Конспект урока русского языка на тему: Правописание парных согласных в словах


Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
3 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в слове.
Активизировать познавательный интерес к русскому языку.
Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Оборудование:
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Презентация MicrosoftPowerPoint.
Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
Дидактический материал для работы в парах.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  индивидуальная.
Средства обучения:
компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной  работы
 
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
 
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
 
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
 
Планируемые результаты:
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне  слова  разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
 
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне  слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой обучающихся.
Всё начинается со школьного звонка,В далёкий путь отчаливают парты,Там, впереди покруче будут стартыИ посерьёзней будут, а пока:Нас ждёт урок ...русского языка.
II. Основная часть урока.
Откройте тетради, напишите число.
1. Минутка чистописания.
Нет лучшего дру_ка, чем родная матушка.
- Прочитайте, что это? (Пословица)- Объясните её смысл.- Вставьте пропущенную букву и объясните её написание.
- Какую орфограмму будем сегодня повторять?
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
2. Актуализация знаний обучающихся.
- - Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
-Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
3. Определение темы и задач урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. слайд
б) - Какую  тему  мы сейчас повторяем?
(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне).
    -Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать  парные согласные буквы.  Знать правило проверки  слов с парными согласными в корне.)
   - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в  корне слова.  Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно  подбирать проверочные слова.).
4. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “Умники и умницы” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки:
Красный нос в землю врос,А зелёный хвост снаружи.Нам зелёный хвост не нужен,Нужен только красный нос.
(Морковь).
Палочка волшебная есть у меня, друзья,Палочкою этой могу построить я:Башню, дом и самолёт, и большущий пароход.
(Карандаш).
Я взял муки и взял творог,Испёк рассыпчатый ….
(Пирог).
Что за чудо – синий дом!Ребятишек много в нём.Носит обувь из резиныИ питается бензином.
(Автобус).
Кто этот мастер? На стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз.мороз
То я в клетку, то в линейку,Написать на мне сумей-ка!Можешь и нарисовать.Что такое я?
(Тетрадь).
- Прочитайте записанные слова орфографически.- Какое правило объединяет эти слова?- Как звучит это правило?- Подберите проверочные слова к данным.
- Составьте предложение и запишите.
6. Работа над темой урока.
Работа по учебнику. Упр.187 (устно)
физминутказакрепление
- Прочитайте слова:
Грибки, берёзка, шубка, шапка, книжка.
- Что объединяет эти слова? (В середине каждого есть парный согласный).- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласных стояла гласная или звонкий согласный звук [н]).- Давайте это сделаем. (По цепочке комментируем и записываем в тетрадь).
Работа в рабочей тетради. Упр.45
Игра на внимание.
Глазки, морковка, котенок, зубки, сапоги, лошадка, прыжки, березка, соловей, мороз, ученик.
7. Работа в парах.
- Вставьте пропущенные буквы и соедините пары.
ЛовокГладокБлизокРезокЛёгокКрепокГибокРобокСладок Ги_кийРо_кийКре_кийЛо_кийСла_кийГла_кийЛё_кийБли_кийРе_кий8. Самостоятельная работа. (Закрепление новой темы).
Индивидуальная работа по раздаточному дидактическому материалу.
(Осуществляется дифференцированный подход).
1 уровень.
- Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.
Сторо_, моро_, горо_, отря_, сугро_, лё_, ду_, чертё_, велосипе_, шка_, хле_.
2 уровень.
Разбежались слова. Помогите их собрать.
Где растет морковь?На________________.Буквы пишут где?В __________________.Утром чистим что мы?Чистим_______________.Надеваем в холод?____________.Любим все __________,________.И читаем на ночь ______________.
Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках, ска_ки, шу_ки.
- Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.- Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы).
III. Итог урока.
- Что было интересным для вас на уроке?- Как проверить парную согласную в корне слова?- Оцените свои знания и умения по теме урока.
Я узнал…Я научился…Мне понравилось…
оценкиДомашнее задание упр.41 Р.Т.
Стр. 27 упр. 3
Придумать и записать 6 слов с парной согласной в конце слова и 6 слов с парной согласной в середине слова, подобрав к ним проверочные слова.