Рабочая программа по воспитательной работе старшей возрастной группы мальчиков Составитель: ФАРРАХОВА АЙСЫЛУ РУСТАМОВНА, воспитатель — первой квалификационной категории


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тлянче Тамакская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат VIII вида» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от __ августа 2015 года

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБС(К)ОУ «Тлянче-Тамакская
школа – интернат VIII вида»
____________/Н.М.Валиев
Введено приказом №1
от __ сентября 2015г.
Рабочая программа
по воспитательной работе
старшей возрастной группы мальчиков
Составитель: ФАРРАХОВА АЙСЫЛУ РУСТАМОВНА,
воспитатель - первой квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР________________ Фахртдинова Р.Г.
РАССМОТРЕНО
На заседании МО, протокол от __ августа 2015г. №1
Руководитель МО______________ Губаева А.А.
2015/2016 учебный год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………3
Содержание образовательной программы………………………………….5
Анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год……………….6
Проблема коррекционной школы……………………………………………7
Список группы………………………………………………………………..8
Актив группы………………………………………………………………… 9
Социальная характеристика…………………………………………………10
Занятость воспитанников во внеурочное время……………………………11
Циклограмма недели…………………………………………………………12
Понедельное планирование работы на год…………………………………13
Работа с трудными детьми…………………………………………………..22
Литература……………………………………………………………………23
Пояснительная записка
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С.Лихачев).
В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления  воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.
Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:
-  ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
-  значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;
-  у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
-  учащимся присуще такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает аффективное реагирование и обида;
г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;
д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.
Программа учитывает ценностные ориентации субъектов образовательного процесса, специфику школы-интерната и её воспитанников, социальный фон, традиции коллектива, обстановку в семьях, качество медицинского обслуживания и другие факторы. В ней нашли отражение цели, задачи, программа действий на ближайшую перспективу и готовность педагогического коллектива к её реализации. В школе-интернате созданы необходимые условия для реализации программы: условия «собственного дома» - организация проживания детей максимально приближенная  к домашней, семейной; открытый тип школы-интерната, способствующий широким связям детей с социумом города; постоянное улучшение санитарно-бытовых условий, повышение комфортности жилья; широкая система коррекционно-оздоровительных мероприятий; организация трудовой подготовки в условиях школы-интерната (швейные, слесарно-столярные мастерские); постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров и других специалистов школы-интерната; обновление учебно-методической базы,  внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс.
Содержание образовательной программы
На основании программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой 2008 года издания,
программу воспитательной работы включены следующие разделы:
Трудовое воспитание
Цель: отработка навыков трудового поведения; вооружение основными навыками самообслуживания; формирование навыков коллективной трудовой деятельности.
Личностное развитие
Цель: формирование основ нравственного развития.
Основы социализации и общения
Цель: формирование навыка общения в коллективной деятельности школьников как основы новой социальной ситуации развития; повышение уровня воспитанности, оценка черт характера; отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях.
Развитие творческого воображения
Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления.
Охрана здоровья и физическое развитие
Цель: формирование санитарно-гигиенических навыков; развитие ответственности за своё здоровье; развитие элементарного физического совершенствования тела.
Экологическое воспитание
Цель: развитие экологической воспитанности младших школьников
Основы гражданского и патриотического воспитания
Цель: привитие любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к школьному имуществу, развитие экологической воспитанности младших школьников
Творческое воображение
Цель: развитие механизмов творческого восприятия, мышления
Анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год.

В 2014-2015 учебном году в старшей возрастной группе воспитывались
12 мальчиков. Среди этих детей воспитанники из неполных семей, дети инвалиды, дети из неблагополучных семей.
Работа в группе велась по режиму воспитательной программы школы, в которую включены следующие задачи: личностное развитие, основы гражданского и патриотического воспитания, основы социализации и общения, трудовое воспитание, охрана здоровья и физического развития и развития творческого воображения.
В ходе воспитательных работ ребята научились следить за своим внешним видом, заправлять постель, соблюдать личную гигиену, участвовать во внешкольных мероприятиях и на занятиях по ОППТ.
Ребята в течении года были вовлечены в спортивные секции и кружки художественно-эстетического направления. Также и родители были привлечены участию жизни группы.
Воспитатели Закирова Р.А. и Гильмияров Р.Х. в течении года стремились научить воспитанников трудолюбию, вежливости, культуре общения со взрослыми и сверстниками, охранять природу, любить родителей, уважать старших и помогать младшим.

