Урок по ОРКСЭ. Тема Дружба.


Технологическая карта урока
1. Общая часть
Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4
Тема урока Дружба
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека. П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
Р. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
К. признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Уметь формировать представления о дружбе и позитивном отношении к людям.
Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Цель урока Сформировать представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.
Основные понятия, изучаемые на уроке Дружба, друг, избирательность, бескорыстие, доверие, честность, справедливость, ответственность.
Средства ИКТ, используемые на уроке Проектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке Набор пословиц о дружбе; рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»; индивидуальные карточки: «10 законов дружбы» и «О качествах и чертах характера» (каждому), карточки «Выбери вариант тайных мыслей»; текст песни В. Шаинского «Улыбка». Мультфильм, А. Барто «Требуется друг».
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
5 минут Прочитайте девиз сегодняшнего урока: « Каждое маленькое открытие ведёт тебя на вершину знаний»
Как вы понимаете данные слова?
Ребята! Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас. Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций?
Что такое дружба? Каждый знает.
Ну а всё же, что обозначает это слово?
-А что такое «дружба» как вы понимаете это слово? (Высказывания уч-ся)
-Ребята, давайте обратимся к словарям. (Дети находят определение: зачитывают и сравнивают со своим объяснением)
Работа с толковым словарём
С.И. Ожегова.
Работа со словарём В.И.Даля.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Мы уже четвертый год вместе. Все вы сдружились. И мне очень хочется услышать имена ваших друзей.
- Какие отношения существуют между людьми?
- Чем дружеские отношения отличаются от других отношений7– Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга? От чего это зависит? (Ответы детей.)
– Спасибо!
Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам. Личностные компетенции:
«Позитивная установка».
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
15 минут Индивидуальное задание: на парте у каждого лежит карточка, где записаны качества и черты характера людей. Дети должны ответить на вопрос: «Какие качества и черты характера ты ценишь больше всего в людях?» (подчеркнуть).
– Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы:
1) доверять другу;
2) делиться новостями, успехами или неудачами;
3) уметь хранить чужие тайны;
4) радоваться вместе с другом его успехам;
5) предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
6) стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
7) защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);
8) не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
9) уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
10) всегда выполнять свои обещания.
– Какие их этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?
– Вы, конечно же, читали рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Если нет, то послушайте отрывок из него и ответьте на вопрос: «Хотелось бы вам иметь такого друга?».
(смотри приложение)
Дети отвечают, почему им хотелось бы иметь такого друга.
– Да! Такого друга хотелось бы иметь каждому! Но ведь в жизни бывает всякое. Бывают ситуации, когда люди недовольны друг другом. И тогда возникает обида и ссора.
– Давайте проанализируем, когда вы обижаетесь, ссоритесь и даже деретесь.
Примерные ответы детей:
1) из-за грубых слов;
2) когда обвиняют напрасно – я этого не делал;
3) не делятся игрушками, сладостями и др.;
4) когда дразнятся, обзывают – обидно
-Если твой друг предал тебя, советую тебе не очень грустить.
Лучше подумай, почему это случилось? Может из-за твоей какой-то слабости? Открой в себе эту слабость и постарайся пересилить её.
- Может вы ищете друга без недостатков? Так не бывает. Примите его таким как есть. Коммуникативные УУД: форма индивидуальной рефлексии или работа в малой группе.
Личностные УУД:
«Вижу, слышу, чувствую».
Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».
Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» - индивидуальная работа.
Этап 3. Практикум
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
10 минут Задание по карточке (карточка для каждого ученика): в центре – тот, кто обзывается. Вокруг – его мысли. Выбери вариант «тайных мыслей» того, кто тебя обзывает. Раскрась этот кружок.
– Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры».
– Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. (ответы детей.) «Мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться» – эта поговорка помогала вам, когда вы были детсадовского возраста.
Очень часто помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное. И еще очень важно научиться признавать свои ошибки и извиняться.
-Давайте создадим «Солнце – дружбы».        Посмотрите на нашу волшебную доску.        Чтобы наше солнышко светило ярко,  нам нужны лучи солнца. А как вы думаете. Какие слова связаны со словом «Дружба ». (Дети называют слова и у солнышка появляются лучики)   
 (Забота, честность, доброта, уважение, преданность, друг, избирательность, бескорыстие, доверие, честность, справедливость, ответственность, взаимная симпатия и общность интересов).    
 
Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» - индивидуальная и групповая работа.
Личностные УУД:
«Вижу, слышу, чувствую».
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
10 минут Ребята, давайте поиграем в игру «Договори!».
Я начинаю пословицу, а вы договариваете.
-Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Один за всех и все за одного.
-Человек без друзей, что дерево без корней.
-Дружба – как стекло, разобьётся – не сложишь.
И так, чему учит дружба?
- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга. Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность
этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД
5 минут
Давайте вернёмся к целям нашего урока.
Удалось ли нам достичь их?
Что такое дружба?
Как относятся к семье основные религии мира?
Какое значение имеет дружба для вас?
Какую дружбу можно назвать настоящей?
- Ребята, выполните, пожалуйста, в малой группе технику «Синквейн» с понятием «дружба».
Вариант работы:
1. ДРУЖБА.
2. Дружба КРЕПКАЯ, ВЕРНАЯ.
3. Дружбу нужно СОХРАНЯТЬ, УКРЕПЛЯТЬ, СБЕРЕГАТЬ.
4.В дружбе человек чувствует свою важность и необходимость для другого человека.
5. Дружбой нужно ДОРОЖИТЬ!
Мне бы хотелось, чтобы вы запомнили слова английского писателя и государственного деятеля Д. Аддисона «Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам»
Познавательные УУД:
Обобщение: ответы на вопросы.
«Синквейн».

Домашнее задание Написать другу письмо
Материал к уроку
рассказ Л. Пантелеева «Честное слово
Честное слово
– Давай, пошли. Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.
И я хотел взять мальчика за руку. Мальчик поспешно отдернул руку и сказал...
– Не могу.
– Что не можешь?
– Идти не могу... Я часовой... Мы играем... Один большой мальчик... привел сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад. А ты будешь часовой. Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь. Ну, я и сказал: «Честное слово – не уйду».
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и понял, что ему действительно нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается хулиганов, не испугается и более странных вещей.