Реферат на тему: Музыкально-игровая драматизация в процессе обучения младших школьников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
п. Ханымей Пуровского района









Реферат на тему: «Музыкально – игровая драматизация в процессе обучения младших школьников».
















Учитель музыки МБОУ «СОШ №1»
п.Ханымей Пуровского района
Герман Галина Александровна













2014г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВведениеСтр. 3-4
1. Истоки драматизации .. ...Стр.4-5

2. Драматизация как сценический метод преподавания ..Стр.5-7

3.Метод драматизации в обучении музыке Стр.8-10

4. Музыкально-игровая драматизация в процессе обучения
младших школьников....Стр.10-13

4.1.Драматизация, как музыкальная деятельности
общая характеристика,...Стр.10-11

4.2. Драматизация на основе музыкального материала программы
начальной школы.Стр.12

4.3. Методика организации и проведения игр-драматизаций..Стр.13

4.4. Функции учителя музыки при руководстве
музыкально-дидактической игрой...Стр.13


Заключение....................................................................................................................Стр.14
Список использованной литературы..........................................................................Стр.15
























Введение.

В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально-эстетические, идеалы, вкусы и потребности младших школьников. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых музыка занимает особое положение. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства. При этом обнаруживается, что у школьников разный уровень развития музыкальных художественных способностей. Вместе с тем необходимо включать в художественную деятельность каждого ребенка, создавая оптимальные условия для его всестороннего развития. Наиболее синтетической формой художественной деятельности, на мой взгляд, является игра-драматизация. Именно в игре-драматизации активно развиваются не только музыкальные, но и актерские, режиссерские, литературные способности.
Идеи использования игр-драматизаций в воспитании детей, восходящие к эпохе античности, прослеживаются на рубеже 19-20 вв. в работах Н.Н. Бахтина, С.Холла, Н. Тичера, Х. Финлей-Джонсон и нашли дальнейшее развитие в трудах Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Н.А. Ветлугиной и др.
Игра-драматизация представляет собой процесс становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей. Традиционно игра-драматизация организуется по сценарию литературного или музыкального произведения. При этом Л.С. Выготский считает, что в игре-драматизации сценарий не всегда является жестким каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой разворачивается импровизация. «Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Специфической особенностью драматизации является то, что все прочитанное или услышанное воспроизводится в «лицах» при помощи речевой или музыкальной интонации, мимики, жеста, позы, мизансцены. Л.С Выготский, Л. Розанов считают, что в любой игре присутствует драматизация. Однако лишь драматизация при сочетании всех выразительных средств близка постановке пьесы на сцене.
В школьной практике накоплен большой, насчитывающий несколько столетий опыт применения драматизации как средства изучения разных предметов (истории, литературы, иностранного и родного языка, географии, пения). Между тем в музыкальном образовании она используется не целенаправленно и оценивается учителем музыки в основном как средство эмоциональной разрядки. Игра-драматизация не получила широкого распространения в практике проведения уроков музыки, прежде всего, из-за недостаточной разработки методического аппарата. В настоящее время изданы пособия, в которых отражены разные подходы к организации в начальных классах интегрированных уроков музыки на основе игры-драматизации и учителя музыки получили возможность восполнить этот пробел.

1. Истоки драматизации.