Проблема коррекционной школы:
Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного эмоционального и физического развития личности с нарушением интеллекта, вооружение знаниями о природе, труде, человеке и обществе.
Цель: В процессе учебно-воспитательной работы обучить учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Задачи:
1.Углубить знания о природе родного края
2. Воспитать чувство ответственного отношения к друзьям, к одноклассникам и любви к родине
3. Воспитание эстетических чувств
4. Нравственное и экологическое воспитание. Любовь к природе
5.Воспитание уважения к старшим, пожилым людям
6. Воспитание любви к труду и людям труда
7. Подготовка к самостоятельной жизни
8. Ведение коррекционной и индивидуальной работы
9. Применение дидактических игр в процессе обучения
10. Развитие мышления
11.Участие в работе следопытов
Список группы
№ п.п Ф.И.О
учащихся Год
рождения Место жительство Диагноз
1 Афанасьев Виталий
Андреевич 08.03.1999 Тукаевский р-н,пос.Круглое
поле,ул.Гагарина,д.1,кв.60 Олигофрения
2 Бикмухаметов Азамат Асхатович 29.10.1998 Тукаевский район, п. Татарстан Б-нь Дауна
3 Кукушкин Сергей Александрович 31.05.2000 г.Наб.Челны ул.Чапаева, дом.28 После ППЦНС в форме задержив. Психоречевого развития
4 Локманов Вадим Михайлович 20.10.2002 Тукаевский район п. Новотройцк, ул. Ленина, д.6,кВ.10 F-70
5 Исмагилов Артём Александрович 07.07.1999 Сармановский р-н, д. Алга ул. Мира, д.24 F-70F-70
6 Нестеров Дмитрий
Анатольевич 02.11.1999 Тукаевский р-н,пос.Круглое поле,ул.Гагарина,д.1,кв.7 F-70
7 Слепнев Егор Андреевич 08.09.2000 Тукаевский район с.Бетьки, ул.Заречная д.75 Легкая умственная отсталость неясного генеза
8 Сафиуллин Александр
Владимирович 12.03.1998 Г. Набережные Челны, 31/17,кВ. 18 Аутизм
9 Хрусталёв Виктор Сергеевич 12.05.2001 Тукаевсий р-н, пос. Татарстан, ул. Советская, д. 10, кв.5 Олигофрения
10 Мифтахов Нияз Хайранович 24.08.2001 Тукаевский район д. Семекеево F-70
11 Пашков Константин Владимирович 29.12.1999 г.Наб.Челны 17/13-36 После ППЦНС в форме задержив. Психоречевого развития
12 Федотов Петр Сергеевич 24.03.2001 Тукаевский район д.Бурды F-70
13 Актив группы
Командир группы: Афанасьев Виталий
Заместитель командира: Мифтахов Нияз
Санитары: Хрусталёв Виктор
Физрук: Федотов Петр, Пашков Константин
Учебный сектор: Кукушкин Сергей, Слепнев Егор
Цветоводы: Сафиуллин Александр
Редколлегия: Исмагилов Артём, Мифтахов Нияз, Локманов Вадим
Культмассовый сектор: Нестеров Дмитрий
Хозяйственный сектор: Бикмухаметов Азамат
Члены ЮПД: Слепнев Егор, Мифтахов Нияз, Федотов Петр, Афанасьев Виталий, Исмагилов Артём, Нестеров Дмитрий

