Внеурочная деятельность, духовно-нравственное направление


Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
«Прогимназия № 29»

Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Страна Этикета»
по общекультурному направлению
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Страна Этикета» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МАОУ — Прогимназия №29
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
• Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп
• Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
• Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
• Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа курса «Школа вежливых наук» разработана и ориентирована на учащихся третьих классов начальной школы. Программа включает в себя 68 занятия. Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Реализация программы осуществляется через следующие формы работы: беседа, классный час, заочные путешествие, участия в творческой деятельности, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов, походы в театр и в музей.
Планируемые результаты: приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Научиться взаимодействовать обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Развивать взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данной уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.Содержание курса
Я и другие (12 часов) Давайте познакомимся. Учимся расставаться. Новенькая. Как поступить? Твёрдое слово «нет»! Играть вместе веселее.
Я и моё поведение (12 часов): Я люблю свой дом. Умею ли я мириться? Хорошо ли обижаться? Хочу быть щедрым. Как научиться быть храбрым? Хорошо ли злиться?
Уроки доброты (12 часов) Уважай отца и мать — будет в жизни благодать. Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным. Не торопись забрать птенца, обдумай помощь до конца. Мир украшают деревья, цветы. Любую болезнь лечит доброе слово. Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом.
Уроки вежливости (12 часов) Правила поведения в транспорте. Ура! Идём в театр! Идём в гости! Что тебе подарить? Не обижайте малышей. Наедине с природой. Правила поведения в лесу.
Уроки Ушинского (12 часов) Умей обождать. Гуси. Спор животных. Спор деревьев. Два козлика. Дятел. Утренние лучи.
В мире мудрых пословиц (8 часов) Хлеб — всему голова. Грамоте учиться всегда пригодится.Дом без книги, что без окон. Нет друга — ищи, нашёл — береги.
Тематическое планирование.
№ Содержание Количество часов Дата
1 Вводный урок. Давайте познакомимся 1 Классный час
2 Давайте познакомимся. Анализ сказки «Как собака друга искала». 1 Беседа, анализ
3 Учимся расставаться. Беседа по картинке. Этюды. 1 Беседа, творческая деятельность
4 Учимся расставаться. Анализ стихотворения И .Солнышко «Слоненок». 1 Классный час, анализ
5 Новенькая. Знакомство с новой ученицей класса. Этюды. 1 Творческая деятельность
6 Новенькая. Работа с текстом «Как я был новеньким». 1 Беседа
7 Как поступить? Работа с текстом «Я хочу шоколадку». 1 Классный час
8 Как поступить? Чтение и инсценировка стихотворения «Кошка и котята» 1 Творческая деятельность
9 Твёрдое слово «нет»! Этюды и упражнения 1 Классный час
10 Твёрдое слово «нет»! Инсценировка стихотворения «Веселый стадион» 1 Творческая деятельность
11 Играть вместе веселее. Работа с рассказом «Кто главный в песочнице» 1 Беседа
12 Играть вместе веселее. Этюды и упражнения. .Обсуждение и принятие «Законов дружбы» 1 Творческая деятельность
13 Я люблю свой дом. Работа над ситуацией «Как поступить?» 1 Дискуссия
14 Я люблю свой дом. Игры «Домик», «Интервью», «Неваляшка». 1 Игра
15 Умею ли я мириться? Анализ произведения К.Д. Ушинского «Спор воды с огнем» 1 Классный час
16 Умею ли я мириться? оставление окончания к рассказу «Спор цветов» Игры «Тряпичная кукла», «Змейка», «Слепой танец»1 Творческая деятельность, игра
17 Хорошо ли обижаться? Обсуждение ситуаций. Игры «Кто живет в избушке», «Люлька» 1 Беседа
18 Хорошо ли обижаться? Составление нового окончания к рассказу «Про львенка Пашу». 1 Творческая деятельность
19 Хочу быть щедрым. Игры «Кораблик», «Пословицы-помощницы». 1 Игра
20 Хочу быть щедрым. Игра-инсценировка «Радуга». 1 Игра-инсценировка
21 Как научиться быть храбрым? Пересказ рассказа Ушинского «Трусливый Ваня». 1 Классный час
22 Как научиться быть храбрым? Составление второй части рассказа «Храбрый Ваня». 1 Творческая деятельность
23 Хорошо ли злиться? Пальчиковые игры. 1 Игра
24 Хорошо ли злиться? Инсценировка рассказа Ушинского «Проказы старухи-зимы». 1 Театральная постановка
