Пректная деятельность с младшими школьниками.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.


Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, в которых реализуются возможности рефлексии, хотелось бы уделить внимание проектной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Разумеется, со временем идея претерпела некоторую эволюцию.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Кроме того, метод проектов в практике является путем решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения невозможно. Как наиболее острую из них выделим проблему различного стартового уровня знаний и умений школьников. В результате построить оптимальный курс обучения даже в одном классе становится практически невозможно. Кроме того, знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуют идентификации пробелов в них с последующей коррекцией. Решение задачи приобретения качественных знаний по всему курсу информатики каждым ребенком видится в оптимальном сочетании его личных направленностей и потребностей с соответствующей областью применения информационной технологии.

Работая за компьютером, ученик остается один на один с поставленной перед ним задачей. Если задание интересное и соответствует уровню его знаний, то внимание ребенка концентрируется, появляется стремление сделать его как можно лучше. При хорошем результате ребенок испытывает гордость и хочет выполнять подобные задачи еще. Таким образом, учащиеся не только постигают азы компьютерной грамоты, но и участвуют в совместных проектах для производства общественно полезного продукта.

Исходя из вышесказанного, необходимость создания наиболее благоприятных и комфортных условий для усвоения знаний учениками выдвигается нами в качестве приоритетной задачи, которая решается через формирование активного отношения к обучению методом проектов, что в конечном итоге приводит к развитию творческих способностей в сотрудничестве.
Приведу несколько примеров проектов, разработанных и осуществленных в сотрудничестве с учащимися 4-го класса в течение II полугодия 2016г.

Проект «Фотоальбом»

Цели проекта:

Образовательная – вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; научить пользоваться программой MS PowerPoint.

Воспитательная – приобщить к полезной деятельности; привлечь членов семьи к участию в школьной жизни.

Развивающая – развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, эстетический вкус; формировать навыки исследовательской деятельности.

Перед началом работы учащимся предлагалась общая ориентировка с определением целей и задач работы, программных средств для выполнения проекта, времени на выполнение работы (5-6 занятий). Также был проведен урок-инструктаж, на котором учащиеся познакомились с основными приемами работы в программе MS PowerPoint.

На первом этапе было сформировано 10 микрогрупп учащихся (по количеству компьютеров в классе), состоящих из 1-2 человек, которые сами выбирали интересующие их темы («Фотоальбом моей семьи», «Фотоальбом моего класса», «Фотоальбом животных»).

В ходе работы над проектом учащиеся приобрели навыки работы с компьютером и сканером, умение работать с программными средствами, в частности, с программой MS PowerPoint. Многие из них проявили свои дизайнерские способности. В результате они научились работать с цветовыми схемами, графическими объектами, анимационными эффектами.

Результаты своей работы учащиеся продемонстрировали в ходе классного часа на тему «Расскажи мне о себе» и на уроке «Окружающий мир». Все работы ребят признаны отличными. Главным результатом первого опыта применения метода проектов, на наш взгляд, явилось усиление мотивации как к изучению информатики, так и к познанию нового в целом.

Проектная деятельность не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся, она решает «противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно-научной и гуманитарной» . В этом смысле роль интегрированных проектов, выполняемых на основе информатики и других школьных дисциплин, нельзя переоценить. На основе этой идеи был задуман и реализован проект «Восточная сказка», основанный на знаниях, полученных на уроках китайского языка.

Проект «Восточная сказка»

Цели проекта:

Образовательная – организовать индивидуальную и групповую деятельность учащихся; выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме.

Воспитательная – воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; воспитывать личную ответственность за выполнение выбранной работы.

Развивающая – развивать воображение, умение самостоятельной работы с литературой, расширять кругозор, эрудицию, развивать навыки публичных выступлений.

Вначале было сформировано 4 группы учащихся, состоящих из 5–7 человек, которые выбрали понравившиеся им восточные сказки (китайские народные сказки «Сватовство мышки» и «Лягушка и Обезьяна»; японские народные сказки «Благодарность Лисички» и «Горное чудовище»). Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся. В состав каждой группы входили как слабые, так и сильные учащиеся. Поощрялось общение в группах. Таким образом, часть вопросов и проблем при работе решалась без вмешательства учителя, предоставляя ему возможность дополнительно работать с отстающими.

С помощью учителя группы составили план работы над проектом и распределили (уже самостоятельно) обязанности (роли): редактор, дизайнер, художник, сценарист, мультипликатор. Таким образом, каждый учащийся получил свою часть работы.

Результат проекта зависел от вовлеченности каждого члена группы, поэтому все вопросы решались сообща, и, как правило, никаких конфликтов в группе не возникало. Контроль над выполнением работы внутри группы осуществляли сами учащиеся, а учитель отслеживал общую работу, помогал в затруднительных ситуациях, высказывал рекомендации, но не готовое решение. С другой стороны, если работа в группе явно «не клеилась», учитель сохранял за собой право раздать учащимся индивидуальные задания, тем самым стимулируя их для дальнейшей работы над проектом.

Завершение работы над проектом представляло собой демонстрацию и защиту экранизированных восточных сказок. Каждый учащийся в группе должен был овладеть всем учебным материалом по теме, уметь представить и свою часть работы, и работу других членов группы. После защиты и просмотра проектов проводилось их обсуждение с акцентом на успехах детей и на организации работы в группах.

В этом случае метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический микроклимат в группе.

Анализируя работы учащихся, отражающие преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, мы пришли к выводу о продолжении его использования и в новом учебном году – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески. Вот еще некоторые примеры проектов (в кратком изложении), разработанных и реализованных совместно с учащимися уже 4-го класса в I полугодии 2016 г.

Проект «Путешествие вокруг света: реальное или виртуальное»

В рамках этого проекта каждому ребенку индивидуально требовалось подготовить в программе MS PowerPoint туристический проспект, содержащий интересные сведения о выбранной стране. Причем, тема проекта отражала как возможность привлечения жизненного опыта детей (реальное путешествие ребенка по стране), так и возможность самостоятельного поиска информации, анализа литературы, сбора и обработки данных.

Главным результатом работы над проектом мы считаем воспитание у учащихся потребности пополнять свои знания постоянно и развивать умения, позволяющие в море окружающей информации находить релевантную.

Проект «Новый год: история, традиции и обычаи»

Результат работы учащихся над проектом предусматривал создание тематического альбома, отражающего разные культурные традиции и обычаи празднования Нового года. Процесс реализации проекта требовал от детей привлечения жизненного опыта, примеров из окружающей действительности, а стремление к выражению своего отношения к окружающему миру явилось источником развития образного мышления, творческой активности.

Итак, работа над проектом повышает интерес младших школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
В конечном итоге учащиеся видят область применения знаний и навыков, полученных на уроках информатики, что «подготавливает их к дальнейшей практической деятельности, помогает осуществить профессиональный выбор».

Учитель начальных классов Габдраутова Наталья Николаевна

15