Сценарий классного часа Жизнь и творчество художника М.Б. Грекова


Тема:
«Жизнь и творчество художника М. Б. Грекова»
Цели и задачи классного часа:
Эстетическое воспитание и развитие студента;
Привить студентам любовь к искусству;
Расширить их кругозор.
Техническое и программное оснащение
классного часа:
Презентация работ художника М. Б. Грекова;
ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор
План:
Вступительное слово классного руководителя
Сценарий классного часа
Заключительное слово классного руководителя
Заключение
Приложение
Литература
Вступительное слово классного руководителя
Здравствуйте, дорогие студенты и гости нашего мероприятия.
Темой классного часа на сегодня является «Жизнь и творчество художника Митрофана Борисовича Грекова». Это выдающийся русский художник, основоположник русской школы батальной живописи XX века. Он сыграл заметную роль в развитии отечественного искусства.
И мы постараемся рассказать об этом человеке как о художнике и его произведениях.
Сценарий классного часа
Действующие лица: Ведущие 1 – 3.
(Слайд 1)
1605915102870
Портрет М. Б. Грекова
Ведущий 1. Митрофан Борисович Греков, сын донского казачьего офицера в отставке, родился 3 июля 1882 года на хуторе Шарпаевка Области Войска Донского. Детство и юность будущего художника прошли на Дону. (Слайд 2)
Ведущий 2. В 1898 году по окончании Каменского училища Митрофан Греков поступает в Одесское художественное училище, где учится у таких мастеров, как К. Костанди, Г. Ладыженский.
Ведущий 3. Успешно закончив его в 1903 году и получив прекрасную рекомендацию, Митрофан Греков без экзаменов поступает в Петербургскую Академию художеств. Там он завершает свое художественное образование в мастерской И.Е. Репина, заслужив премию имени А. Куинджи, а затем в батальной мастерской Франца Рубо.
Ведущий 1. Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога - "Оборона Севастополя" (1907) и "Бородинская битва" (1911). В этом же году Греков выполняет свою дипломную работу «Волы в плугу», за которую удостаивается звания художника. (Слайд 3)
Ведущий 2. Окончив Академию художеств, после годичной воинской повинности, в 1912 году М. Б. Греков был призван на службу в лейб-гвардии казачий Атаманский полк, а в 1914 г. призывается в действующую армию и служит конным ординарцем в казачьей сотне на германском фронте. (Слайды 4 и 5)
Ведущий 3. Но после тяжелого ранения весной 1917 года демобилизуется и обосновывается у себя на родине в Новочеркасске. Здесь он и создаёт свои первые картины на темы гражданской войны на основе того, что сам видел, чувствовал и знал. (Слайды 6 и 7)
Ведущий 1. Среди них: «Выезд казачьей батареи на позиции» (1918), «Стремительный натиск» (1919), «Красноармейцы врываются в станицу, занятую деникинцами» (1919), «Отступают» (1919) и другие. (Слайды 8 - 11)
Ведущий 2. Эти ранние произведения художника составляют основу экспозиции Дома-музея М. Б. Грекова, созданного в Новочеркасске в 1957 году в доме, где он жил и работал. (Слайд 12)
Ведущий 3. Среди них особо следует отметить картину «Отступают» (1919), которая своим драматическим сюжетом, изображающим выходящий из боя белогвардейский отряд, перекликается с переживаниями, позднее описанными в знаменитом романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». (Слайд 13)
Ведущий 1. Здесь, в Новочеркасске, им написано огромное количество этюдов, которые он использовал в работе над картинами. Греков неоднократно подчеркивал, что только глубокое знание натуры дает художнику подлинную свободу в творческой реализации замыслов.
Ведущий 2. Наряду с точной психологической характеристикой изображенных героев, знанием и великолепным мастерством в изображении лошадей, пейзаж в батальных картинах художника всегда эмоционально усиливает, обостряет восприятие сюжетного действия. Поэтому он постоянно писал натурные этюды, добиваясь в них ощущения воздуха, солнца, простора. (Слайды 14 - 15)
Ведущий 3. В картинах Грекова батальный сюжет слит воедино с пейзажной средой, определяющей эмоциональную взволнованность холста. Новаторство Грекова в том и заключается, что он обогатил батальную живопись пленерными достижениями, эмоциональным чувством и переживаниями, освободив ее от излишней повествовательности, условности и парадности. (Слайды 16 - 17)
Ведущий 1. Это и позволило ему создать глубоко реалистические, взволнованные образы, овеянные романтикой подвига. Греков убежденно отстаивал в своем творчестве историческую правду и реализм как основу настоящего художественного произведения. (Слайды 18 - 19)
Ведущий 2. По заказу Ворошилова Греков создает портреты героев Гражданской войны. Интерес к творчеству художника и помощь ему в работе оказывают С.М. Буденный и Е.А. Щаденко. (Слайды 20 - 21)
Ведущий 3. Он создает хорошо известные всем картины: «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной» (1934), «Взятие Новочеркасска» и другие. (Слайды 22 - 24)
Ведущий 1. Картина «В отряд к Буденному» имела определенный успех у военного руководства Красной Армии. В этом небольшом полотне с изображением единственного персонажа достигнут тот совершенный смысловой и композиционный лаконизм, который будет характеризовать все дальнейшее творчество Грекова. (Слайд 25)
Ведущий 2. В произведениях «Тачанка», «Взятие Новочеркасска», «Красные части занимают хутор» (1926), «Кавалерийская атака» (1927), начинает преобладать сильная динамика, страстный порыв; композиции приобретают остроту и одновременно большую глубину. (Слайд 26)
Ведущий 3. Весь строй этих полотен проникнут романтическим революционным духом, выраженным в стремительном, вихревом движении людей и масс воздуха. Недаром грековская «Тачанка» стала своеобразным символом гражданской войны.
