Методическая разработка урока в форме проекта с использованием online ресурсов. Информатика. (8 класс)


Фартукова Алина Николаевна, г. Санкт-Петербург, Выборгский район, ГБОУ №97
Методическая разработка урока в форме проекта с использованием online ресурсов.
Подготовка ребенка к современной жизни является одной из главных задач современной школы. Это происходит через формирование у него необходимых универсальных учебных действий. Одним из способов их формирования является взаимодействие учебных дисциплин. Интеграция учебных дисциплин способствует формированию разностороннего взгляда на жизнь, пониманию взаимосвязей явлений и процессов.
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Реализовать подобный принцип достаточно сложно. Самая эффективная форма межпредметных связей – это интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Эти уроки так же предполагают деятельность ученика на основе уже изученного материала.
Методическая разработка моего урока допускает то, что урок будет проведен одним учителем информатики. В ходе подготовке мною урока информатики по теме «Информационные ресурсы Интернет. Облачные технологии как сервисы сети Интернет» были использованы материала курса «История и культура Выборгской стороны". Данный урок предполагает подготовительную работу и имеет ряд рисков, которые возможно предупредить. А именно, использовать заранее подготовленные аккаунты в среде PREZI.COM и пошаговую инструкцию работы. Так же, предварительно разделить класс на группы и подготовить для них определенные фрагменты информации по теме презентации.
На данном уроке ученик имеет возможность творчески себя реализовать, узнать для себя что-то новое из истории своего района. Он может развивать свои целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни. Ученику представлена возможность понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
Список литературы:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»; 
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»; 
комплект цифровых образовательных ресурсов:
https://sites.google.com/site/casenmc/home/kejs-gou-imc-istoia-i-kultura-vyborgskoj-storony?pli=1 Программа и материалы кейса «История и культура Выборгской стороны».
http://www.openclass.ru Статья: Интегрированные уроки
http://nsportal.ru Статья: Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия. Луканина Е.А.
http://studopedia.ru Статья: Типы уроков информатики.
http://videouroki.net Статья: Типы уроков по ФГОС (информатика). Акулова Е.С.
http://pandia.ru Статья: Форма организации учебной деятельности на уроках информатики в основной школе. Замошникова О.В.
Технологическая карта урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Ф. И. О. педагога Фартукова Алина Николаевна
программа Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Предмет Информатика Класс 8
Тип урока Интегрированный урок.
Вид (форма) урока Проект с использованием облачных технологий.
Тема урока Информационные ресурсы Интернет. Облачные технологии как сервисы сети Интернет.
Цель урока Создание образовательной среды урока, способствующей развитию информационной культуры обучающихся.
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Познакомить обучающихся с новым сервисом портала https://prezi.com
Дать представление о работе облачного сервиса в процессе выполнения практической работы.
Научить обрабатывать информацию в сети Интернет.
Формирование действий структурирования знаний;
Одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов ;Формирование и развитие ИКТ-компетентности
Вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе
Самоконтроль
Формирование объектно-ориентированного мышления.
Формирование ответственного отношения к учению
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку
Воспитывать культуру общения, сетевой этикет обучающихся
Формы организации образовательного пространства на уроке Фронтальная, групповая
Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютер, интерактивная доска
Аппаратное и программное обеспечение Компьютер с установленной операционной системой Windows и браузер Google Chrome, интерактивная доска
Образовательные интернет-ресурсыПрезентация «Прогулка по Удельной»
Межпредметные связи История и культура СПб, английский язык

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
Предметные УУД: Осознание роли сервисов сети Интернет, знакомство с понятием «облачные технологии». 1.Приветствие учителя, проверка готовности к уроку:
2. Актуализация знаний. Введение понятия облачных технологий и примеров их использования.
Длительность этапа 10 мин
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Открытие нового знания. Просмотр и обсуждение презентации «Прогулка по Удельной».
Методы обучения Беседа по уточнению и конкретизации знаний
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности Компьютер, интерактивная доска
Формы организации деятельности учащихся Фронтальная
Функции/роль учителя на данном этапе Экспертная
Основные виды деятельности учителя Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, выявляет уровень знаний, подводит учащихся к цели занятия: «Облачные технологии как сервисы сети Интернет.»
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
Познавательные УУД: умение осуществлять информационный сбор и  выделение существенной информации из предложенного материала.
Учитель раздает методическую разработку «Инструкция для работы в PREZI.COM», карточки с зарегистрированными аккаутнами по числу групп. Так же у учеников есть электронный материал с информацией по презентации: текст, фотографии и рисунки.
Длительность этапа 5
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Просмотр и обсуждение материалов.
Методы обучения Демонстрация
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности Компьютер, интерактивная доска
Формы организации деятельности учащихся Фронтальная работа, работа в группах.
Функции/роль учителя на данном этапе Постановка задачи, изучение проблемы
Основные виды деятельности учителя Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
ЭТАП 3. Практикум
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
Регулятивная УУД: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативная УУД: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Предметные УУД: Практические навыки работы с сервисом "Prezi.com"Личностные УУД: осознание возможностей самореализации средствами ИТ и стремление к совершенствованию собственной информационной культуры в целом.
Работа на компьютере.
Физминутка (гимнастика для глаз).
Длительность этапа 20
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Выполнение работ практикума.
Методы обучения Практическая работа за ПК
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности Компьютер с установленной операционной системой Windows, интернет браузер Google Chrome, методическая разработка «Инструкция для работы в PREZI.COM», карточки с зарегистрированными аккаутнами по числу групп.
Формы организации деятельности учащихся Индивидуальная
Функции/роль учителя на данном этапе Мониторинг и контроль учащихся
Основные виды деятельности учителя Организует работу учащихся за компьютерами, следит за правильным ходом работы, контролирует и корректирует действия учеников, наблюдает за активностью учеников.
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа 10
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов
Метапредметные УУД:
анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки. Демонстрация проектов учеников.
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности Интерактивная доска
Методы контроля Оценка проектов учениками.
Способы коррекции Индивидуальная коррекция.
Формы организации деятельности учащихся Групповая.
Функции/роль учителя на данном этапе Экспертная.
Основные виды деятельности учителя Комментирует и объясняет допущенные ошибки. Устанавливает осознанность восприятия.
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам Что нового вы сегодня узнали? Что не получилось? Что было трудно? Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся
Учитель фиксирует оценки учащихся, выдает домашнее задание:
Подготовить сообщение о достоинствах и недостатках облачных технологий.