Социальная характеристика
№ п.п. Ф.И.О
воспитанника Полная
семья Неполная
семья Ребенок
инвалид Мало-
обесп
семья Небла-
гополучная
семья Много-
детная
семья Опекунская семья
1 Афанасьев Виталий + 2 Бикмухаметов Азамат +
3 Исмагилов Артём + + 4 Нестеров Дмитрий + + 5 Кукушкин Сергей + + 6 Сафиуллин Александр
+ + 7 Хрусталёв Виктор + + 8 Мифтахов Нияз + 9 Локманов
Вадим +
10 Пашков Константин + + 11 Слепнев Егор + 12 Федотов Петр + + 13 14 15 Занятость воспитанников во внеурочное время
Наименование кружка
№ п.п Ф.И
воспитанников «Весёлые нотки» «Здоровье» «Умелые
ручки» Один ученик посещает кружки
1 Афанасьев Виталий + 2 Бикмухаметов Азамат 3 Исмагилов Артём + 4 Нестеров Дмитрий 5 Кукушкин Сергей + 6 Сафиуллин Александр 7 Хрусталёв Виктор 8 Мифтахов Нияз + 9 Локманов Вадим + 10 Пашков Константин 11 Слепнев Егор 12 Федотов Петр + 13 14 15 Циклограмма недели
Понедельник Трудовое воспитание
Правовое воспитание
Вторник Нравственно- патриотическое воспитание
Среда Социально- общественное воспитание;
Экологическое воспитание
Четверг Физическое воспитание
Половое воспитание, сан. Гигиена
Пятница Праздники, мероприятия
Эстетическое воспитание
Суббота Работа с родителями
Воскресенье Обсуждение просмотренных телепередач
Сан. Гигиеническое воспитание
Сентябрь
Сроки выполнения Основные направления работы
Содержание работы Дата выполнения
Среда Социально- общественное воспитание;
Экологическое воспитание
Беседа «Родной мой край – Татарстан».
Занятие «Взаимопонимание в группе».
Беседа «Как вести себя в природе»
Беседа «Судьба природы- наша судьба»
Беседа «Школьная, домашняя, рабочая одежда»
02.09.15
09.09.15
16.09.15
23.0915
30.09.15
Четверг Физическое воспитание
Половое воспитание Организация утренней гимнастики на воздухе.
Мед. Осмотры
Проведение спортивных игр и игр на свежем воздухе
Беседа «Здоровье и учебная нагрузка»
Беседа «Толька я сам смогу уберечь свой организм от беды»
Беседа «Что для меня ХОРОШО, а что ПЛОХО»
Беседа « Какое питание необходимо моему организму?»
Ежедневно
Еженедельно
Ежедневно
03.09.15
10.09.15
17.09.15
24.09.15
Суббота Работа с родителями
Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей.»
Сбор документов
Круглый стол «Законы жизни семьи, законы жизни группы»
Организация рейдов в неблагополучные семьи.
05.09.15
12.09.15
19.09.15
26.09.15
Октябрь
Сроки выполнения Основные направления работы Содержание работы Дата выполнения
Среда Социально- общественное воспитание;
Экологическое воспитание
Беседа: «Государственные символы России, Татарстана»
Просмотр новостей, телепередач, посвященных новостям Республики и страны
Беседа «Живое должно жить»
«Как измерить дождь?» (прогулка-практикум)
Беседа «Вода и жизнь. Охраны воды»
Беседа «Природа – наш дом» 07.10.15
Ежедневно
14.10.15
21.10.15
28.10.15
Четверг Физическое воспитание
Половое воспитание Организация утренней гимнастики на воздухе.
Мед. Осмотры
Проведение спортивных игр и игр на свежем воздухе
Беседа «Влияние алкоголя на организм ребенка»
Беседа «Жители разных планет: мальчишки и девчонки»
Беседа «В человеке всё должно быть прекрасно»
Беседа «Болезнь как трагедия жизни»
Беседа «Рацион здорового организма» Ежедневно
Еженедельно
Ежедневно
01.10.15
08.10.15
15.10.15
22.10.15
29.10.15
Суббота Работа с родителями
Беседа « Агрессивный ребенок»
Беседа «Как помогать детям в учёбе»
Совместное собрание.
Обсуждение проблем группы
Организация рейдов в неблагополучные семьи.
03.10.15
10.10.15
17.10.15
24.10.15
31.10.15
Ноябрь
Сроки выполнения Основные направления работы Содержание работы Дата выполнения
Среда Социально- общественное воспитание;
Экологическое воспитание
12 ноября – синичкин день (прогулка – наблюдение)
Беседа «Меры безопасного поведения на водоёмах покрытых льдом. Способы само спасения.»
Беседа «Ноябрь- полузимник, ледень»
11.11.15
18.11.15
25.11.15
Четверг Физическое воспитание
Половое воспитание Организация спортивных и подвижных игр на свежем воздухе
Беседа «Закаляйся ,если хочешь быть здоров»
Беседа «Прогулка. Её роль в укреплении здоровья»
Беседа «Как правильно переходить дорогу.»
Ежедневно
12.11.15
19.11.15
26.11.15
Суббота Работа с родителями
Консультации для родителей
Беседа «Трудовое воспитание в семье.»
Организация рейдов в неблагополучные семьи.
14.11.15
21.11.15
28.11.15
Декабрь
Сроки выполнения Основные направления работы
Содержание работы Дата выполнения
Среда Социально- общественное воспитание;
Экологическое воспитание
Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних
Беседа «Дисциплина начинается с порога»
Беседа «Правильное питание – залог здоровья»
Беседа «Знаешь ли ты Конституцию Российской
Федерации?»(Информационно- познавательная викторина) 02.12.15
09.12.15
16.12.15
23.12.15
Четверг Физическое воспитание
Половое воспитание Организация спортивных и подвижных игр на свежем воздухе
Организация утренней гимнастики на воздухе.
Мед. Осмотры
Беседа «Преимущество трезвого, здорового образа жизни»
Беседа «Правильное питание – залог здоровья»
Беседа «Сюрпризы переходного возраста»
Беседа «Болезнь как трагедия жизни»
Ежедневно
Ежедневно
Еженедельно
03.12.15
10.12.15
17.12.15
24.12.15
Суббота Работа с родителями
Индивидуальная работа с отстающими в обучении детьми
Беседа «Права и обязанности ребёнка в семье»
Индивидуальная работа с детьми «группы риска»
Родительское собрание «Дети и телевизор. Итоги II четверти» 05.12.15
12.12.15
19.12.15
26.12.15
Январь
Сроки выполнения Основные направления работы
Содержание работы Дата выполнения
Понедельник Трудовое воспитание
Правовое воспитание
Беседа «Человек и труд»
Мелкий ремонт одежды
Участие в ОППТ
Беседа «Наркотики- путь в никуда»
Беседа «По труду почет»
11.01.16
Ежедневно
Ежедневно
18.01.16
25.01.16
Вторник Нравственно- патриотическое воспитание
Беседа о зимних каникулах
Беседа «Сказка. Сказочное слова»
Беседа « Мир и согласие добрую надежду рождают»
12.01.16
19.01.16
26.01.16
Пятница Эстетическое воспитание
Беседа «Что такое эстетика?» Беседа «Эстетическая культура человека»
Беседа «Познай себя»
15.01.16
22.01.16
29.01.16

