Основные направления работы психолога в контексте проблемы школьной тревожности обучающихся


Основные направления работы психолога в контексте проблемы школьной тревожности обучающихсяАнализ феномена школьной тревожности, показал, что причинами ее возникновения могут стать отношения обучающегося к различным компонентам образовательной среды, работа по профилактике и коррекции  школьной тревожности должна носить комплексный характер, охватывая различные сферы школьной жизни ребенка. Кроме тoгo, поскольку на разных этапах обучения школьная тревожность обусловливается различными по своей сути причинами, работу необходимо строить с учетом возраста обучающихся, которым она адресована.
Работа психолога в контексте проблемы школьной тревожности обучающихся предполагает несколько последовательных этапов.
На первом (психодиагностическом) этапе необходимо выявить детей, для которых характерна повышенная школьная тревожность. Для этого проводится фронтальная психодиагностика либо в тех параллелях, которые традиционно считаются «проблемными» в силу нестабильности социально-педагогической ситуации или возрастных особенностей развития (1-й, 5-й, 8-й, 9-11-й классы), либо, если позволяют ресурсы психологической службы школы, во всех параллелях. Психодиагностические методики для фронтальной психодиагностики в силу ее «массовости», а также ежегодной повторяемости, должны отвечать следующим требованиям:
- они должны предоставлять возможность проведения диагностики в групповом режиме, независимо от возраста испытуемых;
- проведение диагностики не должно занимать много времени; - полученные с их помощью результаты должны легко обрабатываться и интерпретироваться;
методика должна давать максимально объективный материал, относительно независимый от уровня развития рефлексии испытуемых и их стремления соответствовать социально желательным образцам, а также допускать повторные применения;
- результаты должны быть предоставлены детям в доступной для них форме в режиме «развивающей психодиагностики», что является важным фактором в создании условий для формирования у детей мотивации участия в последующих психопрофилактических или коррекционно-развивающих мероприятиях.
По результатам фронтальной диагностики определяются обучающиеся «группы риска» (характеризующиеся повышенной школьной тревожностью). Они требуют повышенного внимания со стороны психолога. На следующих этапах работы с ними необходимо:
- провести углубленную психодиагностику уровня школьной тревожности;
- провести консультации с педагогами и родителями для сбора дополнительных данных об «эмоциональном статусе» ребенка, а также для создания условий, способствующих развитию у взрослых мотивации поддержки ребенка во время участия в коррекционно-развивающих мероприятиях;
- провести коррекционно-развивающую работу (в индивидуальной или групповой форме);
- осуществить итоговую психодиагностику уровня тревожности обучающихся, позволяющую оценить эффективность коррекционно-развивающей работы; диагностика проводится как минимум по истечении одного месяца, поскольку навыки эмоционального самоконтроля должны не только сформироваться в процессе работы, но и ассимилироваться по ее окончании.
С обучающимися, не попавшими в «группу риска», проводятся психопрофилактические мероприятия, которые, в силу комплексности детерминант школьной тревожности, должны, помимо работы с самими обучащимися, затрагивать их родителей и педагогов.