Внеурочная деятельность. Духовно-нравственное направление. История родного края, 5 класс. ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Асаковская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
На ШМО учителей общественных наук и искусства
___________Г.В. СёминаПротокол № ___1___ от«__29__»_августа_2014 г. «Согласовано»
Заместитель директора
школы по ВР
______________Н.И. Брагина
«__29__»__августа__2014 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ
Асаковской СОШ
_____________Г.В. НездороваПриказ № _161_ от«__1__» _сентября_ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«История родного края»
5 А,Б классы
(духовно-нравственное)
Класс 5
Учитель: Голынина Л.В.
Часов в неделю: 1 час
Часов за год: 5 «А» 32 часа
5«Б» 33 часа
2014-2015
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011;
- УМК «История Московской области» авторского коллектива: Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдуллаев Э.Н., Жигарева Е.Г. (М.: Издательство МГОУ, 2005)
Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана с учетом задачи формирования у младших подростков умения жить в обществе. Программа направлена на достижение планируемых результатов воспитания, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании РФ и Московской области: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей.
В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы, в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.
Неотъемлемой частью истории региона, его культуры, духовной жизни является религия и история церкви. История религиозных конфессий в Московском крае, прошлое храмов и монастырей, деяния местных святых, восстанавливаются через обращение к различным источникам, памятникам церковной истории и культуры.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Программа составлена на 1 года обучения, рассчитана на обучающихся 5-х классов. Количество часов, выделенных на изучение курса в каждом классе 34, количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него. Допускается изменение последовательности изучения разделов программы. Учитель оставляет за собой право проводить экскурсии в иные сроки, исходя из целесообразности, возможно на каникулах или в выходные дни.
Цели программы:
воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
воспитание любви к природе родного края;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Задачи программы:
Образовательные
1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. Закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. Развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы работы
игровая;
познавательная;
краеведческая;
просмотр презентаций и видеофильмов;
проектная деятельность;
встречи с интересными людьми;
конкурсы;
посещение библиотек;
экскурсии
Основное содержание курса.
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь, району, области.
При подготовке к  занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Структура курса
5 класс. История родного края: Чупряково – моя малая родина.
Тематический план курса.
Название темы Количество часов
Введение в курс. Что такое краеведение? 1 ч.
Тема 1. Я и моя семья. 5 ч.
Тема 2. Наша школа. 8 ч.
Тема 3. Малая родина. 18 ч.
Подведение итогов. 2 ч.
Всего: 34 ч.
Планируемые результаты изучения курса.
Ученик научится:
объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
называть достопримечательности края; памятники истории и культуры: здания, сооружения, памятные места и предметы связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитие общества, государства, революционным движением, гражданской и отечественной войнами, развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины;
принимать участие в охране памятников истории и культуры;
охранять природу родного микрорайона;
рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
наблюдать и выделять характерные особенности природы;
соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
Ученик получит возможность научиться:
вести диалог и выстраивать собственные монологические высказывания;
понимать особенности и специфику развития края, области, района и города в определенный исторический период;
выполнять проектные работы и рефераты, делать доклады и сообщения по теме
вести исторические экскурсии.
описывать изучаемый объект, объяснять общественное явление с помощью конкретных примеров;
сравнивать и делать вывод по изучаемому вопросу и аргументировать их;
участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы и контраргументы;
вырабатывать личностное отношение к явлениям окружающей действительности;
расширению кругозора;
пополнению учебного материала;
развитию различных видов памяти;
улучшению культуры речи;
умению самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
Календарно-тематическое планирование.
5 «А» класс.
№ п/п Тема урока Плановые Фактические Характеристика основных видов деятельности ученика(на уровне учебных действий)
сроки сроки 1 Введение в курс. Что такое краеведение? 2.09 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю родного края;
Итого: 1 ч. Тема 1. Я и моя семья. 5 ч. 2 Проектная деятельность. Моя семья. 9.09 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах;
3 Проектная деятельность. Моя родословная. 16.09 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах.
4 Профессии моих родителей. 23.09 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах;
Рассказывать о профессии своих родителей;
5 «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. 30.09 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Называть и характеризовать семейные реликвии и памятные вещи своей семьи; давать характеристику семейным реликвиям своих одноклассников; раскрывать характерные черты своей семьи; осуществлять самооценку;
6 Проектная деятельность. Дом, в котором я живу. 14.10 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; планировать свою работу на уроке;
Рассказывать о доме, в котором ты живешь;
Итого: 5 ч. Тема 2. Наша школа. 8 ч. 7 История моей школы. Видео-презентация. Символика родной школы. Школьные традиции. 21.10 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; участвовать в работе группы. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; выполнять задания индивидуально.
