Статья Кейс-метод как современная технология обучения


Технология кейс-метода.
Роль и место кейс-технологии в школе.
Задачи, которые призвана решать школа в условиях реализации ФГОС ООО характеризуются тем, чтобы уже в средней школе обеспечивать подготовку выпускников к следующей ступени образования. Актуальность технологии в том, что она дает возможность осуществить ученику так называемые профессиональные пробы, «примерить на себя» ту или иную профессию для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор. Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе, развить такие личностные качества, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства, сформировать основы деловой этики.
Характеристика кейс-технологии.
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию этого метода в обучении учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности. Кейс-технологии за счет ориентации на конкретные, практические проблемы, позволяют повышать мотивацию учения у учеников. Применение данной педагогической технологии дает возможность развивать важные интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
«Кейс»- метод опирается на совокупность дидактических принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому обучаемому, учет его особенностей, потребностей и стиля обучения.
2. Максимальное предоставление свободы в обучении.
3. Концентрация на основных положениях, а не «загрузка» обучаемых большим объемом теоретического материала.
4. Обеспечение доступности педагога для обучаемого.
5. Формирование у обучаемых навыков самоменеджмента, умения работать с информацией.
7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон и положительных качеств обучаемого.
Требования к созданию кейсов.
•    учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом естественным путем;
•  проблемы должны представлять познавательную трудность;
•    проблемный вопрос обязательно должен показывать учащимся недостаточность имеющихся знаний, побуждать высказывать новые идеи;
•    проблемные вопросы должны опираться на прежний опыт и знания учащихся;
•    основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному поиску, указывать направление путей ее решения.
 
Организация работы учащихся на основе кейс-технологии.
Возможны следующие альтернативные варианты:
обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым;
обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.
Основными этапами кейс-технологии на уроках математики являются:
- подготовка и предоставление учителем учебно-методического материала по изучаемой теме ученику;
- планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации;
- обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов в изучении вопросов темы и их устранение;
- диагностика по окончании изучения темы и их устранение.
Технологическая схема создания кейса.
1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).
4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
5. Определение источников и методов сбора информации.
6. Выбор техник работы с данным кейсом.
7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом.
8. Апробация в процессе обучения.
 Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.