Оздоровительная деятельность младших школьников на уроках музыки


Оздоровительная деятельность младших школьников
на уроках музыки
Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей. На уроках музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности младших школьников, используются современные здоровье сберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинается каждое занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Перед пением песен – занимаемся  дыхательной, артикуляционной гимнастикой. Речевые игры  сопровождаются музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах. Организация уроков музыки с использованием технологий здоровье сбережения помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка. Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
повышение уровня речевого развития;
В ходе проведения уроков музыки, у младших школьников осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Занятия проводятся - по содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом уроке следующих здоровьесберегающих приемов:
1.Валеологические песенки-распевки
С них начинаются все уроки музыки. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.
 2.Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления школьников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются: укрепление физиологического дыхания детей (без речи); тренировка силы вдоха и выдоха; развитие продолжительности выдоха
3.Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
 
4.Музыкально-ритмические и танцевальные движенияМузыкальные игры, танцы, упражнения необходимы для того, чтобы научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности: ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски; развивать художественно-творческие способности, которые у детей младшего школьного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построении хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.