В процессе переориентации современной школы на задачи гуманизации и гуманитаризации вопросам взаимодействия искусств придается особое значение. Не случайно возрождается интерес к драматизации, объединяющей различные виды художественной деятельности, - явлению, весьма популярному в педагогике конца 19-начала 20 в. и сохранившемуся в наше время в отдельных педагогических системах.
Термин «драматизация» является производным от слова «драма» (с греческого – действие), которая представляет собой один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом) и принадлежит одновременно искусству театра.
Истоки драматизации мы находим в культовых обрядах и праздниках древних людей, в представлениях древнегреческого театра. Н.Н. Бахтин считает, что первоосновами драмы являются песни-диалоги дикарей и мимические танцы военного и любовного происхождения. По Бахтину, знакомство детей с драматической формой может начинаться в очень раннем возрасте. То, что дети (как и первобытные люди) совершенно не в состоянии сообщить какое-либо известие, не сопровождая его мимикой жестикуляцией, говорит о близости к драме, особенность которой состоит в том, что событие, что событие в ней «в ней изображается одновременно с помощью языка и мимики».
Известно, что древнегреческий театр возник из религиозного культа в честь Диониса, или Вакха. В 472г. до н.э. построили каменный театр Диониса на юго-восточном склоне Акрополя в Афинах. В нем шли представления трагедий и праздники, включающие соревнования на приз. На этих празднествах весной (Великие дионисии) и осенью (Сельские дионисии) обязательно выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, исполняющие дифирамбы – гимнические песнопения.
Постепенно в хоровое пение и пляску стали вводить элементы драматизации. Так в эпоху античности зарождается драма, трагедия и комедия – ведущие драматические жанры, получившие свое развитие в творчестве Эсхила, Софокла, в дальнейшем – Еврипида и Аристофана. Древнегреческий театр был связан с первобытными традициями и бытом. Это проявлялось в охотничьих танцах, а также представлениях, в которых изображали события из жизни бога, дабы он стал благосклоннее.
Древнегреческий поэт-драматург Софокл увеличил число актеров до трех, а хористов с 12 до 15. В его трагедиях «Эдип-царь», «Антигона, «Электра» большое значение приобретает не музыкальное, а драматическое развитие действия. Таким образом, из хоровых выступлений, танцев и диалога зарождается драматизация – сценическое действие в музыкально-драматических представлениях античного театра.

2. Драматизация как сценический метод преподавания.

