Социализация школьников в современных условиях обучения и воспитания


Панина Е.В.
Россия, Самарская область, г.о. Самара, Региональный социопсихологический центр, МБОУ Школа №81
Социализация школьников в современных условиях обучения и воспитания
(из опыта работы педагога-психолога в МБОУ Школе №81 г.о. Самара)

Хочу поделиться своим опытом работы по развитию личностных и коммуникативных УУД у обучающихся 81 школы, на примере проведения специально разработанного классного часа (адаптационного занятия) для первоклассников и обучающихся пятых классов ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ, которое имеет много положительных отзывов и результатов. Актуальность:
Опытные педагоги и психологи знают, как важно с первого же дня разъяснить детям, что от них требуется. Классный час помогает ребятам осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в исполнении устанавливаемого порядка и правил. Способствует ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и созданию благоприятного психологического климата в классе и в школе, а также знакомству с ребятами, которые обучаются в среднем звене. Которые в свою очередь, являются настоящим примером для первоклашек.
Сценарий проведения классного часа (авторская разработка)
ЦЕЛЬ: развитие личностных и коммуникативных УУД обучающихся, повышение социально-психологической ориентации, создание благоприятных условий для комфортного пребывания в школе, сохранения и укрепления здоровья.
Задачи: - развитие личности обучающихся и создание комфортного социально-психологического климата в школьной среде;
- создание благоприятной эмоционально-психологической среды, содействующей быстрой адаптации 1-ков к школе и адаптации 5-ков к обучению в среднем звене;
- создание благоприятной эмоционально-психологической среды, содействующей дружелюбию во взаимоотношениях учащихся и взрослых;
- удовлетворение потребностей ребят в неформальном общении;
- развитие навыков сотрудничества в коллективно-творческих и пр. мероприятиях;
- формирование устойчивого комплекса чувств собственной значимости, компетентности, исключительности.
В ходе проведения классного часа используются: игровые методы, беседа, метод групповой дискуссии, рисование. Возможно присутствие родителей, которые могут поделиться своим опытом, рассказав о тех правилах, которые были в их школе.
Классный час проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
Первоклассникам необходимо усвоить: что в школе существуют правила поведения и взаимодействия с обучающимися и взрослыми. Что они очень важны и их необходимо всем соблюдать.
Материалы: 1 лист большого формата (приблизительно 1 кв.м); 1 лист (А 4); цветные карандаши; клей; шариковая ручка; маленькие фотографии на каждого первоклассника; компьютер; принтер.
План:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Беседа о необходимости и важности правил (в повседневной жизни, играх, в школе).
4. Обсуждение «Правил класса».
5. Оформление стенда «Правила нашего класса».
6. Обсуждение полученного результата.
7. Ритуал прощания.
P.S. Многолетний опыт работы показывает, что усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают легче и быстрее, если в классе наблюдается наличие определенных отношений, где у ребенка есть тесная эмоциональная связь хотя бы с одним из учащихся (будь то одноклассник или вожатый – волонтер уч-ся более старших классов). Дети охотнее подражают заботливым проявлениям, чем безразличным, они принимают стиль поведения и установки взрослых, часто общаясь и включаясь в общую с ними деятельность, где в общении с любящими и дружелюбными людьми получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения их, что непременно приведет к более раннему созреванию этических норм поведения, развитию личностных и коммуникативных УУД.
Приложение 1
Проведение классного часа