разработка урока по химии, раздел физическая химия по теме: Жидкое состояние вещества

Тема урока №8. Жидкое состояние вещества.
Цели урока:
Создать условия для формирования осознанного представления студентов о свойствах жидкости, о роли в технологических процессах приготовления блюд.
Способствовать воспитанию положительной учебной и познавательной мотивации студентов, ответственности за результаты коллективной деятельности.
Содействовать развитию критического мышления, творческой самостоятельности, способности самооценки знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Оснащение урока: учебник В.В. Белик., К.И.Киенская «Физическая и коллоидная химия», С.В. Горбунцова «Физическая и коллоидная химия в общественном питании», мультимедийная установка, презентация «Жидкое состояние», образцы жидкостей, стаканы, капилляры, ПАВ.
Межпредметные связи: физика, общая химия, технология продукции общественного питания, оборудование.
Студент должен знать: Свойства жидкостей. Поверхностное натяжение. Методы определения поверхностного натяжения. Поверхностно-активные вещества, их роль в технологии продукции общественного питания (эмульгирование, пенообразование). Вязкость жидкостей, ее зависимость от различных факторов. Методы определения относительной вязкости. Влияние вязкости на качество пищевых продуктов (супы, желированные блюда, каши, студни и др.).

Ход урока:
I. Организационный момент.
- приветствие;
- фиксация отсутствующих;
-проверка подготовленности студентов к учебному занятию.

II.Стадия вызова.
Звучит музыка.
Вступительное слово преподавателя.
Студентам предлагается ответить на вопрос: С чем ассоциируется у вас эта музыка.
Ответы студентов: с чем-то спокойным, светлым. Музыка меня расслабляет И только кто-то высказывает предположение, что музыка напоминает таянье сосулек, как будто что-то капает. – Замечательно!
На экране проецируются несколько изображений ( Слайд 1).
Преподаватель задает вопрос студентам: Что объединяет все эти изображения?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 13 LINK "http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Ответ однозначный, что на картинках изображены различные жидкости.

Преподаватель предлагает студентам записать в тетрадях тему урока: «Жидкое состояние» (Слайд 2), затем заполнить первый столбик таблицы «Что я знаю?», внеся всю известную им информацию о жидкостях.

Что я знаю?
Что узнал о жидкостях?
Что бы еще хотел знать?






Заслушиваются ответы студентов.
Жидкости текучи, не имеют формы и объема. Могут только принимать форму того сосуда, в котором находятся. Жидкости занимают промежуточное положение между газами и твердыми веществами. Обладают температурами кипения и замерзания.
Работа студентов в группах.
У каждого на столе находятся три образца жидкостей. Вода, растительное масло и кисель. Студентам предлагается охарактеризовать эти жидкости. Попытаться вспомнить свойства жидкостей, которые не прозвучали в ответах студентов (вспоминают, что жидкости обладают вязкостью).
Демонстрируется видео-опыт, из которого студенты вспоминают еще одно свойство жидкостей – поверхностное натяжение.

III
·. Стадия осмысления.
Студентам предлагается прочитать и осмыслить параграфы учебника, касающиеся темы «Жидкое состояние».
Задания по группам:
1группа составляет кластер по предложенному материалу.
2 и 3 группы работают над проблемными вопросами, которые им предложены:
- Понятие «вязкость»? Методы ее определения? Как влияет вязкость на качество пищевых продуктов?
- Понятие «поверхностное натяжение» Методы его определения? ПАВ, их роль в производстве пищевых продуктов.
По завершению выполнения творческого задания, каждому студенту предлагается оценить представленные проекты.
Студенты работают, звучит негромкая музыка.





В процессе выполнения студентами заданий используется прием технологии развития критического мышления «Карусель». Студенты поочередно вписывают на лист ватмана свои заключения по кругу, исключая повторения, подтверждая их результатами, проводимых ими опытов.
IV.Рефлексия.
Каждая группа защищает свой мини творческий проект. Студенты, прослушав выступления представителей групп, отдают свой голос за наиболее полный, оригинальный, выполненный проект.





При представлении творческих проектов используется прием технологии критического мышления «Галерея». Защищает творческий проект «Вязкость» 1 группа.
После защиты проекта «Поверхностное натяжение» (работа 2 группы), студентам предлагается просмотреть видео-опыт, демонстрация которого завершается постановкой открытого вопроса – Почему скрепка держится на поверхности, а в обычных условиях тонет?- преподаватель предлагает его в качестве домашнего задания.
Ответы студентов дополняет преподаватель информацией о методах определения вязкости и поверхностного натяжения.
Демонстрируются слайды презентации с видами вискозиметров и сталагмометров (слайд 3,4).
Результаты творческой работы – кластер представляет 3 группа, в котором отражены ключевые моменты темы «Жидкое состояние».

Преподаватель: Урок подходит к завершению. Ваши работы свидетельство того, что нового вы узнали на уроке. Предлагаю завершить процесс заполнения второй колонки таблицы дома, закрепив тем самым изученный материал.
А сейчас, мне бы хотелось, чтобы вы заполнили третью колонку таблицы «Что бы еще хотел знать?».


Фразы студентов:
Хотел бы узнать, как ведет себя жидкость в вакууме и в космосе?
Преподаватель: Об этом мы обязательно поговорим на следующем уроке и на занятии кружка.
V. Этап подведение итогов.
- оценивание работы групп и каждого студента;
- рекомендации и советы;
- домашнее задание.
- рефлексия: Студентам предлагается заполнить импровизированную колбу капельками жидкости:
голубого цвета – урок понравился и запомнится надолго
белого цвета – мне было скучно на уроке, материал меня не заинтересовал.
Студенты заполнили колбы капельками жидкости голубого цвета!!!!