Календарно-тематическое планирование кружка «Забавный лоскуток «




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ КРУЖКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
« Забавный лоскуток»
(для учащихся 5-6 классов).



Количество часов всего: на год – 68;
в неделю – 2.


Планирование составлено на основе:
1.Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 5-11 классы. Техническое творчество. ( В.П. Овечкин). Введение в творческое конструирование (К.А.Скворцов).Москва « Просвещение», 2000г.
2.Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народного творчества и художественных промыслов.5-11 классы, Москва «Просвещение», 1992 г.




Календарно-тематическое планирование составил: Е.А.Краснова





Дополнительная литература:
1. Рондели И.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: книга для учителей .- М.: «Просвещение», 1984.
2. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. Из опыта работы.- М. : «Просвещение», 1978.
3. Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М. : изд-во ЭКСМО, 2004.
4. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики.- М.: ЭКСМО, 2003.
5. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек- сувениров.- М.: «Просвещение», 1987.67. Шитьё : 101 секрет/Пер. с анг.-М.: Издательский дом «Ниола-Пресс»,1999.
7. Шьём быстро и легко./ Пер. с анг. – М.: Издательский дом «Ниола 21 век», 2001
7. Журналы «Ателье», «Анна», «Burda».






















Пояснительная записка.

Современное школьное образование рассматривается как система подготовки молодёжи к самостоятельной жизни , благополучной адаптации к непрерывно изменяющихся внешним условиях . Цель обучения по разделу « Техническое творчество», входящему в общий курс « Технология». Может быть сформулирована так: раскрыть творческие способности школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы и дать возможность выбора пути самореализации в обществе.
Кружок « Школа рукоделия» объединяет в себе техническое творчество и художественное конструирование, поэтому он должен способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать место и значение художественного проектирования современных изделий, научить их понимать основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий.


Цели кружка:
Формирование творческого отношения к любому заданию, решению любой поставленной задачи;
Формирование у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру;
Знакомство с основными закономерностями формообразования;
Знакомство с основами проектной деятельности;
Формирование начальных умений в выполнении графических и объёмных проектов, сочетающих в себе как технические , так и эстетические начала;
Формирование умений и навыков работы с текстильными материалами.

Учащиеся должны знать:
Свойства тканей и ниток;
Приёмы работы в технике « пэчворк»;;
Правила безопасного использования рабочих инструментов;
Гармоничное сочетание цветов
Принципы объёмного проектирования (макетирования);
Различные способы разработки и изготовления изделий;
Виды отделки швейных изделий;
Экономные правила раскроя;

Учащиеся должны уметь:
Применять методы технического конструирования;
Проводить информационный поиск;
Выполнять ручные стежки и строчки;
Подбирать цветовую гамму изделия;
Работать с помощью инструментов и приспособлений4
Осуществлять художественную отделку изделия;
Выполнять раскрой ткани;
Технологично выполнять различные машинные швы;
Обсуждать, оценивать эскизы и готовые изделия;
Участвовать в организации творческих выставок (эскизов, макетов, готовых изделий).

















занятия
дата
Тема занятия
Теоретическое и практическое обучение

1,2

«Бабушкино наследство»
Демонстрация работ, выполненных в различных техниках. Виды тканей, применяемые для творческих работ. Создание лоскутной картотеки.

3.4

Организация рабочей коробки.
Инструменты и материалы, используемые в работе. Выполнение ручных швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «петельный», потайной шов.

5,6

Аппликация на бумаге.
Используя разработанный шаблон, вырезать из ткани детали аппликации . создание индивидуальной композиции на тему «Осенний букет» или «мир животных».

7, 8, 9,10

Объёмная тканевая аппликация.
Использование объёмной тканевой аппликации для украшения текстильных изделий. Варианты аппликаций. Дополнительные материалы. Приёмы работы. Способы переноса рисунка на ткань.

11,12,13,14

Работа на швейной машине.
Правила работы на швейной машине, ТБ. Виды машинных швов, используемых в лоскутной пластике. Выполнение стачного, двойного стачного, бельевого (французкого). Зигзагообразного швов и шва «встык».

15,16

Обработка срезов изделия.
Виды обработки срезов: косой бейкой, поперечной полосой, готовой тесьмой .Правила раскроя полосок и обтачивание срезов косыми полосками. Обработка края с помощью рулика. Использование канта и бейки.

17,18

Обработка углов изделия.
Приёмы обработки углов: « под рамку», подкладочной тканью. Способы при использовании тонких и толстых тканей.

19,20,21,22

Шитьё из полосок.
Приёмы шитья из разноцветных полосок. Раскрой полосок с помощью шаблона. Стачивание полосок с помощь основы. Стачивание полосок без основы. Диагональные полоски. «Бревенчатая изба». «Ананас»

23,24,25,26

Весёлые квадратики.
Разработка эскиза- цветного узора. Использование рисунков для вышивки крестом. Принцип соединения квадратиков в полотно. Двухцветная «шахматка». «Шахматка» по диагонали.

27,28,29,30,
31,32

Изготовление декоративной наволочки.
Создание эскиза изделия. Подбор лоскутов. Выкраивание элементов и соединение их между собой. Обработка края изделия.

33,34

Мягкая игрушка- вид декоративно-прикладного творчества.
Рассказ о народной игрушке. Особенности богородской, дымковской, филимоновской игрушек. Матрёшка- визитная карточка России.

35,36

Организация рабочего места.
Инструменты и материалы, используемые в работе. Правила увеличения и уменьшения выкройки, перенос выкройки на ткань. Правила раскроя меха.

37,38

Мягкая игрушка « Мячик».
Изготовление выкройки, раскрой. Стачивание деталей петельным швом. Технология набивки. Завершение работы с помощью потайного шва..

39,40

Мягкая игрушка « Ёжик».
Изготовление выкройки, раскрой, стачивание. Комбинирование тканей различной фактуры.

41,42,43,44

Мягкая игрушка « Кролик».
Изготовление выкройки, раскрой, стачивание отдельных деталей. Соединение деталей. Художественное оформление готовой игрушки: способы изготовления носа, глаз.

45,46,47,48

Изготовление настенной мягкой игрушки.
Способы изготовления настенной модели. Материалы, необходимые для работы (картон, фанера) Раскрой , изготовление мягких деталей игрушки. Соединение мягкой и твёрдой части игрушки. Художественное оформление готового изделия.

49,50,51,52

Мягкая игрушка « Попугай».
Изготовление выкройки, раскрой, стачивание отдельных деталей. Соединение деталей. Художественное оформление готовой игрушки:

53,54,55,56,
57,58,59,60

Изготовление лоскутной куклы.
Создание эскиза модели куклы. Построение выкройки туловища, головы, рук и ног. Обработка отдельных частей, заполнение ватой, соединение между собой. Художественный образ куклы: оформление лица, причёски. Изготовление одежды.

61,62,63,64.
65,66

Изготовление кошелька-игрушки.
На выбор предлагается изготовить кошелёк-слоник или кошелёк- собачку. Изготовление выкройки, раскрой. Стачивание деталей, вшивание застёжки-«молния». Художественное оформление готового кошелька.

67,68

Организация выставки работ
Подведение итогов учебного года, обсуждение планов на следующий учебный год.


15