Пректная деятельность на уроках английского языка в младших классах


Проектная технология стимулирует интересы младших школьников и развивает их желание учиться. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.
Использование проектной технологии на уроках английского языка
в начальной школе
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Проектная технология стимулирует интересы младших школьников и развивает их желание учиться.
Использование этой технологии позволяет:
– затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
– делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознаёт, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приёмами и средствами обучения;
– создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр;
– постепенно научить школьника работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
– предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Суть проектной технологии – создание учеником проекта. Он представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала и др.).
Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.
Преимущества проектной технологии сводятся к следующему.
1) В условиях проекта учебный процесс выходит за узкие рамки языковых аспектов в область личностных отношений и интересов, когда создаются ситуации, в которых дети сосредотачивают свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании. Школьников объединяет цель совместной деятельности: узнать новую информацию и определённым образом её оформить, сделать что-либо вместе с другими и т.д. 2) В ходе выполнения проектной деятельности ученик активен, он проявляет творчество и самостоятельность и не является пассивным исполнителем воли учителя. Таким образом, проектная технология позволяет исключить формальный характер изучения младшими школьниками языка (по принципу «Надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата изучения языка.
3) Меняются функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранному языку и конкретного урока; второй выступает в роли советчика, помощника, участника детских игр и занятий.
В практике иноязычного образования в начальной школе возможно использование как мини-проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени (1–2 месяца, четверть).
Проекты могут быть индивидуальными (например, коллаж или альбом «Разрешите представиться – это я», «Мое фамильное дерево» и др.) и групповыми («Мы о себе», «Наш родной город»). Так, для второклассников проект может называться «Я, мы и другие», основой его служит сфера интересов, в которой ребёнок приобретает свой социальный опыт общения, он связан с дружбой (другом, друзьями). Для четвероклассников может быть избрана сфера интересов, в которой дети моделируют мир представителей какой-либо профессии, сферы деятельности или обмена, предметами (напр. коллекции) и проекты могут называться «Мы делаем/творим наш театр», «Наши коллекции» и т.п.
Организация проектной деятельности детей начинается с отбора и формулировки темы проекта. Необходимо определить потенциал проекта в плане развития у учащихся не только коммуникативной компетенции, но и их эмоциональных, когнитивных, творческих, социальных, языковых способностей и определить его конечный продукт.
Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Конечный продукт обязательно должен быть продемонстрирован другим и «защищён»: индивидуальный – в своём классе, групповой/коллективный – перед учениками других классов/школ, учителями, родителями и т. д. Основные принципы использования проектной технологии в начальной школе:
– формулировка конкретной цели, направленной на достижение не «языкового», а практического результата (употребить язык в коммуникативных целях, позволяющих узнать/открыть новое; совместно сделать что-либо и т. д.);
– получение каждым учеником конкретного задания, нацеленного на выполнение практического действия с помощью языка;
– самостоятельное выполнение детьми задания и помощь учителя в случае необходимости;
– обоюдная ответственность маленьких учеников и учителя за результаты работы.

Использование проектной технологии предполагает определённую последовательность работы:
Этап 1 – подготовительный: выбор темы и её формулировка, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта;
Этап 2 – сбор материала, в том числе и языкового, накопление и оформление его детьми; обсуждение первых результатов и уточнение конечных результатов работы; поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);
Этап 3 – использование полученного материала в процессе речевого общения; завершение оформления продукта проектной работы;
Этап 4 – подведение итогов и презентация проекта.
Количество этапов зависит от степени сложности проектной деятельности. На подготовительном этапе дети вместе с учителем определяют тему проекта и его конкретную цель. Так, для второго класса итоговая цель упомянутого выше проекта «Я, мы и другие» состоит в оформлении коллажа под девизом «Мы о себе», который представляет каждого ученика (его привычки, любимые занятия, любимую еду, любимое дело, особенности внешности и характера и др.) и всю группу в целом.
На последующих этапах дети не просто усваивают те или иные языковые явления и речевые образцы. Они учатся видеть и оценивать себя и других, узнают, как много общего есть в их привычках и предпочтениях, во внешности, и как они отличны друг от друга. Шаг за шагом, от урока к уроку, самостоятельно и под руководством учителя, играя с языком и на языке, наблюдая друг за другом, работая в малых группах, дети собирают необходимую информацию и оформляют её как в своих индивидуальных альбомах «Мой проект – я о себе», так и в форме совместного коллажа «Мы о себе…». На заключительном этапе ученики осуществляют презентацию своего коллажа и своей группы на утреннике с учащимися параллельных классов.
Таким образом, выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность. В итоге может состояться прекрасный спектакль, в котором участвуют все ученики, и в котором каждый из них может сыграть любую роль. Спектакль можно снять на видеоплёнку и использовать в дальнейшем в учебном процессе с целью развития у детей умений аудирования и говорения.
Успехи участвующего в проекте ученика могут быть оценены как с точки зрения приобретаемых им знаний, навыков и умений, так и с позиции тех изменений, которые происходят в его личности (его системе отношений, позиции).
Осуществить контроль выполнения проектной деятельности – значит оценить вклад проекта в реализацию следующих целей:
• Чему научились школьники в языковом отношении? (Например, они умеют составить список необходимых для приготовления салата продуктов).
• Как изменилась их деятельность общения? (Например, они могут, взаимодействуя друг с другом коллективно, вежливо благодарить, спрашивать, отказываться и т.д.)
• Что изменилось в восприятии ими межкультурных ситуаций? (Например, они могут сравнить празднование Пасхи в нашей стране и в Англии и находить общее и различное.)
• В чём заключается вклад проекта в общее развитие ученика? (Например, он может играть роли героев сказки, выразительно декламировать стихи.)
• Какими универсальными действиями овладели дети? (Они могут, например, осуществлять самостоятельный поиск информации о своём родном городе.)
Проектная технология имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлена на формирование у младших школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать в новой социальной ситуации, на развитие чувства ответственности за конечный результат, умения публично выступить и аргументировано провести презентацию данного проекта.
Литература
1. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. №7.
2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3.
3. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. – М.: МГЛУ, 2009.