Технологическая карта урока по русскому языку на тему Имя прилагательное 2 класс


Технологическая карта урока
Учитель: Никишкина Екатерина Александровна
Класс: 2
УМК«Школа России»
Предметная область: русский язык
Тема урока «Общее понятие об имени прилагательном»
1-ый урок по теме «Имя прилагательное»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Имя прилагательное»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формирование умения извлекать информацию из текстов;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
- развивать самоконтроль, мышление, речь;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к Родине.
Планируемый результат: уметь определять имена прилагательные и отличать от других частей речи.
Основные понятия: «имя прилагательное», «вопросы», «роль имени прилагательных».
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
Основные: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» 2 класс 2 часть, рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс.
Дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, карточки с заданиями.
Организация учебного пространства: работа с классом, в парах, индивидуальная.
Использованная литература: 1.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД
1.Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
М-ц: создать эмоциональный
настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.
1 мин Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вступают в диалог с учителем. - Доброе утро, ребята.
- Покажите свое настроение.
Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть сегодняшний урок принесёт
Всем радость общения друг с другом!
Коммуникативные
2. Словарная работа.
М-ц: повторить изученные орфограммы .
5 мин
Беседа.
М-ц: вспомнить определение Родина.
3 мин Читает загадки. С помощью презентации отгадки с пропущенными орфограммами выводит на экран. (2 слайд)
Загадывает ребус. С помощью презентации ребус выводит на экран. (3 слайд).
Задает вопросы о Родине. Определения выводит с помощью презентации на экран (4-5 слайд).
Показывает с помощью презентации рисунки учащихся на тему «Моя малая Родина». Отгадывают загадки.
Записывают слова по цепочке с комментированием .
Ставят ударение подчеркивают орфограммы.
Разгадывают ребус.
Высказывают свои мнения.
Отвечают на вопросы.
Читают определения.
Просматривают свои рисунки.
- Отгадайте загадки.
1. Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная … (семья)
2.Как называется наша страна?
(Россия)
3.В этом заведении все перебывали.
Двоечники, гении отметки получали.
Учились здесь артисты, певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я, и вы мои друзья. (школа)
4. Это слово многозначное: 1-обозначает помещение в школе; 2 – группа учеников.(класс)
5. На контрольной дадут списать
С ними всегда легко болтать
Если надо дадут совет
Знают мой любой секрет. (друзья)
6. Главный город нашей страны? (Москва)
(2 слайд: отгадки с пропущенными орфограммами)
- Запишите слова по цепочке с комментированием, поставьте ударение, обозначьте орфограммы.
-Что объединяет все эти слова, вы узнаете, отгадав ребус.
3 слайд:
Р 1 а (Родина)
- Что такое Родина?
(отвечают 2-3 человека:
Родина – это страна, в которой мы родились, живем, учимся.)
- Спасибо за ваши ответы.
- Обратимся к толковому словарю.
4 слайд:
Родина – отечество, родная страна.
Страна, в которой человек родился. Толковый словарь Ожегова
- Как называется наша страна? (Россия)
Россия - это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая родина.
- А как вы думаете, что такое малая Родина? (высказывания ребят: где родились, живем, учимся)
5 слайд:
Малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями. - На какую тему вы недавно рисовали рисунки? (Моя малая Родина)
6,7,8 слайды:
- Вашему вниманию предлагаются лучшие рисунки.
Познавательные. Личностные.
Коммуникативные
3. Чистописание.
4 мин
Предлагает собрать в парах разрезанные пословицы о Родине и объяснить их смысл.
Проверяет получившиеся пословицы и выслушивает учащихся .
Учащиеся собирают разрезанные пословицы в парах, зачитывают, объясняют смысл пословицы. Каждая пара записывает получившуюся пословицу.
Называют еще пословицы о Родине. - Любовь человека к Родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках.
Вам надо собрать и объяснить смысл пословиц. Работать вы будете в парах.
Человек без Родины — соловей без песни.
Жить — Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родину-мать умей защищать.
- Какие пословицы у вас получились?
- Объясните смысл пословицы.
- Положите правильно тетради. Запишите получившуюся пословицу в тетради.
Познавательные. Личностные.
Коммуникативные.
Регулятивные.
4. Формирование проблемы, наблюдение за ролью имен прилагательных.
М-ц: выяснить какой частью речи являются «слова -признаки» , на какие вопросы отвечают, для чего служат.
9 мин Организует диалог, в ходе которого учащиеся выясняют роль имени прилагательного, делают вывод.
формулирует некоторые задачи урока, Вставляют пропущенные прилагательные в группах. Фронтальная проверка. Читают текст. Отвечают на вопросы. Делают вывод.
- Следующее наше задание на красной карточке.
-Прочитайте текст.
Наша улица.
Мы живем на ( красивой) улице имени В.Д. Поленова. Дома на нашей улице (нарядные) и (высокие), с арками и (цветными) балконами. Вдоль улицы в два ряда растут тополя, а около домов – (фруктовые) деревья и (яркие) цветы.
