Урок математики по теме «Прямоугольник. Квадрат» во 2 классе

Урок математики во 2 классе по теме «Прямоугольник. Квадрат»


Макаревич Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №28» г. Курска

Цель урока: познакомить с основными свойствами прямоугольника и квадрата, с понятиями «длина» и «ширина» прямоугольника.
Задачи: развивать устные вычислительные навыки, умение выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырёхугольников;
обогащать кругозор обучающихся, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты.
Предметные: учить распознавать прямоугольники и квадраты, строить прямоугольники заданной длины и ширины, находить их периметр.
Личностные: пробуждать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания.
Метапредметные: формировать умение формулировать высказывание, используя новые математические термины; выполнять задания в рамках учебного диалога; представлять результат своей деятельности, выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
Оборудование: электронное приложение к уроку, раздаточный материал для практической работы.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

1. Организационное начало урока, эмоциональный настрой ( 2мин.)
Математика- королева наук!
Без неё не летят корабли,
Без неё не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,
Что почём - не узнаешь, а, узнав, не поймёшь.
Ребята, а вы согласны с автором стихотворения? Действительно, эта наука сопровождает человека по всей его жизни и во всём помогает. Желаю вам успехов и новых открытий на уроке.



2.Актуализация имеющихся знаний, познавательного интереса.(4мин.)
Давайте распутаем клубок чисел, поиграем в игру.
а) 400 - *= 370
* - * = 220
* + 130 =*
б) Найдём лишнее число.
450, 283, 72, 549.
538, 951, 446, 724.
451, 87, 912, 300.
в) Разбейте фигуры на две группы, обоснуйте своё решение.
Обучающиеся находят неизвестные компоненты (а), называют лишнее число в каждом ряду и объясняют свой выбор (б), называют слова «фигуры имеющие углы», «фигуры , у которых нет углов» (в)
Регулятивные УУД: работа по алгоритму.
Познавательные УУД: соотносить, устанавливать правильный порядок.

3.Постановка задачи урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (4мин)
Сегодня мы продолжим путешествие по стране Геометрия. Королева Точка даёт бал, на который пригласила только четырёхугольники, у которых все углы прямые. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке №2. На какие две части можно их разделить? Значит, о каких геометрических фигурах мы будем говорить на уроке?
Обучающиеся выделяют квадраты и прямоугольники.
Регулятивные УУД: планировать и прогнозировать.
Познавательные УУД: анализировать и обобщать.

4.Актуализация знаний. Поиск путей решения учебной задачи. (4мин.)
Чтение математической сказки.
Жила на свете важная фигура. Важность её призналась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы она ни встретила на своём пути, всем хвалилась: « Красивее меня на свете нет. У меня все углы прямые, а противоположные стороны равны». Ребята, вы узнали фигуру?
А в это время где-то недалеко гулял Квадрат. Он был одинок, ему было грустно. И он решил поискать друзей или родственников. «Если встречу родственников, то сразу узнаю их, ведь они должны быть похожи на меня»,- подумал он. Встретились Квадрат и Прямоугольник. Квадрат обрадовался и говорит: «Так мы с тобой родня!» «Чтобы это определить, нам надо найти общие признаки,»- ответил Прямоугольник.
Ребята, давайте поможем отыскать их общие признаки.
На доске появляются четыре общих признака.
Дети называют слово «прямоугольник».







Обучающиеся называют признаки:
1.Имеет 4 угла.
2.Все углы прямые.
3.Имеет 4 стороны.
4.Противоположные стороны равны.
Коммуникативные УУД: обосновывать свою точку зрения.







Логические УУД: анализировать, группировать, обобщать.

5.Электронная физминутка для глаз.(2мин)
1.Поморгать вместе со звёздочкой (6раз).
2.Крепко зажмурить глаза (считать до трёх), открыть, посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить три раза.
3.Следить за движением стрелки по спирали на экране (4 раза).
Следить за движением звёздочки по часовой стрелке и обратно на экране (4 раза).



6.Продолжение поиска путей решения учебной задачи. ( 9мин)
Ребята, давайте посчитаем сколько прямоугольников и квадратов на рисунке, назовём их.
Работа с учебником ( стр.51, № 3, 4, 5).
Один квадрат, три прямоугольника. Дают определение периметра, находят периметр прямоугольника (работа в парах).
Коммуникативные УУД: инициативно сотрудничать в поиске и в выборе информации.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

7.Практическая работа в группах. (5мин)
На бал к королеве Точке тайно пришли два гостя: Музыкант и Танцор. Нам известно, что периметр Танцора равен 32см, а периметр Музыканта- 30см. Давайте узнаем, кто из них кто.
Находят периметр квадрата и прямоугольника, соотносят с данными (работа в группах).
Коммуникативные УУД: строить высказывания с опорой на полученные знания.

8.Закрепление изученного.(5мин)
Ребята, на уроке технологии вы делали замечательных матрёшек. Вспомните, какой секрет есть у этой куклы .На нашем уроке мы познакомимся с математической матрёшкой. Каждая меньшая кукла содержит в себе признаки большей.
1 матрёшка- геометрические фигуры
2 матрёшка- многоугольники.
3матрёшка- четырёхугольники.
4матрёшка- прямоугольники.
Секрет матрёшки в том, что каждая большая по размеру содержит меньшую.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

9.Рефлексия. (6мин)
Королеве Точке понравилось, как прошёл бал, и она интересуется- хорошо ли вы усвоили тему.
Найдите среди данных утверждений истинные и ложные.
Любой квадрат- это прямоугольник.
Любой прямоугольник- это квадрат.
Любой четырёхугольник- это многоугольник.
Первое утверждение истинное, так как у квадрата все углы прямые, а противоположные стороны равны.
Второе утверждение ложное, так как не у каждого прямоугольника все стороны равны, как у квадрата.
Третье утверждение истинное, так как у четырёхугольника 4 угла.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Регулятивные УУД: работать по алгоритму, самоконтроль, умение объективно себя оценивать.

10.Подведение итогов. (3мин)
Близится Новый год. Давайте поможем жителям страны Геометрии нарядить ёлку. В ваших конвертах по три ёлочные игрушки. Красную вы повесите, если урок был поучительным, синюю- если было интересно, жёлтую- если вам было скучно.



11.Домашнее задание (1мин)
Стр. 52, №9





Список литературы

1. Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов. /А.П. Тонких, Т.П. Кравцова, Е.А.Лысенко и др. Ярославль: Академия развития, 1997.

2.Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. М.: Просвещение, 1990
15