Февраль
Сроки выполнения Основные направления работы Содержание работы Дата выполнения
Понедельник Трудовое воспитание
Правовое воспитание
Мелкий ремонт одежды
Участие в ОППТ
Беседа «Работа и отдых»
Беседа «Хозяйственный инвентарь и правила техники безопасности при работе с ним»
Практическое занятие «ремонт книг»
Беседа «Кем быть»
Беседа «Стирка и глажение»
Ежедневно
Ежедневно
01.02.16
08.02.16
15.02.16
22.02.16
29.02.16
Вторник Нравственно- патриотическое воспитание
Беседа «Светлые образы. Праведники и мудрецы»
Беседа «Образ дерева, камня, родника»
Беседа «Щит военный, щит духовный»
Беседа «Знаки доблести и праведной службы Отечеству»
02.02.16
09.02.16
16.02.16
23.02.16
Пятница Эстетическое воспитание
Беседа «Значение осанки в жизни человека»
Беседа «Привычки человека»
Беседа « Система эстетических ценностей»
Беседа «Эстетическая культура человека»
05.02.16
12.02.16
19.02.16
26.02.16
Март
Сроки выполнения Основные направления работы
Содержание работы Дата выполнения
Понедельник Трудовое воспитание
Правовое воспитание
Мелкий ремонт одежды
Участие в ОППТ
Уборка группы
Беседа «Табакокурение»
Беседа «Работа и отдых»
Рисование по желанию
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
07.03.16
14.03.16
21.03.16
Вторник Нравственно- патриотическое воспитание
Беседа « Милосердия»
Беседа «Ум да разум»
Беседа « Путь – дорога»
Беседа «Как можно понимать слова - красивая жизнь» 01.03.16
08.03.16
15.03.16
22.03.16
Пятница Эстетическое воспитание
Беседа «Прекрасное»
Беседа «Мир спасет красота, если…»
Беседа «Эстетика общения»   
Беседа «Как можно понимать слова - красивая жизнь» 04.03.16
11.03.16
18.03.16
25.03.16

