Статья Родной язык-этоязык нации, язык предков, связь человека с его народом


Османова Равиля Абдулловна-
учитель татарского языка и литературы
МБОУ «Лопатинская ООШ».
Эссе.
Родной язык – это «язык нации, язык предков, связь человека с его народом».
Без татарлар, телебез – татар теле, мөстакыйль
һәм төзек кагыйдәле камил тел ул.
Бүтән телләрдән бер дә ким түгел...
Каюм НасыйриМеня зовут Османова Равиля Абдулловна. Родилась и выросла я в татарском селе Пица Сергачского района Нижегородской области. После окончания Пиценской восьмилетней школы еще два года проучилась в Кочко-Пожарской средней школе, т.к. нужно было получить среднее образование. Мои родители –простые сельские жители –с самого детства мне внушали, что нужно учиться, несмотря ни на какие трудности. А мама любила повторять: «Ломоносов в лаптях учился…» Отец всю жизнь проработал в колхозе шофером, а мама почти 40 лет лечила в нашем селе людей- была фельдшером-акушеркой. А вот когда пришло время мне выбирать профессию, я ни на секунду не сомневаясь, решила, что буду учителем. Ведь это была моя детская мечта-стать учителем русского языка и литературы. Мама до сих пор вспоминает, как я собирала к нам домой соседских ребятишек и начинала их «учить»: диктовала им предложения, а затем проверяла красной пастой то, что они написали. Прямо как настоящая учительница! И этим детским мечтам суждено было сбыться. В 1988году поступила в Арзамасский педагогический институт имени А.П.Гайдара на факультет русского языка и литературы. В 1993 году, окончив институт, вернулась в родное село и стала работать в школе. 17 лет я проработала учителем по своей специальности. В 2010 году нашу Пиценскую школу закрыли, и детям пришлось учиться в соседнем селе Лопатино, что в семи километрах от нас. Здесь я стала работать учителем татарского языка и литературы. Прошла курсы переподготовки в г.Казань и вот уже шесть лет веду уроки татарского языка и литературы в русской школе.
На своих уроках стараюсь привить детям любовь к родному языку, нашим национальным традиция и обычаям. К огромному сожалению, не все дети-татары посещают уроки татарского языка, т.к. их родители считают, что это не обязательно в современном мире, а важнее экономика и информатика (дело в том, что некоторые уроки татарского языка по учебному плану школы ведутся за счет этих предметов). Почему же дети-татары вынуждены выбирать между теми или иными предметами?! Мне больно осознавать, что с каждым годом в нашей школе желающих изучать свой родной -татарский- язык становится все меньше и меньше. Как же убедить родителей и их детей в том, что «родной язык-это «язык нации, язык предков, связь человека с его народом»? Ведь именно благодаря родному языку мы знаем, как жили наши предки, какие песни они пели и какие у них были традиции и праздники.
Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре дело сложное и важное. Вопрос сохранения языка равен вопросу сохранения народа. Именно уроки татарского языка, татарской литературы, внеклассная деятельность помогают найти пути решения насущной задачи. Поэтому я считаю, что большое внимание в педагогической деятельности следует уделять сохранению национальных традиций и духовно-нравственной культуры. Как сказал известный татарский поэт Разиль Валеев:
Үз тарихын халык үзе ясый,
Бирми халык үзен үлемгә!
Риваятьләренә төреп, саклап
Алып килгән сине бүгенгә.
(Историю свою народ творит,
Вновь возрождаясь с каждым поколением.
И наша явь-наследие веков,
Дар предков-своим потомкам.)
   И свою цель мы, учителя родного языка, видим  в том, чтобы обогатить  духовный мир учеников,  показать и передать великолепие   и разнообразие духа народа.
Мне хочется выразить огромную благодарность тем родителям, которые решили, что знать и изучать великий татарский язык ,на котором творили свои бесценные произведения Тукай, Джалиль, Такташ и мн.др., необходимо, ведь не зная языка, нельзя изучать историю своего народа.
Язык-форма и зеркало культуры, вбирающее всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Вот почему для меня, как учителя родного языка, важно донести до обучающихся самоценность языковой культуры татарского народа. Задача учителя родного языка гораздо шире, чем научить писать, читать и говорить на родном языке- не менее важно дать знания о литературе, культуре и истории своего народа и через овладение этими знаниями помочь осознать себя на равнодушными наблюдателями данного процесса, а частью своего народа. Татарская национальная культура-это источник мудрости, великодушия, высоких нравственных идеалов. Поэтому в МБОУ «Лопатинская ООШ», где я работаю, часто проходят мероприятия, посвященные татарским поэтам, татарским праздникам. Наряду с татарскими детьми в них с большим интересом участвуют и русскоязычные дети. Это уже стало доброй традицией. Мы ежегодно участвуем в татарском межрайонном фестивале детских фольклорных коллективов, который проводится в г. Сергач и во всевозможных муниципальных и областных конкурсах и занимаем призовые места.
В наши дни, когда с невиданной скоростью происходит радикальная смена представлений о мире, о жизненных приоритетах и моральных ценностях, требуется формировать у детей такие понятия, как любовь к Родине, толерантность, уважение к старшим, наследуя моральные и нравственные ценности, оставленные нашими предками.