- О чем говорится в тексте? (о нашей улице)
- Как называется улица? (им. В.Д. Поленова)
9 слайд:
- В честь кого она названа? (В честь художника В.Д. Поленова.)
- Кто знает, где находится музей- усадьба В.Д. Поленова? (Заокском районе, с. Страхово)
- Поднимите руку, кто посещал усадьбу В.Д.Поленова?
- Ребята, попробуем сделать текст более понятным, выразительным.
- Какие слова вы бы вставили? (слова - признаки)
- Вы должны, вставить пропущенные слова. Работать вы будите в группах.
Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

- Прочитайте, что же у вас получилось?
- Какой текст ярче, интереснее? (второй)
10 слайд:
- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы.
- Что обозначают слова, которые вы вставили? (Признак предмета)
- Какой частью речи они являются?
- Для чего они нужны?
- Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
11 слайд :
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными. Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. Регулятивные.
Личностные. Познавательные.
Коммуникативные
5. Сообщение темы и целей урока.
М-ц: сообщить тему и цели урока.
1 мин Организует диалог в ходе которого учащиеся называют тему и ставят задачи на урок. Называют тему урока и ставят задачи на урок. - Определите тему нашего урока.
12 слайд:
(общее понятие об имени прилагательном)
- Какие задачи на урок поставим?
Научится определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать свою речь. Познавательные.
Коммуникативные. Регулятивные.
6. Физ минутка.
М-ц: снять эмоциональное напряжение и усталость детей.
3 мин Выполняет вместе с детьми. Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.
- Сейчас немножко отдохнем.
Мы по городу идем (маршируют),Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).Мы по улице шагаем (маршируют),Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).Делай шаг – раз, два,Взмах руками – три, четыре.Повернулась голова (в любую сторону),Руки вверх и ноги шире.Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.
Личностные.
7. Исследование по теме.
М-ц: познакомить детей с частью речи имя прилагательное.
5 мин Предлагает задание на карточках №2.
Организует работу по цепочке с комментированием.
Делают вывод. Читают текст. Выписывают имена прилагательные в тетрадь. Взаимопроверка.
Отвечают на вопросы. Карточка№2
- Следующее задание на желтых карточках.
- Прочитайте текст.
Где родился пряник тульский ?
Там, где медом в день июльский
Пахнут русские хлеба,
А зимой – метут снега.
В. Степанов
13 слайд:
- Почему пряник называется тульским?
(Изготавливают в г. Туле)
- В городе Тула есть музей тульского пряника.
- Кто там был?
- Вам надо выписать из текста прилагательные с вопросами . Работать мы будем по цепочке с комментированием.
- Проверьте работу друг друга.
- Какие слова мы выписали?
-Какой частью речи они являются?
-На какие вопросы отвечают?
Для чего они нужны?
Познавательные.
Коммуникативные. Регулятивные.
8. Первичное закрепление.
М-ц: закрепить умение определять имена прилагательные.
5 мин
9. Самостоя-
тельная работа с самопроверкой по эталону. Рефлексия.
М-ц: проверить уровень приобретённых знаний.
5 мин Зачитывает стихотворение З. Александровой «Родина».
Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии
Слушают стихотворение З. Александровой «Родина».
Называют имена прилагательные.
Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом. Оценивают свою работу
Сейчас я зачитаю вам стихотворение З. Александровой «Родина»
Ваша задача найти имена прилагательные.
14-28 слайды:
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики.
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная
Но у всех она одна!
- Какие прилагательные вы услышали?
Работа по учебнику.
- Откройте учебники на странице 42. Упражнение 68.
-Прочитайте задание.
- Что нужно сделать?
(Выполните самостоятельно. Прочитайте и отгадайте загадку. Выпишите слова – названия признаков предметов по образцу.)
Был белый дом, чудесный дом,
Но что-то застучало в нем.
И он разбился. И оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
(К. Чуковский)
- Кто это? (цыпленок)
29 слайд:
- Проверьте с образца.
- У кого одна ошибка, поставьте себе 4.
-У кого нет ошибок, поставьте себе 5. Регулятивные.
Личностные. Познавательные.
Коммуникативные
Регулятивные.
Познавательные.
10. Рефлексия деятельности (итог урока)
М-ц: подвести итог урока, задать д/з, саморефлексия.
4 мин Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. - Над какой темой работали на уроке? ( имя прилагательное)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Назовите роль имен прилагательных в русском языке.
- Какие цели и задачи ставили на урок?
- Поставленные задачи решены? (да)
- Кто доволен своей работой на уроке?
Поднимите светофорчики – смайлы. Просигнальте.
- Всё ли узнали об именах прилагательных? (нет)
- Назовите цели на следующие уроки. (продолжить работу, узнать новое…)
- На следующем уроке вы узнаете еще много интересного об имени прилагательном.
-Домашнее задание: нарисовать свою малую родину и к рисунку подобрать имена прилагательные. Регулятивные.
Личностные.