25 Уважай отца и мать — будет в жизни благодать. Чтение и беседа по рассказу В. Сухомлинского «А сердце тебе ничего не приказало?» 1 Классный час
26 Уважай отца и мать — будет в жизни благодать. Чтение и беседа по рассказу Сухомлинского «Если бы у меня был ковер-самолет» Рисование на тему «Весь мир я маме подарю». 1 Творческая деятельность
27 Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным. Ситуация «Кошка на дереве». Ситуация «Пропала собака». 1 Инсценировка
28 Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным. Чтение рассказа Ушинского «Играющие собаки» 1 Классный час
29 Не торопись забрать птенца, обдумай помощь до конца. Слушание и обсуждение рассказа И. Тургенева «Воробей». Упражнение «Поговорим» 1 Беседа
30 Не торопись забрать птенца, обдумай помощь до конца. тение и обсуждение ситуации из рассказа «Птичья столовая» . Рисование по произведению. 1 Творческая деятельность
31 Мир украшают деревья, цветы. Упражнение «Какие цветы где цветут?» 1 Классный час
32 Мир украшают деревья, цветы. Рисование «Я рисую букет для мамы». 1 Творческая деятельность
33 Любую болезнь лечит доброе слово. Чтение и обсуждение рассказа Л. Толстого «Лгун». 1 Беседа
34 Любую болезнь лечит доброе слово. Конкурс «Добрые слова» 1 Конкурс
35 Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом. Задушевная беседа «Учимся гулять с больными детьми» 1 Беседа
36 Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом. Упражнение «Пишем письмо детям в детский дом». Рисование на тему «Сердечная ромашка» 1 Творческая деятельность
37 Правила поведения в транспорте. Загадки на колесах. Вопросы профессора Этикета. 1 Классный час
38 Правила поведения в транспорте. Игра «Вежливый трамвайчик». 1 Игра
39 Ура! Идём в театр! Вопросы профессора Этикета. Игра «Занавес». 1 Заочная экскурсия
40 Ура! Идём в театр! Беседа «Театральные секреты» 1 Беседа
41 Идём в гости! Вопросы профессора Этикета. 1 Викторина
42 Идём в гости! Советы госпожи Указки. Веселые загадки 1 Классный час
43 Что тебе подарить? Вопросы профессора Этикета. 1 Викторина
44 Что тебе подарить? Подсказки госпожи Указки. Подарок для друга. 1 Творческая деятельность
45 Не обижайте малышей. Вопросы профессора Этикета. 1 Викторина
46 Не обижайте малышей. Волшебная извинялочка. Игра-мирилка. 1 Игра
47 Наедине с природой. Правила поведения в лесу. Игра «Я знаю лес» 1 Классный час
48 Наедине с природой. Правила поведения в лесу. Сценка «Как зверюшки лес спасли». 1 Театральная постановка
49 Умей обождать. Чтение и работа над текстом «Умей обождать» 1 Беседа
50 Умей обождать. Этюд «Цветок». 1 Классный час
51 Чтение и обсуждение рассказа «Гуси». 1 Классный час
52 Работа с пословицами и поговорками. Творческая деятельность. 1 Творческая деятельность
53 Работа над рассказом «Спор животных». 1 Беседа
54 Работа над рассказом «Спор растений». 1 Классный час
55 Работа над рассказом «Два козлика». 1 Классный час
56 Обсуждение темы «упрямство». 1 Беседа
57 Работа над содержанием текста «Дятел» 1 Классный час
58 Дидактическая игра «Черный ящик». Творческая деятельность. 1 Игра
59 Работа над содержанием рассказа «Утренние лучи». Схематическое изображение героев рассказа. 1 Творческая деятельность
60 Работа с пословицами и поговорками. 1 Классный час
61 Хлеб — всему голова. Чтение и пересказ латышской сказки «Каравай». 1 Беседа, монолог
62 Хлеб — всему голова. Чтение и анализ рассказа «Умная мама-жаворонок». Игра «Закончи пословицу». 1 Игра
63 Грамоте учиться всегда, пригодиться. Чтение и анализ русской народной шутки «Ученый и моряк» 1 Беседа
64 Грамоте учиться всегда, пригодиться. Слушание, анализ и пересказ рассказа Дж. Родари «Учебная конфета». 1 Классный час
65 Дом без книги, что без окон. Беседа «Что мы знаем о книге?» Игра «В библиотеке». 1 Игра
66 Дом без книги, что без окон. Дискуссия на тему «Книга мала, а ум додала» 1 Дискуссия
67 Нет друга — ищи, нашёл — береги. Чтение и обсуждение рассказа Хмельницкого. 1 Беседа
68 Нет друга — ищи, нашёл — береги. Инсценировка рассказа «Облака-подружки» 1 Инсценировка
Итого 68 Литература.
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщего образования . (Приказ Минобрнауки № 373 от 6 октября 2009 г . «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). – М.: Просвещение, 2010.
3. Григорьев Д.В . Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В . Григорьев, П.В . Степанов – М.: Просвещение, 2010.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е.С. Савинов – М.: Просвещение, 2010.