Ведущий 1. В конце 1920-х годов Греков настойчиво стремится возродить монументальное искусство панорамы, о котором он мечтал еще со времи учебы у Ф. А. Рубо. Он считал его искусством будущего, наиболее действенным и массовым. (Слайд 27)
Ведущий 2. В 1931 г. Митрофан Греков переезжает в Москву и становится членом новой творческой организации – Союза советских художников. В эти годы живописец начинает развивать идею, связанную с тематическими передвижными выставками, диорамами и панорамами. (Слайды 28 – 29)
Ведущий 3. Первая его диорама – «Взятие Ростова» (1928) - не сохранилась: она сгорела во время бомбежки в Пятигорске в период Великой Отечественной войны.
Ведущий 1. Греков создает ряд эскизов к диорамам «Егорлыкский бой» (1931, совместно с Г. К. Савицким), «Штурм Перекопа» (1931), «Памятник Первой Конной», «Оборона Цырицына» (обе 1933). (Слайды 30 – 31)
Ведущий 2. В 1934 г. Греков получает заказ на исполнение вместе с бригадой художников под его руководством комплексной панорамы «Перекоп». (Слайд 32)
Ведущий 3. Выступая новатором в этой области, художник предлагает заменить круглую панораму на комплексную, состоящую из ряда диорам, объединенных композиционно и тематически.
Ведущий 1. Эта огромная работа не мешает ему продуктивно трудиться и в области станковой живописи. Картины «Чертов мост» (1931), «Конармейская тачанка. Выезд на позиции» (1933), «Знаменщик и трубач», «Трубачи Первой Конной армии» (1934) знаменуют собой высший расцвет батальной живописи Грекова. (Слайды 33 – 35)
Ведущий 2. Но во время подготовки этюдного материала в Крыму к панораме «Перекоп» Митрофан Борисович скоропостижно умирает от сердечного приступа 27 ноября 1934г. Похоронен он в Москве на Новодевичьем кладбище. (Слайд 36)
Ведущий 3. 29 ноября нарком обороны К.Е. Ворошилов издает приказ о создании изомастерской самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова в особой отдельной кавалерийской бригаде.
Ведущий 1. Так мечта художника, не раз высказанная им в беседах с К. Ворошиловым и С. Буденным, о необходимости создания творческого отряда художников при Красной Армии, которые могли бы живописными средствами писать ее историю, неожиданно воплотилась в жизнь.
Ведущий 2. Митрофан Борисович Греков создал свою школу батальной живописи, свой творческий метод, который он сам назвал «социалистическим реализмом».
Ведущий 3. Его творческим наследием можно гордиться. Поэтому М. Б. Грекова по праву считают основоположником русской школы батальной живописи ХХ столетия.
Заключительное слово классного руководителя
Ребята, расскажите о своих впечатлениях. Понравились ли вам картины художника М. Б. Грекова? Какие из них больше всего понравились?
Подводя итог, хочу сказать, что цели нашего классного часа, а именно расширить ваш кругозор, привить интерес, любовь к искусству были достигнуты.
Спасибо всем вам, кто принимал участие в подготовке и проведении классного часа. До свидания.
Заключение
Студентам был интересен рассказ о жизни и творчестве художника, они внимательно рассматривали его картины, активно обсуждали и комментировали увиденное. Больше всего своим реализмом впечатлили ребят картины «Тачанка», «Чертов мост» и «В отряд к Буденному».
В плане эстетического воспитания молодежи проведенный классный час об искусстве позволит расширить кругозор студентов, привить им любовь к живописи.
Литература
Интернет – источники:
http://news.webrostov.ru/cult/3582311http://www.grekovstudio.ru/artists/old/30/http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10704/Брошюра «М. Б. Греков. Художник – творчество – эпоха».