Статья по педагогике Семейное воспитание


Семейная педагогика
Костенич Александра Валерьевна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №4
г. Чистополь, Татарстан
Семейное воспитание в развитии ребенка
Аннотация: в статье рассматривается роль «семейного воспитания» в формировании гармонично развитой личности ребенка, а так же раскрывается связь между психологией семейных отношений и педагогикой.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание.
Одной из важнейших составляющих педагогической науки являются семейное воспитание и семенная педагогика. Среди факторов, влияющих на формирование человека, воспитание занимает особое место, через сознательно организованную, целенаправленную деятельность оно дает возможность проектировать личность с учетом задач общества и ее неповторимой индивидуальности. Целью воспитания всегда было формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Семья как первичная ячейка общества дает человеку самый первый опыт социализации, формируя внутренние качества личности: убеждения, ценностные ориентации, черты характера.
Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Я бы сказала, что это фундамент, на котором строится вся жизнь. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. К тому же, родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Семейное воспитание - одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, направленная на всестороннее развитие личности и сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным. В семье воспитание осуществляется постоянно путем индивидуального воздействия на ребенка при помощи авторитета взрослых. Их примера, семейных традиций.
В свою очередь, семейная педагогика представляет собой отрасль педагогической науки, изучающую специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности и разрабатывающую научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и позволяет найти верное решение.
Семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации личности ребенка, ибо по сути своей она составляет естественную среду развития ребенка, к влиянию которой он восприимчив. И весь комплекс составляющих семейной среды и морально-психологического климата семьи - даже такие, как социальное положение, род занятий и уровень образования родителей, состав семьи и материальная обеспеченность - в течение очень длительного времени определят формирование личности ребенка, его поведение и деятельность. Влияние семейной среды и ее компонентов имеет сложный, полифункциональный, более того, системный характер. Это означает, что однозначный прогноз по какому-либо компоненту не всегда может оказаться верным.
Мы привыкли считать неполные семьи основным источником «дефектных» детей, однако не всегда это связано с морально-психологическим климатом в семье. Безусловно, влияние этого компонента семейной среды на развитие детей трудно переоценить. Педагогическая роль эталона и идеала, каковыми изначально являются для детей их родители, огромна. С возрастом она уменьшается. Но предсказуемость эффекта идентификации ребенка с родителями весьма низка, так как зависит от сопутствующих факторов. Область семейного быта определяет эффективность воспитания и развития ребенка, а так же оказывает влияние на эффективность всех других компонентов семейной среды. Это отношения и взаимоотношения. Отношение родителей к окружающей действительности, работе, семье, домашним и детям. Это та самая психология семейных отношений, которая в свою очередь создает и их педагогику.
Российские психологи и педагоги выяснили, что такие важнейшие качества личности человека, как эмоциональная отзывчивость, коммуникация, мотивированность своей деятельности, а так же ряд других качеств во многом определяются стилем взаимоотношений в семье и ее отношениями с окружающей действительность: ключевой роль человека и преимущественной ориентацией на него, а не на вещи; эмоционально-благоприятными взаимоотношениями и положительным отношением родителей к детям наряду с нормальным их психологическим положением в семье[2, с.75].
Характер взаимоотношений в семье позволяет определить будущие отношения ребенка со сверстниками и его положением в группе: благополучие в семье в этом вопросе автоматически переносится в другие сферы взаимоотношений.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.
Так, например, в семьях подростков-нарушителей наблюдается явное нарушение правильного отношения к ребенку (гиперопека со стороны матери, жесткое, агрессивное отношение со стороны одного из родителей), а так же нарушение характера взаимоотношений и отношений к миру: потребительский стиль воспитания, где материальное благополучие сочетается с полной бездуховностью и т.д,
Можно сказать, что сейчас современная семья переживает нелегкий период. Нынешнее семейное воспитание во многом не соответствует традиционным педагогическим нормам и стандартам в силу стремительно изменяющейся социальной, экономической и политической действительности. Несмотря на это, семья продолжает развиваться, приспосабливаясь к вызовам времени, оставаясь главной человеческой ценностью.
Список литературы
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1985. -238 с. 
Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 1987.-160 с.