8 Проектная деятельность «Моя школа». 28.10 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах.
9 Работа в школьном музее. Обновление экспозиции. 11.11 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; работать в группе;
10 Работа в школьном музее. Обновление экспозиции. 25.11 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; работать в группе;
11 Работа в школьном музее. Обновление экспозиции. 2.12 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; работать в группе;
12 Работа в школьном музее. Обновление экспозиции. 9.12 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; работать в группе;
13 Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается. 16.12 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; выполнять задание индивидуально;
Итого: 7 ч. Тема 3. Малая родина. 18 ч. 14 С чего начинается родина. Экскурсия в школьный музей. 23.12 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
15 Природа родного края. Экскурсия. 13.01 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Характеризовать: 1)основные природные условия родного края;
16 Природа родного края. Экскурсия. 20.01 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Характеризовать: 1)основные природные условия родного края;
17 Страницы истории деревни Чупряково. Обзор тематического стенда. 27.01 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Работать в малых группах по единому заданию; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
18 Церковь. История и судьба. Церковь сегодня. Экскурсия. 3.02 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Объяснять, в чем заключалась роль религии; Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Описывать памятники культуры д. Чупряков;
19 Церковь сегодня. Экскурсия. 10.02 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Описывать памятники культуры д. Чупряков;
20 Проектная деятельность. Из истории деревни..24.02 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах.
21 Деревня Чупряково в годы Великой Отечественной войны. 3.03 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
22 Земляки-участники Великой Отечественной войны. 10.03 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
23 Наша деревня сегодня. Проект: «Письмо другу: я расскажу тебе о своей малой родине». 17.03 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы; работа с картой. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работать индивидуально;
24 По улицам деревни Чупряково. Экскурсия. 24.03 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Высказывать аргументированное суждение о современном состоянии д. Чупряково;
25 Экскурсия в библиотеку д. Чупряково. Наш край богат талантами. Народные промыслы. 31.03 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
26 Чупряково. Наш край богат талантами. Народные промыслы. 14.04 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
27 Экскурсия в библиотеку д. Чупряково. Традиционные деревенские праздники. 21.04 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
28 Экскурсия в библиотеку д. Чупряково. Традиционные деревенские праздники. 28.04 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
29 Экскурсия в библиотеку д. Чупряково. Совхоз «Чупряково». История и современность. 5.05 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
30 Экскурсия в библиотеку д. Чупряково. Совхоз «Чупряково». История и современность. 12.05 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
Итого: 17 ч. 31 Подведение итогов. Оформление фотовыставки «Моя малая родина». 19.05 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; высказывать итог по окончанию курса, его ценность; аргументировать свой ответ, подкрепляя фактами;
32 Подведение итогов. Оформление фотовыставки «Моя малая родина». 26.05 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; высказывать итог по окончанию курса, его ценность; аргументировать свой ответ, подкрепляя фактами;
Итого: 2 ч. Итого по программе:
Итого по плану:
Итого по факту: 34 ч.
32 ч. Календарно-тематическое планирование.
5 «Б» класс.
№ п/п Тема урока Плановые Фактические Характеристика основных видов деятельности ученика(на уровне учебных действий)
сроки сроки 1 Введение в курс. Что такое краеведение? 3.09 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю родного края;
Итого: 1 ч. Тема 1. Я и моя семья. 5 ч. 2 Проектная деятельность. Моя семья. 10.09 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах;
3 Проектная деятельность. Моя родословная. 17.09 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах.
4 Профессии моих родителей. 24.09 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах;
Рассказывать о профессии своих родителей;
5 «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. 1.10 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Называть и характеризовать семейные реликвии и памятные вещи своей семьи; давать характеристику семейным реликвиям своих одноклассников; раскрывать характерные черты своей семьи; осуществлять самооценку;
6 Проектная деятельность. Дом, в котором я живу. 15.10 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; планировать свою работу на уроке;
Рассказывать о доме, в котором ты живешь;
Итого: 5 ч. Тема 2. Наша школа. 8 ч. 7 История моей школы. Видео-презентация. Символика родной школы. Школьные традиции. 22.10 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; участвовать в работе группы.
