обучаемым и педагогом, при которой создаются оптимальные условия для развития у субъектов образовательного процесса способности к самообразованию, саморазвитию, самоопределению и самореализации. Умение самоопределяться в учении имеет особенную ценность в процессе здоровьесбережения и как условие успешной адаптации школьников в социуме, и как критерий успешности в будущей профессиональной деятельности.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.