Внеурочная деятельность, духовно-нравственное направление


Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
«Прогимназия № 29»

Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Казаневедение»
по духовно-нравственному направлению
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Казаневедение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МАОУ — Прогимназия №29.
Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих традиций привела к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Основные цели программы:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности;
Задачи программы:
- сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края;
- воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
- обеспечить развитие чувственного опыта учащихся;
Программа курса «Казаневедение» разработана и ориентирована на учащихся третьих классов начальной школы. Программа включает в себя 68 занятия. Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Формы организации учебного процесса:
•Беседы
• Экскурсии
• Посещение музеев
• Устные журналы
• Встречи с ветеранами
• Выступление перед сверстниками
• Исследовательская и проектная деятельность учащихся
• Классный час.
Планируемые результаты:
Знать: историю и культуру родного края;
- название страны, республики, города;
- древние и архитектурные памятники;
- известных земляков;
Уметь: устанавливать связи между прошлым и современностью;
- творчески мыслить и рассуждать;
- заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
- рефлексировать свою учебно – познавательную деятельность
Содержание курса.
Моя родина( 6 часов): Моя Родина – Россия, Москва - столица России. Государственный флаг, герб, гимн России и Татарстана. Татарстан- край мой родной. Здравствуй, Казань.
Там, где встанет Казань (1 час): По древним тропам реки Казанки
Казань средневековая(10часов): На великом волжском пути. Город « на славу имени своему». Тайну 1000летия хранила земля. Во времена Золотой Орды. Столица Казанского ханства. Город « на славу имени своему»Стояла Казань твердо и непоколебимо.
Казань среди российских городов(5 часов): Новый град. Да за Булаком на Кабане озере слобода Татарская. Казань- врата Востока. Петропавловский собор. Татарская ратуша. Детище Московского университета.
Казань в XΙX веке(19 часов): Горделивость Казани. Великий геометр. Первооткрыватель Антарктиды. Казанская химическая школа. Есть улицы центральные… Казанские праздники, развлечения, потехи. Литературная Казань. Знание и просвещение не знают границ. Медресе « Мухаммадия». Театральная прощадь. Бабарусы, конка и трамвай. Поющий актер.
Казань в XX веке(20 часов): Казанская художественная школа. По залам Музея изобразительных искусств. Рождение татарского театра. В негасимом созвездии. Мелодии Салиха Сайдашева. Первый татарский профессор- химик. Химический гиган. Крылья республики . Воздушные дороги Казани. Автографы победы. Защитник Брестской крепости. О великой битве по Москвой. Дважды Герой . Не покорившись страху сорока смертей.
Лучезарная наша столица!(3 часа): Казанское метро. Лучезарная наша столица!
Тематическое планирование.
№ Тема Количество часов Форма занятия
1 Моя Родина – Россия 1 Классный час
2 Москва - столица России 1 Беседа
3 Государственный флаг, герб, гимн России 1 Выступление перед сверстниками
4 Татарстан- край мой родной. 1 Классный час
5 Государственный флаг, герб, гимн Татарстана 1 Выступление перед сверстниками
6 Здравствуй, Казань 1 Классный час
7 По древним тропам реки Казанки 1 Беседа
8 На великом волжском пути 1 Устные журналы
9 На страже земли булгарской 1 Беседа
10 Город « на славу имени своему» 1 Классный час
11 Тайну 1000летия хранила земля 1 Устные журналы
12 Во времена Золотой Орды1 Беседа
13 Столица Казанского ханства 1 Классный час
14 Город мастеров 1 Устные журналы
15 Казанская шапка 1 Классный час
16 Что, башня, в имени твоем? 1 Беседа
17 Золотое наставление Мухаммадьяра1 Классный час
18 Стояла Казань твердо и непоколебимо 1 Устные журналы
19 Новый град 1 Беседа
20 Да за Булаком на Кабане озере слобода Татарская 1 Устные журналы
21 Казань- врата Востока 1 Классный час
22 Петропавловский собор 1 Выступление перед сверстниками
23 Татарская ратуша 1 Беседа
24 Детище Московского университета 1 Классный час
25 Горделивость Казани 1 Устные журналы
26 Великий геометр 1 Классный час
27 Первооткрыватель Антарктиды. 1 Устные журналы
28 Казанская химическая школа 1 Беседа
29-31 Есть улицы центральные… 3 Классный час
32-33 Казанские праздники, развлечения, потехи 2 Выступление перед сверстниками
34-36 Литературная Казань 3 Классный час. Посещение музея.
37 Знание и просвещение не знают границ 1 Беседа
38 Медресе « Мухаммадия» 1 Устные журналы
39-41 Театральная прощадь3 Классный час. Посещение музея.
42-43 Бабарусы, конка и трамвай 2 Беседа. Посещение музея.
44-45 Поющий актер 2 Классный час. Посещение музея.
46-47 Казанская художественная школа 2 Выступление перед сверстниками
48-49 По залам Музея изобразительных искусств 2 Классный час. Посещение музея.
50-51 Рождение татарского театра 2 Классный час
52-53 В негасимом созвездии 2 Беседа
54-55 Мелодии Салиха Сайдашева 2 Посещение музея.
56 Первый татарский профессор- химик 1 Классный час
57 Химический гиган1 Устные журналы
58 Крылья республики 1 Выступление перед сверстниками
59 Воздушные дороги Казани 1 Классный час
60-61 Автографы победы 2 Классный час
62 Защитник Брестской крепости 1 Беседа
63 О великой битве по Москвой 1 Устные журналы
64 Дважды Герой 1 Классный час
65-66 Не покорившись страху сорока смертей2 Классный час. Встречи с ветеранами
67 Казанское метро 1 Экскурсия.
67-68 Лучезарная наша столица! 2 Классный час
Литература.
И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Ф.Ш. Хузин «Казаневедение». Учебное пособие для начальной школы/ Под ред. В.И. Пискарева – Казань: Тамга, 2006.
Григорьев Д.В . Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В . Григорьев, П.В . Степанов – М.: Просвещение, 2010.
Г. М. Кочнева, Ф.Р.Николаева «Твоя Родина». ООО «Центр оперативной печати» г. Казань 2000г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщего образования. (Приказ Минобрнауки № 373 от 6 октября 2009 г . «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). – М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е.С. Савинов – М.: Просвещение, 2010.