Статья Лапытько В.В. по формированию потребности в самореализации


«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің Қостанай қаласы әкімдігі техникалық шығармашылық мектебі» МКҚК
ГККП «Школа технического творчестваакимата города Костаная
отдела образования акимата города Костаная»
Формирование у обучающихся автотрассового кружка
потребности к самореализации с помощью привлечения своих способностей.
Педагог дополнительного образования
Лапытько Владимир Владимирович
Формирование у обучающихся автотрассового кружка потребности к самореализации с помощью привлечения своих способностей.
Лапытько В.В.,
руководитель автотрассового кружка
Люди привыкли объяснять свои действия
из своего мышления, вместо того,
чтобы объяснять их из своих потребностей .
Ф. Энгельс
Каждый человек обладает системой потребностей, находящихся в определенной иерархии. Есть, например, такие: А.Маслоу ыделял 7 групп потребностей:
1) физиологические потребности выживания;
2) потребность в безопасности и сохранении от повреждений;
3) потребность в любви и принадлежности к группе;
4) престижные потребности;
5) потребности самореализации;
6) познавательные;
7) эстетические.
Потребность в самореализации – это проявление потребности Роста и Развития + потребности в Значимости на более высоком уровне развития личности
Самореализация – т.е. самостоятельная реализация собственных способностей. Дословный перевод слова «самореализация» – проявление своего духа. Это поиск своего особого пути в этом мире, утверждение своих ценностей и поиск смысла своего существования в жизни. Говоря проще, самореализующийся человек, это человек, который берет на себя 100% ответственность за достижение собственных целей, сам управляет всеми обстоятельствами, как бы подчиняя и заставляя их работать на свой успех.
Отличительной особенностью потребности в самореализации является то, что ее практически невозможно удовлетворить полностью: создав какое-нибудь произведение - написав роман или изобретя какой-нибудь станок.
Потребность в самореализации толкает его дальше и дальше.
Самореализация напрямую связана с процессом самопознания.
Путь самопознания нелёгок, но очень интересен, он без сомнения поможет нам открыть в себе скрытые таланты и способности, которые мы безусловно захочется реализовать себя
Самореализующийся человек хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, он стремится познать смысл жизни и её сущность.
Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом саморазвитии, их потребности в самореализации. На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос, как проектировать познавательную деятельность учащихся, чтобы она создавала реальные предпосылки для их творческой самореализации. То есть самореализация – это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, это длительный процесс, связанный с внутренним развитием личности, с ее целеполаганием и переживанием своей собственной активности.
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Заметно меняется организация учебной и внеклассной деятельности, большое внимание отводится внеурочной деятельности. Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность
Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам — научным и техническим кружкам при детских ШТТ.
Одна из задач системы воспитания — всестороннее развитие способностей у всех детей. Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей. «Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников умело направляет их развитие.
Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развитая способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
- Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.
-Во- вторых, живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.
Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях руководитель кружка должен подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный. В совместной работе школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
Автотрассовый моделизм – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка, чтобы кружок стал для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Кружковая деятельность автотрассового моделизма ориентирована на реализацию задач социального воспитания и развития творческих, технических детей. В социокультурной среде, создание воспитывающей микросреды защите прав детей в обществе, оказание им помощи в период социального и профессионального становления.
Цель кружка: содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями.
Политехническое развитие молодежи;
Творческое и эстетическое развитие;
Обеспечение возможности самопознания, изучение мира, техники и технологий;
Приобретение практического опыта с целью обоснованного самоопределения.
Задачи:
· формировать позитивную самооценку, самоуважение;
· формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;
· развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией;
· воспитывать ……
Предлагаемые виды деятельности являются целесообразными для детей школьного возраста, так как учтены психологические особенности школьника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание программы отображает круг интересов ребенка данного возраста.
Программа актуальна тем, что у детей есть возможность совершенствовать и закреплять полученные ранее на занятиях кружка навыки и умения. Учитывая интересы и желания детей, можно варьировать занятия, заменяя один вид деятельности другим.
Работа автотрассового кружка предполагает обеспечение взаимосвязи учебной и внеклассной работы, реализацию принципов межпредметной связи, преемственности, создает условия для самовыражения и самоутверждения.
Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути. За время работы в кружке дети накопили определенный пакет знаний опыт работы в различной деятельности. Дети попробовали себя в роли учеников, мастеров, изобретателей и пилотов своих болидов выезжали и участвовали соревнования. Проделанная работа говорит о том, что ребенок, выбрал себе работу по силам, смог найти наиболее интересный ему материал. В кружке дети учатся работать в группе, распределяя между собой роли. Вместе с родителями ищут информацию в сети Интернет, проводят и записывают наблюдения. Каждый ребенок подбирает объект труда по силам и интересам. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и пробуждает желание к работе над другими проектами.
Силы ребенка невелики - пусть невелики будут его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела. Каждый проект – вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, рассчитать свои силы, составить план своей несложной работы, может реализовать себя.
Какие плюсы в работе?
Проектная деятельность помогает ребенку в саморазвитии и самореализации. Она ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала. В современной педагогической науке проектная деятельность рассматривается как дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.