Вопрос о сценических методах преподавания (драматизации учебного материала) поднимался в педагогических изданиях на рубеже 19-20 вв. Первыми внедрили этот метод студенты Гарвардского университета, занимавшиеся во «Французском кружке» (1888). Интерес к изучению иностранных языков в Америке зародился и вырос главным образом благодаря драматическим представлениям в университетах и коллегиях.
Метод драматизации, апробированный в Гарвардском университете, нашел многочисленных сторонников почти во всех университетах и школах того времени как в Америке, так и в других странах. Это школы С. Холла и П. Элиота в США, Х. Финлей-Джонсон в Англии, С.Фора и М. Гайяра во Франции.
Первая книга о методе драматизации была опубликована в России в 1911г. Ее автор – американский педагог Н. Тичер. В этой книге речь идет о том, что обучение в школе не учитывает «драматический инстинкт» ребенка, поэтому американская педагогика разработала особый прием – драматизации учебного материла.
В 1917 году вышла книга английской учительницы Х. Финлей-Джонсон. В своей сельской школе она попыталась создать новые традиции обучения и построить новые отношения между учителем и учеником, основанные на сотрудничестве. Первые попытки драматизации Финлей-Джонсон предприняла на уроках истории, так как считала, что дети обычно с интересом читают исторические романы и в известной степени драматизируют их в своем воображении. Существенным являлось то, что дети на ее уроках изображали реальных людей, а не мифологических и фантастических героев. Это отделило драматизацию от театрализованных представлений, школьных праздников, т.е. драматизация в первую очередь применялось как воспитательное средство.
Интересным представляется рассуждения педагога о том, что дети должны учиться петь артистически и на свежем воздухе. Для этого Финлей-Джонсон давала задание петь с определенной целью, причем драматизация пения осуществлялась на основе определенного сюжета (например, Робин Гуд и разбойники поют песню в лесу).
Подчеркивая важность использования драматизации как метода обучения всем учебным предметам, Финлей-Джонсон указывала на то, что драматизация развивает:
инициативу и независимость, находчивость и изобретательность ребят;
речь, дикцию, вырабатывает привычку свободно жестикулировать;
драматический инстинкт, который прививает любовь к книге, учит правильно пользоваться учебником.
В результате в школе Финлей-Джонсон обычные отношения
между учителем и учениками изменились; они превратились в отношения сотрудничества.
Драматизацию как метод преподавания английский педагог и ее коллеги стали вводить во все учебные предметы ( историю, родной язык, пение, природоведение, ручной труд, географию). Причем разница в методике работы со «старшими» и «Младшими» была невелика, поэтому Финлей-Джонсон применяла ее при обучении старшеклассников, но с некоторыми изменениями. Так, игру-драматизацию создавала уже не сама она, а школьники. Придуманная игра показывала степень интеллектуального развития каждого ребенка, служила средством его самовыражения.
В России драматизации как сценическому методу преподавания начали уделять внимание в 20-е г. Наркомпрос выдвинул целую программу воспитания через театр. Одним из активнейших методов усвоения учебного материала А.В. Луначарский считал его театральное изображение, которое должно было стать базисом новейшей педагогики, поскольку учебный материал «усваивался активно, так сказать впитывался всем организмом, приведенным в движение». Ценность драматического метода он видел в том, что при инсценировке басен, стихотворений, рассказов школьники лучше усваивали родную словесность; инсценировки бытовых сценок из жизни народов в разные эпохи помогали изучать географию и историю; изготовление костюмов и бутафории прививали детям навыки трудовой деятельности.
Рассматривая драматизацию как учебный метод, авторы школьных программ считали, что он может быть большим подспорьем в преподавании любого предмета, начиная с родного языка и обществоведения и кончая природоведением и музыкой. Поэтому драматизацию в школе можно было применять:
в качестве вспомогательного средства при преподавании отдельных предметов,
как средство театрально-эстетического воспитания.
По общему правилу школьных программ драматизация должна была иметь закрытый характер (проводиться в классе) и преследовать дидактические, а не художественно-сценические цели. Таким образом, драматический метод успешно использовался в практике преподавания разных школьных дисциплин с конца 19 века и на протяжении последующего столетия. Драматизация как один из методов преподавания-учения полифункциональна, обладает универсальными свойствами, приложимыми к учебным дисциплинам как гуманитарного, так и естественно-научного цикла.




3. Метод драматизации в обучении музыке.

