Роль музейной педагогики в воспитательном процессе школы

Музейная педагогика как одна из форм современных образовательных технологий.
Что только мы, учителя, не делаем на уроках, чтобы привлечь внимание детей, чтобы привить у них любовь к предмету, создать оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей, а в дальнейшем выполнить главную задачу - получить ожидаемые результаты – высокое качество обучения. И интерактивные уроки придумываем, и презентации создаем, и фрагменты фильмов показываем, и карточки распечатываем, и игры придумываем и проводим, и проекты осуществляем и чуть ли не спектакли разыгрываем! А во внеурочной деятельности фантазии нашей нет предела.
Существует масса приемов, методов, технологий в образовательном процессе, которые призваны к тому, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями на уроках, а были активными участниками этого процесса.
Сегодня я вам расскажу об одной из таких технологий.
Это музейная педагогика.
Так что же такое «музейная педагогика»?
Понятие «музейная педагогика» появилось в России в начале 70-х гг. XX века и было заимствовано из немецкой терминологии, где активно использовалось уже с начала XX века. Согласно определению, музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. То есть музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой и материальными возможностями образовательного учреждения.
Итак, за короткое время существования сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу педагогическую практику, о чем свидетельствуют многочисленные музейно-образовательные программы для учащихся.
Почему же музейная педагогика прочно входит в музеи, в школу, дошкольные образовательные учреждения?
Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человечка к мировому и отечественному культурному наследию. А это, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств, развитию духовности, художественного вкуса, становлению гармонично и всесторонне развитой личности. Все это возможно с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также всех тех предметов, которые окружают ребенка в его повседневной жизни.
В то же время, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. «Добрый», «хороший», «милый» - вот и все эпитеты, которыми дети могут охарактеризовать какого-нибудь героя. А во время знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями.
Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить.

Музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи. Посредством музейной педагогики учащиеся лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей отчизны.
В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Школа, как никогда, нуждается в изучении прошлого для познания будущего, которое возможно через музей, а музей, в свою очередь, кровно заинтересован в школе, так как именно она способна вдохнуть в него новую жизнь, придать его работе новый импульс.
Музейная педагогика позволяет интегрировать возможности музея в школьные предметы, активизировать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся. Об этом я расскажу подробнее чуть позже.
В то время как у многих молодых людей изменилось отношение к истории, отсутствуют гражданская позиция и чувство национальной гордости, необходимо воспитывать у школьников интерес и стремление изучать прошлое родного края.
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе
Цель музейной педагогики - создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
- воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
развитие творческих и организаторских способностей,
предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. И огромную роль в связи с этим выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, родного села, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.
А сейчас я хочу рассказать о маленьком музее, который был создан в кабинете истории Заветненской средней школы им. Крымских партизан. Сначала мной был накоплен очень большой материал: монеты, ордена, фрагменты оружия, ремесленные изделии и т. Д. Я их использовала как наглядный материал на уроках истории. Два года назад у меня был факультатив «Исследовательская деятельность учащихся. И ребята-10-классники предложили оформить такой своеобразный уголок в кабинете истории- первоначально –примеры различных исторических источников. Сами оформили полки, разобрали материал, систематизировали его, подписали все экземпляры – очень трудоемкая работа со словарями, справочниками, учебниками. Да консультировались в Симферопольском краеведческом музее. А когда все было оформлено,- предложили: а давайте будем проводить для младших школьников экскурсии. Составили тексты экскурсий, и работа закипела – появились первые посетители. Наш музей так и называется – «Детский исторический музей».
Нами разработана экспозиция «Археология», которая содержит 3 «маршрута»: «Древний мир», «Средние века», «Эхо войны». Закончена работа над экспозицией «Этнография», ребята разрабатывают сейчас экскурсии. Оформляется новый раздел: «Нумизматика». Поступают новые экземпляры, появляются новые идеи. В перспективе – «Музей вещей». Так что, будете в Заветном – добро пожаловать в наш Мини-исторический музей. А уж если вам есть что подарить нам – мы будем рады вам вдвойне!
Ну и конечно огромную роль в героико-патриотическом воспитании и воспитании активной гражданской позиции личности играет гордость нашей школы – Музей Ичкинского партизанского отряда под руководством директора музея Олейникова Николая Ивановича. Но это уже совсем другая история.Об этом – моя следующая страничка.
Таким образом, музейная педагогика в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных, духовно-нравственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории родного села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. А следовательно, в школе с помощью музейной технологии мы создаем все условия для воспитания активной гражданской позиции личности.

Использованная литература:
- В.М. Воронович «Музейная педагогика»;
- С.Л.Троянская «Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности»;
- Цуканова С. Н. "Обучение и воспитание школьников средствами музейной педагогики";
- материал из опыта работы учителя истории МБОУ «Заветненская СШ имени Крымских партизан» Черкес М. В.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15