Мастер-класс Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы


Мастер-класс:
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы на примере фрагмента урока по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Перед семьей, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
В этом смысле неоценимую помощь, на мой взгляд, оказывают уроки литературы, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин.
Представляю вашему вниманию мастер-класс: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы на примере фрагмента урока по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» «Жизненные уроки героя».
События, описанные в рассказе, происходят в сибирской деревне в конце 20-х – начале 30-х годов 20 века, когда только начали создаваться колхозы, многие жили еще единолично, как бабушка и дедушка героя, с которыми он воспитывался, потому что рано потерял мать.
Рассказ Виктора Петровича Астафьева автобиографичен, в герое можно узнать автора, родившегося в Сибири. Детские воспоминания и впечатления лежат в основе его рассказа «Конь с розовой гривой». Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. Детство – удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Сегодня мы должны выяснить, какие жизненные уроки лежат в основе становления личности героя.
Прежде всего, прошу аудиторию ответить на вопрос, что в вашем понимании ДЕТСТВО? Подберите слова-ассоциации с данным словом. А группу я попрошу сравнить ассоциации аудитории с детством главного героя.
(аудитория называет ассоциации)
Наши с вами представления о детстве практически совпали: игра, смех, счастье, проказы, беззаботность, веселье, радость, дружба, каникулы, мультфильмы, прогулки, отдых, конфеты, мороженое.Итак, вопрос группе: как вы думаете, всё ли это было у главного героя рассказа? Почему?
Ответ: Не все перечисленное было у Вити. Время было очень тяжелое. Первые годы после гражданской войны. Страна разорена. Люди живут очень скудно.
Да. В рассказе показано время не из легких. Все тяготы повседневных забот легли именно на плечи бабушки Катерины Петровны. Обратите внимание на доску. Записаны высказывания о бабушке:
«Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтобы в своих бабушках и дедушках в близких и любимых людях отыскали они ее, и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта».
«Боже упаси…перечить бабушке, сделать чего не по ее усмотрению».
Кому принадлежат эти слова?
Ответ: это слова ребенка, Вити и взрослого человека, писателя В.П. Астафьева.
Что же главное было в характере бабушки: строгость или доброта? А может, то и другое? Ответить на этот вопрос нам поможет текст. В рассказе автор не дает подробного описания портрета бабушки, какими способами мы можем представить ее образ?
Ответ: образ можно представить, вообразить, исходя из поступков, речи героини.
Какие языковые особенности отличают бабушку?
Ответ: просторечие, диалекты.
Найдите их в тексте, пожалуйста.
Пока группа работает, я поясню, что такой прием помогает не только развивать умение работы с текстом, но и помогает учащимся понять индивидуальность героя, которую подчеркивает автор при помощи речи.
Итак, назовите, пожалуйста, просторечные и диалектные слова, которые вы нашли.
Ответ: мошенничат, че потом из него будет, малой, утворил, омманешь баушку, восподь тебе пособил.
Чтобы в полной мере вжиться в образ героев, предлагаю учащимся при помощи инсценировок почувствовать себя на их месте. Познакомимся с главными героями рассказа.
Инсценировка: бабушка и внук.
Бабушка: Набершь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.
Внук: Конем, баба?
Бабушка: Конем, конем.
Внук: Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Пряник можно засунуть под рубашку, бегаешь и слышишь, как конь лягает копытами, в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь! С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе и так и эдак ластятся и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его.
Почему пряник конем был желанным подарком для рассказчика?
Ответ: пряник – редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное – почет, внимание.
Вот и отправляется наш герой с ребятами дяди Левонтия в лес за земляникой, чтобы трудом своим заработать пряник, он знает, что даром в жизни ничего не дается. Однако обстоятельства складываются совсем не так, как хотел герой. Что же произошло? Через что пришлось пройти герою? Чтобы ответить на данные вопросы, предлагаю записать такую цепочку: искушение – преступление - муки совести – наказание - прощение. Разобьемся по звеньям цепочки. Задача каждого – найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.
Пока группа работает, я хотела бы спросить у аудитории, какие умения формируются при выполнении такого задания?
Ответы аудитории: умение выделять главное, поиск информации, работа с информацией, анализ информации, построение связной речи.
Итак, группа готова, заслушаем по порядку. А уважаемую аудиторию попрошу проследить, какие жизненные уроки получил герой, прожив этот случай.
1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою землянику.
2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач. 3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке. 4-я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...” 5-я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”.
Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник? Какие качества ее проявились в этом эпизоде?
Ответ: бабушка сумела понять и простить внука.
Что значит понять?
Ответ: понять – значит услышать переживания, мысли другого, разделить его чувства.
Вернемся к вопросу, что же главное было в характере бабушки: строгость или доброта?
Ответ: доброта.
Спасибо. Скажите, пожалуйста, уважаемая аудитория, какие жизненные уроки получил герой?
(после ответов на слайде):
Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.
Очень трудно признаться в содеянном.
Душевное раскаяние очень мучительно.
Раскаяние приносит облегчение.
Бабушка его любит, была доброй и учила нравственной мудрости.
Доброта и милосердие сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание. Поэтому: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника –
того дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Случайна ли форма пряника – «конем?»
Ответ: выбор пряника не случаен. Конь – символ сельской, крестьянской жизни.
Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.
А что вносит в название эпитет «розовый?»
Ответ: цвет детства, чистоты, невинности.
Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера. Уроки литературы дают возможность оценить поступки людей через художественные образы и понять, что хорошо, а что плохо.