Статья .Социокультурное развитие учащихся.


Социокультурное развитие учащихся
Cоциокультурное развитие учащихся – это процесс воспитания социально-значимых личностных качеств (целеустремленности, самостоятельности в принятии решений, коммуникабельности, гражданской ответственности, сознательности, гуманности, духовности и др.), в ходе которого происходит приобретение учащимися знаний о социальных нормах и культурных ценностях; принятие ценностных установок по отношению к себе, труду, обществу, знаниям, другим людям; формирование коммуникативно-поведенческих навыков на основе взаимоуважения, сотрудничества.
В результате этого процесса происходит совершенствование личности, закрепление приобретенных положительных личностных качеств, освоение учащимися социокультурного опыта, а также самореализация личности и становление ее в качестве субъекта культуры.
В связи с этим возникла реальная необходимость совершенствования системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, на формирование мировоззрения учащихся.
Эти условия, в частности, включают:
- ориентацию образовательного процесса на общечеловеческие ценности, применение практик мировой и национальной духовной культуры;
- освоение гуманистических методик обучения и воспитания, а также новых способов познания и форм организации образовательного процесса.
В связи с этим целью любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созданию условий для развития социально-значимых личностных качеств ребенка, по формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе, по приобщение учащихся к нравственным и культурным ценностям общества.
И вот для решения поставленных задач в образовательном процессе, в связи с введением новых требований к результатам освоения ООП Стандартом определен новый ресурс – внеурочная деятельность, в процессе которой возможно и целесообразно решение задач воспитания обучающихся.
2. Под внеурочной деятельностью сегодня понимается образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочных, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и др.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий внеурочной деятельности должна осуществляться по самым разным направлениям, обеспечивающим развитие личности школьника с учетом имеющихся ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Cодержание культурных практик должно быть нацелено на развитие ценностных ориентаций учащихся и организацию культурного уклада их жизни. В содержание занятий необходимо включать тематику социального и культурного характера, изучать материал по культурному и духовному наследию страны.
Данная модель учитывает социально-культурные проблемы учащихся старшего подросткового возраста, поскольку именно в этом возрасте учащиеся оказываются в ситуации выбора ценностей и их осмысления, оценивают собственные действия и поступки.
Показатели оценки социокультурного развития
развиваемые компетенции:
1.познавательные
2.ценностные
3.деятельностные
Мотивационно-ценностный компонент. Целеустремленность.
- преобладание устойчивых личностных мотивов к познанию (например, знания, используемые для осуществления в будущем в профессиональной деятельности, самоутверждение, самооценка);
-осознанный выбор способов личностного самоопределения, стремление получить высокую оценку результатов своего труда. - сформированные ценностные ориентации учащихся, определяющие их жизненные устремления
Когнитивный (познавательный) компонент. Познавательная активность.
- овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа учебно-познавательной деятельности;
-умение представлять результаты своей деятельности;
- усвоение знаний о культурных ценностях общества, о событиях, происходящих в стране и в мире, о социальной значимости профессий;
Духовно-нравственный и общекультурный компонент. Нравственность.
- овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа учебно-познавательной деятельности;
- умение представлять результаты своей деятельности;
- усвоение знаний о культурных ценностях общества, о событиях, происходящих в стране и в мире, о социальной значимости профессий.
Социально-адаптивный компонент
Гражданская ответственность
умение руководствоваться в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями соблюдение прав и обязанностей ученика; - выполнение общественных поручений, участие в проведении мероприятий, имеющих гражданскую направленность.
Социальная активность
- проявление активности, самостоятельности, уверенности в принятии решений;
- способность и умение подчинять свои действия поставленным целям;
- способность к самоорганизации, владение способами организации свободного времени с целью собственного развития;
- приобретение учащимися опыта самостоятельной деятельности в процессе освоения культурных практик.Коммуникабельность
- приобретение коммуникативных навыков группового общения (способность работать в команде, умение общаться, дискутировать, защищать свою точку зрения, выступать публично);
- приобретение опыта коллективного планирования и анализа деятельности;
- способность к выполнению различных ролей в коллективе при решении учебных и социальных задач;
- умение четко и корректно излагать свои мысли; умение давать и получать обратную связь
- способность к анализу собственного поведения и поведения других, способность видеть свои сильные и слабые стороны.
- умение быть тактичным, знать и применять в жизни правила поведения.