8 Символика родной школы. Школьные традиции. 29.10 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; выполнять задания индивидуально.
9 Проектная деятельность «Моя школа». 5.11 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах.
10 Работа в школьном музее. Обновление экспозиции. 12.11 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; работать в группе;
11 Работа в школьном музее. Обновление экспозиции. 26.11 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; работать в группе;
12 Работа в школьном музее. Обновление экспозиции. 3.12 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; работать в группе;
13 Работа в школьном музее. Обновление экспозиции. 10.12 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; работать в группе;
14 Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается. 17.12 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; выполнять задание индивидуально;
Итого: 8 ч. Тема 3. Малая родина. 18 ч. 15 С чего начинается родина. Экскурсия в школьный музей. 24.12 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
16 Природа родного края. Экскурсия. 14.01 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Характеризовать: 1)основные природные условия родного края;
17 Природа родного края. Экскурсия. 21.01 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Характеризовать: 1)основные природные условия родного края;
18 Страницы истории деревни Чупряково. Обзор тематического стенда. 28.01 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Работать в малых группах по единому заданию; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
19 Церковь. История и судьба. Церковь сегодня. Экскурсия. 4.02 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Объяснять, в чем заключалась роль религии; Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Описывать памятники культуры д. Чупряков;
20 Церковь сегодня. Экскурсия. 11.02 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке;
Описывать памятники культуры д. Чупряков;
21 Проектная деятельность. Из истории деревни..25.02 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах.
22 Деревня Чупряково в годы Великой Отечественной войны. 4.03 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
23 Земляки-участники Великой Отечественной войны. 11.03 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
24 Наша деревня сегодня. Проект: «Письмо другу: я расскажу тебе о своей малой родине». 18.03 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы; работа с картой. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работать индивидуально;
25 По улицам деревни Чупряково. Экскурсия. 25.03 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Высказывать аргументированное суждение о современном состоянии д. Чупряково;
26 Экскурсия в библиотеку д. Чупряково. Наш край богат талантами. Народные промыслы. 1.04 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
27 Чупряково. Наш край богат талантами. Народные промыслы. 15.04 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
28 Экскурсия в библиотеку д. Чупряково. Традиционные деревенские праздники. 22.04 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
29 Экскурсия в библиотеку д. Чупряково. Традиционные деревенские праздники. 29.04 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
30 Экскурсия в библиотеку д. Чупряково. Совхоз «Чупряково». История и современность. 6.05 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
31 Экскурсия в библиотеку д. Чупряково. Совхоз «Чупряково». История и современность. 13.05 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; находить и группировать информацию по данной теме из текста и изображений учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы.
Итого: 17 ч. 32 Подведение итогов. Оформление фотовыставки «Моя малая родина». 20.05 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; высказывать итог по окончанию курса, его ценность; аргументировать свой ответ, подкрепляя фактами;
33 Подведение итогов. Оформление фотовыставки «Моя малая родина». 27.05 Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; работа в группах; высказывать итог по окончанию курса, его ценность; аргументировать свой ответ, подкрепляя фактами;
Итого: 2 ч. Итого по программе:
Итого по плану:
Итого по факту: 34 ч.
33 ч. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Список литературы для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Об охране и использовании памятников истории и культуры. Закон Союза СССР 1976 г.
Об уголовной ответственности на нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. Закон Союза СССР 1991 г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Богданов А.П. На поле Бородинском. М. Воениздат. 1987.
Вахрушев А.М. Зори Бородина. М. Воениздат. 1992
Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
Вяземский Е.Е. “Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ". М., 1991
Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 
Матюшин Т.Н. “Историческое краеведение". М., 1987 г.
Основы школьного краеведения. Учебное пособие, Петрозаводск, 1977
Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. – М.: Издательство МГОУ, 2005.
Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Рабочая тетрадь. – М.: Издательство МГОУ, 2005.
Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Методическое пособие для учителя. – М.: Издательство МГОУ, 2005
Литература для ученика:
Богданов А.П. На поле Бородинском. М. Воениздат. 1987.
Вахрушев А.М. Зори Бородина. М. Воениздат. 1992
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 
Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. – М.: Издательство МГОУ, 2005.
Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Рабочая тетрадь. – М.: Издательство МГОУ, 2005.
Техническое обеспечение:
Компьютер;
Колонки;
Проектор;
Проектная доска;
Принтер, ксерокс, сканер;