Апрель
Сроки выполнения Основные направления работы
Содержание работы Дата выполнения
Понедельник Трудовое воспитание
Правовое воспитание
Мелкий ремонт одежды
Участие в ОППТ
Уборка группы
Экскурсия «Весна, весна и все ей радо»
Рисование по желанию «Весна, весна»
Беседа «Шалость. Злонамеренный поступок»
Беседа «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок»
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
04.04.16
11.04.16
18.04.16
25.04.16
Вторник Нравственно- патриотическое воспитание
Беседа «Родные просторы»
Беседа «Труд земной»
Беседа «Терпение и умение»
Беседа «Домашний лад и порядок»
05.04.16
12.04.16
19.04.16
26.04.16
Пятница Эстетическое воспитание
Беседа «Эстетика поведения»  
Беседа «Эстетика труда»
Беседа «Эстетика быта»    Беседа «Эстетика досуга»  
 День Г.Тукая.
01.04.16
08.04.16
15.04.16
22.04.16
29.04.16

Май
Сроки выполнения Основные направления работы
Содержание работы Дата выполнения
Понедельник Трудовое воспитание
Правовое воспитание
Мелкий ремонт одежды
Участие в ОППТ
Уборка группы
Беседа «Решение конфликтов без насилия»
Беседа «Правила дорожного движения. Дорожные «ловушки»»
Беседа «Создание позитивных дружеских отношений»
Беседа «Как не стать жертвой преступления»
Работа на пришкольном участке.
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
02.05.16
09.05.16
16.05.16
23.05.16
30.05.16
Вторник Нравственно- патриотическое воспитание
Беседа «Я люблю тебя до слёз»
Беседа «Не обижайте матерей»
Беседа «Речки, реки и моря на Земле живут не зря»
Беседа «Красное лето- яркая песня природы»
Беседа «Честность»
03.05.16
10.05.16
17.05.16
24.05.16
31.05.16
Пятница Эстетическое воспитание
Беседа «Калейдоскоп искусств»    
Беседа «Эстетические сказки»
Беседа «Мир эстетики»   
Ярмарка искусств  
06.05.16
13.05.16
20.05.16
27.05.16

Работа с трудными детьми
Направление работы
Формы работы Цель Ответственные
Работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации Посещение семей Обследование материально-бытовых условий проживания
Воспитатель
Работа со слабоуспевающими детьми и обучающимися, испытывающими трудности по отдельным предметам 1. Посещение учебных занятий
2.Беседа с отстающими учениками и учителями предметниками по выявлению трудностей в учебе Контроль за успеваемостью детей Воспитатель
Работа с обучающимися, склонными к нарушению дисциплины 1.Вовлечение детей в кружковую работу
2. Наделение общественным поручением в классе
Ежедневный контроль за поведением учащихся
4.Беседы с родителями Контроль за свободным время-
препровождением
Контроль за дисциплиной
Информирование родителей об успеваемости и дисциплине ребенка Воспитатель
Работа с обучающимися, испытывающими состояние стресса и дискомфорта Направление к медицинскому работнику Оказание помощи в стрессовых ситуациях Воспитатель
Литература
1.Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе,2008.
2.Павлова О.В., Попова Г.П. Пожарная безопасность, 2013.
3.Нелипенко Т.И., Современный урок в коррекционном классе, 2014.
4.Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении,2013.
5.РодионоваС.А.,Корепанова Т.А.Социальная адаптация учащихся,2014.
6.Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапов,2008.
7.Михайлина М.Ю. Павлова М.А.Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях, 2013.
8.Кузницова Н.А. Формирование личностных компетенций учащихся, 2013.
9.Персидская И. В., Камакин О. Н., Тематические классные часы и мероприятия, 2014.
10.Калабух Т.В., Клейминова Е.В., Коррекционно- развивающие задания, упражнения, 2013.
11.Лободина Н.В. Экологические воспитание в начальной школе, 2007.
12. Михайлина М.Ю. Лысогорская М.В Классные часы, 2009.
13.Курбеко И.В. Прогулки и экскурсии в режиме группы продлённого дня,2014.
14.Лободина Н.В.,Чурилова Т. Н. Здоровьесберегающая деятельность,2013.
15.Ленева О.В. Правовое воспитание школьников,2007.
16.Люпоядова Л.Ю., Мельникова Н.А. Родительские собрание,2007.
17.Василева Е.В. Нравственное воспитание учащихся,2008.