«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»


План работы по самообразованию
на 2016-2017 гг.
«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
Воспитатель Кирилюк А.А.
2016-2017гг.
Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Воспитание гуманных чувств детей:
формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма:
Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Актуальность:
«Те высокие нравственные, эстетические
и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого человека и
которые способны вдохновить его на большие
дела и на благородные поступки, не даны
ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных условий жизни
и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.
Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).  Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.
Срок Тема Содержание работы Практический выход
В течении года - изучение нормативных документов;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в интернете информации по образовательным областям;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- изучение и внедрение новых технологий;
- общение с коллегами в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.
- создание собственного сайта и электронного портфолио;
- участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;
- работа с родителями;
- информация для родителей о театральной деятельности в детском саду
(консультация, анкетирование, памятки)
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- доклады, выступления;
- работа с детьми в театральном кружке;
- оформление театрального уголка;
- работа со студентами педагогического колледжа; Сентябрь
2016 г. Работа над темами:
-знакомство с театром;
-кто работает в театре;
-правила поведения в театре;
-с/р игра «Театр». Подбор и приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта
Разработка рабочей программы для театрального кружка «Буратино» на первый год.
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.
Беседы, просмотр картинок и видео- роликов.
Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с устройством театра изнутри.
Консультация для родителей по теме «Театр- наш друг и помощник»
(анкетирование, памятки).
Изготовление папки- передвижки
.
Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса
Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.
Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
Октябрь
2016 г. Работа над темами:
-варежковый театр;
-мимика;
-сила голоса;
-пальчиковый театр.
Артикуляционная гимнастика;
упражнение угадай интонации;
скороговорки;
игра «Успокой куклу»;
игра «Теремок»;
отгадываем загадки
Артикуляционная гимнастика;
игра «Перебежки»;
пальчиковые игры;
игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»
«Праздник со Смешариками»
(игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку»Освоение навыков владения варежковым и пальчиковым театрами.
Развитие мимики;
раскрепощение через игровую деятельность;
Развивитие силы голоса;
работа над активизацией мышц губ.
Ноябрь
2016 г. Работа над темами:
-плоскостной пальчиковый шагающий театр;
-пантомима;
-сила голоса и речевое дыхание;
-конусный настольный театр;
-мимика и жесты
Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики;
этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры
пальчиковые игры;
этюд «Цветочек»; игра «Гудок»;
скороговорки; этюд «Удивительно»
игра «Прекрасный цветок»;
игра «Дует ветер»;
пальчиковые игры;
игра «Медведь и елка»;
игра «Солнечный зайчик»;
этюд «Это я! Это мое!»
игра «Волк и семеро козлят»;
игра «Одуванчик»;
этюд «Великаны и гномы»;
упражнения на тренировку памяти;
игра «Радуга»;
этюд «Медведь в лесу»
Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром театром (инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»).
Освоение навыков владения конусным настольным театром (инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»).
Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
развитие сценической раскрепощённости;
развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ
Развитие воображения;
обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.
Декабрь
2016г. Работа над темами:
-теневой театр
-куклы
би-ба-бо;
-слух и чувство ритма.
Артикуляционная гимнастика;
игра «Лиса и волк»;
игра «Ловим комариков»;
игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;
отгадываем загадки;
этюд «Колокола»;
игры- диалоги;
игра «Чудесные превращения» Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди»). Освоение навыков владения театром би-ба-бо (инсценировка сказки «Волк и лиса»).
Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.
Развитие слуха и чувства ритма у детей.
Конкурс рисунков «В театре» (организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса)
Январь
2017 г. Работа над темами:
-театральные игры;
- куклы-говорунчики- штоковый театр;
-сценическая пластика
Артикуляционная гимнастика;
игра «Что изменилось?»;
игра «Поймай хлопок»;
игра «Я положил в мешок..»;игра «Тень»; этюд «Гадкий утенок»
игра «Внимательные звери»;
игра «Веселые обезъянки»;
игра «Угадай что я делаю»;
игра- викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»;
сочиняем сказку сами;
игра «Не ошибись»;
игра «Если гости постучали»;
пальчиковые игры «Бельчата»;
Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.
Освоение навыков владения куклами- говорунчиками и штоковым театром. Повторение с детьми основных ПДД
Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
Развитие умения передавать через движения тела характер животных.
Февраль
2017 г. Работа над темами:
-расслабление мышц;
- театр из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов);
-магнитный театр;
-театр кукол-оригами;
-чувства и эмоции.
Артикуляционная гимнастика;
этюд на расслабление мышц «Штанга»;
игра «Волк и овцы»;
скороговорки; пальчиковые игры;
изготовление кукол-оригами для театра;
упражнения на тренировку памяти;
игра «Заря»;
этюд «Отряхнем руки»;
пальчиковые игры
этюд «любимая игрушка»;
игра «Старый сом»;
упражнения на развитие сенсорной моторики;
игра «Кошка и скворушки»;
игра «Почта»;
этюд «Кривое зеркало». Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности (инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», «Кот и пес»)
Дать детям возможность ощутить себя «творцами» кукол.
Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»
(семейное видео или фото о том как это делалось)
Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.
Знакомство с миром чувств и эмоций;
развитие умений передавать чувства и эмоции.
Март
2017 г. Работа над темами:
-театром масок;
-театр на фланели;
-инсценировка шуток-малюток;
-культура и техника речи. Сочиняем сказку сами;
артикуляционная гимнастика;
игра «Птицелов»;
пальчиковые игры;
игра «Считай до пяти»;
игра «Больной зуб»;
игра «Укачиваем куклу»;
игра «Игра со свечой»;
игра «Самолет»;
игра Мяч эмоций»; Освоение навыков владения театром масок (инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,«Волк и Семеро козлят»,
«Курочка Ряба»)Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.
Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса.
Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки).
Апрель
2017 г. Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» Артикуляционная гимнастика;
разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций. Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность
Май
2017 г. Театрализованное представление.
Экскурсия в кукольный театр.
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;
раскрытие творческих способностей детей. Показ спектакля родителям.
Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты.
По возможности заглянуть за кулисы.

Литература:
Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.
А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006..
Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.