Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Этносувениры Хакасии»


Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Этносувениры Хакасии»
Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Основная цель музейной педагогики – приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие «Музейная педагогика» впервые было сформулировано в конце XIX века в Германии (Э.А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн). Е.Б. Медведева, изучая становление музейной педагогики в Германии и России, отмечает, что она первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися.
С возрастанием социальной роли музеев в обществе в 60-е годы XX века музейная педагогика начала формироваться и как особая область знаний и исследований. Первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге. Отечественное определение музейной педагогики родилось в 1989 году в НИИ культурологи, когда М.Ю. Юхневич предложил определять музейную педагогику как научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии, которая занимается исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музеев, предметом которой являются образовательные аспекты музейной коммуникации.
Реализуя образовательную программу «Этносувениры Хакасии», направленную на сохранение и развитие материальной и духовной культуры хакасов, возникла необходимость в погружении обучаемых в предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. В музее ученик приобщается к культурным ценностям (осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них), учится понимать конкретные проявления всеобщего. Тем самым ребенок приобщается к музейной культуре, трактуемая как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура – это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения.
 Так был разработан маршрут экскурсий по заповедным местам родного края. Хакасия - уникальное место на планете по количеству памятников археологии. Всемирно известные памятники древней культуры - Салбыкский курган, Барсучий Лог, Боярская писаница и другие - позволяют прививать особое, трепетное отношение детей Хакасии к своей истории, народным истокам, традициям.
          Сверхзадача педагога, занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки. Особенно эффективны методы в музейной педагогике метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Потому возникла идея в создании проекта «Бабушкин сундук», где будут храниться семейные ценности декоративно-прикладного искусства хакасов. Особое внимание уделяется поисково-собирательскому направлению, где юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые предметы с историческими процессами Хакасии, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений. Например, если это нагрудное украшение пого, то необходимо узнать год происхождения, автора работы, характерные особенности техники изготовления украшения, возможно необычную семейную историю.  
    В рамках данного проекта планируется возродить живое ремесло по выделке шкур домашнего скота. Так как данное ремесло уходит в далекое прошлое, однако, востребованность в современном мире сувенирной продукции есть.
     Таким образом, участие музеев в образовательном процессе способствует художественно-эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Оно дает возможность школьникам сохранять и развивать культуру хакасского народа.
Литература:
1.           Ванслова, Е.Г. Музейная педагогика [Текст] / Е.Г. Ванслова // Воспитание школьников. – 2000. - № 5. – С. 27-42.
2.           Медведева, Е.Б. Становление музейной педагогики в Германии и России [Текст]: дис. … канд. ист. наук / Е.Б. Медведева. – М., 1999. – 193 с.
3.           Новорусский, М.В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе [Текст] / М.В. Новорусский; сост. Н.Н. Бахтин и [др.]. – М., 1911. – 38с.
           Российская Педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. – С. 597-600с.
4.       Юхневич, М.Ю. Педагогические, учебные и детские музеи России [Текст] / М.Ю. Юхневич. – М.: Просвещение, 1991. – 165 с.