Рабочая программа внеурочных занятий по физической культуре Казачьи подвижные игры 6 класс




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3


«Утверждаю»:
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от 30.08.2016г №121
__________Мирнов В.Н.



Рабочая программа внеурочных занятий
по физической культуре
спортивно-оздоровительной направленности
«Казачьи подвижные игры»
В 6б классе.

Количество часов: 1 час в неделю, за год – 35 часов.
Учитель: Гурова Зинаида Николаевна


Ст. Тацинская
2016-2017гг

Планируемые результаты внеурочной деятельности.

Разработка новой учебной программы по использованию детских казачьих игр и забав для учащихся 6х классов обусловлена необходимостью воспитания развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, казачьи традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни. Необходимо развивать личность учащегося, как достойного представителя России, казачьего общества, носителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций Донского края, выступающего с активной жизненной позицией, основанной на патриотизме , толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях, высоком авторитете воинской службы.
Каждая казачья семья организовывала для своих детей свой досуг, где они приобретали ловкость, силу, выносливость. Вот и выдумывали иногда родители, а иногда и сами дети различные игры, которые приживались среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице, укрепляя здоровье детей, которым предстояло сохранить казачий генофонд. Эти игры часто видоизменялись, упрощались или усложнялись, менялись их названия и, если игра завладевала душами детей, то, нередко, оставалась в станицах на долгие годы.
В программе соблюдается принцип системности, в соответствии с которым все подвижные игры взаимосвязаны. Основным критерием отбора содержания программы по казачьим играм и забавам являются:
гуманистическая направленность;
позитивное влияние на развитие личности ученика;
значимость учащегося как представителя казачьего сообщества
Программа «Казачьи народные игры и забавы» активно используются в процессе физического воспитания обучающихся. Программа реализуется во внеурочное время и имеет спортивно-оздоровительное направление.
С учетом воспитательно-развивающего значения народных игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:
– возрождение традиций русской народной культуры через русские народные игры и забавы;
– вооружение необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью;
– содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
– привитие интереса и потребности к повседневным занятиям казачьими играми;
– создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр;
–– воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости.
Для занятий с детьми важное значение имеет выбор игры. Игры для занятий выбираются, прежде всего, в зависимости от их двигательного содержания: игра с бегом или прыжками, с метанием или передачей, с переноской предметов, с сопротивлением, преодолением препятствий, с ходьбой, элементами строя, с лазаньем, перелезанием и т. д. Игры нужно подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений.
Преждевременное применение игр может повлечь за собой образование неправильного навыка в движениях, Необходимо помнить, что закрепление изученных в игровой деятельности технически сложных основных движений возможно и должно только после того, как умение выполнять то или иное движение перешло у детей в навык. В этих условиях игра явится отличным средством выработки у учащихся прочных навыков в выполнении движений. Например, закрепляя прыжок «в шаге», можно перепрыгивать через ров (в игре «Волк во рву») изученным способом; совершенствуя умения в перебрасывании мяча (в игре «Мяч капитану»), можно применять определенный способ броска. Для тренировки изученных движений в усложненных условиях проводятся игры-эстафеты с преодолением различных препятствий, с включением бега, прыжков, метаний, равновесия, лазанья.
При выборе казачьей игры необходимо предусматривать:
– педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;
– место игры в структуре занятия;
– основное двигательное содержание игры;
– физическую и эмоциональную нагрузку;
– состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;
– место проведения игры и необходимые пособия;
– методы организации детей для игры.
Казачьи игры проводятся с определенными педагогическими задачами формирования и развития двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся.
При планировании казачьи игры распределяются по четвертям с учетом времени года. В I и IV четвертях обычно планируются игры, которые проводятся на спортивной площадке, на воздухе (осень, весна); во II четверти – в помещении; в III – на свежем воздухе.
Важным моментом в организации казачьих игр является выделение водящих, распределение по группам, назначение судей (если они нужны) и распределение обязанностей среди участников.
При проведении игр исключительно велика роль учителя. От него зависит не только подготовка игры, но и весь ход ее и результаты. Учитель активно участвует в играх. Он руководит игрой, наблюдает, а если нужно, то и сам играет вместе с учащимися (кроме игр с элементами соревнований).
Важно организованно закончить казачью игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны. К подведению итогов нужно чаще привлекать самих участников. Это способствует воспитанию у учащихся умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.
Основу программного материала составляют казачьи игры, сходные по определенным признакам:
– по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
– по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
– по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
– по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
– по физическим качествам, преимущественно проявленным в казачьей игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
– по отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Программа рассчитана на 35 учебных часов.

По окончании прохождения курса обучающиеся научатся:

· общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

· бережно относиться к своему телу, нравственному и физическому здоровью;

· правильно дышать, тренировать силу;

·
·казачьи игры способствуют закаливанию организма;
Получат представление через изучение казачьих игр и забав об историческом, этнонациональном природном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте казачества и других народов, населяющих Дон;

35ч
Тематическое планирование.


I четверть
Дата проведения

1
Игра «Ходок»


2
Игра «Пан», «Чижик»


3
Игра «Просо»


4
Игра»Царь»


5
Игра Царство»


6
Игра «В городки»


7
Игра «На гурт»


8
Игра «Царство»


9
"В город"



II четверть

1
"Об стенку"


2
"Беговой мяч"


3
"Сало"


4
"Шлёпанка"


5
"Об стенку"


6
"Масло"


7
"Кобылки"



III четверть

1
Игра "Коршун"


2
Игра "Ворон"


3
Игра "Казаки"


4
Игра в ханы


5
Игра "Волк, овцы и собаки"


6
Игра "Заюшка"


7
Игра "Король"


8
Игра "Кошка и мышка" и "Краски"


9
Игра "Заюшка"


10
Игра "Дрибушечки"



IV четверть


1
Игра "Царство"


2
Игра "Большая лапта"


3
Игра "Грыбаки"


4
Игра "Четыре угла"


5
Игра "Солнце и луна"


6
Игра в Шамиля


7
Игра "Чижик в кругу"


8
Игра Чет и нечет"


9
Игра "Клетки", "Золото"




15