Важность использования драматизации в процессе обучения музыке подчеркивали такие ученые, как О.А. Апраксина, В.И. Адищев, Л.В. Горюнова, В.Г. Ражников и др.
Л.В. Горюнова считает, что главное в обучении – это метод: постижении музыки через интонацию, другие виды искусства, жизнь природы и человека, а не отдельными средствами. Метод – это создаваемая педагогом ситуация, максимально отражающая законы искусства и психики ребенка. К методам, которые вытекают из звучащей музыки и эмоционального состояния ребенка, относятся: метод композиции, «драматизация – игра», «партитура вопросов», обеспечивающая множество ответов.
Выделим функции метода драматизации – воспитательную, развивающую, коммуникативную, гносеологическую, компенсаторную, обучающую, терапевтическую и эстетическую – для выявления особенностей его применения в музыкальном обучении.
Воспитательная функция метода драматизации заключается в том, что у школьников вырабатываются ценностные ориентации, развивается инициатива, самостоятельность, взаимопощь, класс объединяется в единый коллектив. В процессе драматизации у школьников развивается быстрота реакции, гибкость ума и поведения, внимание, память, мышление, художественные способности. Это позволяет выделить в методе драматизации развивающую функцию. С развивающей тесно связана коммуникативная функция драматического метода. Играя определенную роль, учащийся взаимодействует с другими участниками представления, приобретая таким образом навыки общения.
Гносеологическая функция метода драматизации заключается в познании новых фактов, событий, явлений окружающей жизни с помощью зрительного, слухового и музыкального восприятия, в воспитании умения «наблюдать» за развитием музыкально-сценического образа и драматического действия.
Драматизация компенсирует у детей потребность в эмоциональной сфере общения, а также создает оптимальные условия для развития художественных способностей, так как ученик может проявить себя не только в одном виде художественной деятельности, а в нескольких одновременно, следовательно, драматизация выполняет компенсаторную функцию.
Как учебный метод драматизация способствует усвоению разносторонних знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам, театральному искусству, живописи, выработке исполнительских умений и навыков. Поскольку в процесс драматизации вовлекаются не только персонажи литературных музыкально-сценических произведений, но и элементы музыкального языка, которые изучают школьники на уроках музыки, можно выделить и обучающую функцию этого метода.
Терапевтическая функция драматического метода изучается уже давно. В медицине такой ракурс метода называют психодрамой, которая широко применяется в Америке, Англии, Франции, Польше. Самое общее определение психодрамы дал С. Очесон: это соединение театра с терапией, которое позволяет создать условия для естественного выражения своего «я» в выбранной роли, лучше понять школьнику самого себя, снять конфликтные ситуации в коллективе.
Одна из важнейших функций драматического метода – эстетическая. Учащиеся не только получают впечатления от произведений литературы и искусства, но и учатся воспринимать окружающую действительность по законам эстетики, что, в свою очередь, активизирует формирование и развитие их художественных интересов и потребностей, помогает в создании художественных образов.
Таким образом, сущность метода драматизации музыкального материала определяется как способ теоретического и практического овладения на уроке музыкальными знаниями, умениями и навыками, соответствующий задачам личностно-ориентированного образования.
Метод драматизации предполагает:
определенную музыкально-образовательную и драматургическую цель;
сочетание индивидуальных и групповых форм музыкально-сценической деятельности;
наличие сюжета, в рамках которого развивается музыкально-познавательная деятельность школьников;
исполнение всеми участниками музыкально-сценического действия определенных ролей;
использование аксессуаров и элементов атрибутики.

4. Музыкально-игровая драматизация в процессе обучения младших школьников.

Драматизация, как музыкальная деятельность: общая характеристика, содержание, структура.


Воздействие игры на детей дошкольного и школьного возраста общепризнанно. В результате освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольного детства формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой деятельности учебной.
Драматизация - разновидность художественной игры с присущими ей специфическими особенностями.
Во-первых, игра-драматизация, являясь художественной, есть форма усвоения социального опыта людей, причем не только, познавательного, но и опыта общения.
Во-вторых, в игре-драматизации актуализуется индивидуальный опыт школьника в сфере музыкальной деятельности (при этом имеется в виду, прежде всего опыт эмоциональный - круг эмоционально насыщенных представлений и образов).
В-третьих, необходимо отметить процессуальность игры, которая рождается в данный момент и является следствием взаимодействия социального и индивидуального опыта.
На уроке музыки драматизация организуется на основе сюжета литературного произведения.
В процессе драматизации все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, пантомимы, жеста, позы, мизансцены.
На базе основных элементов драматизации можно выделить три концентра форм драматизации по уровню сложности.
Первый концентр представляет собой простейшие формы драматизации: исполнение музыкальных диалогов, песен по «ролям», импровизация типа «музыкальный разговор», «вхождение» в роль при восприятии- слушании музыки, исполнение песен солистами.
Второй концентр представляет собой более сложные формы драматизации, основанные на реализации разных умений и навыков: пластически выразительное исполнение партий героев музыкально- сценических произведений, участие в вокальных, инструментальных импровизациях, инсценировка фрагментов отечественной и зарубежной детской музыкальной классики.
Третий концентр составляет развернутая драматизация, объединяющая все возможные формы участия детей в музыкальном представлении: инсценировка песен, постановка фрагментов детских опер, музыкальных сказок, уроков- спектаклей.
Учитель музыки при выборе произведения для драматизации должен уметь определять, что является ее сюжетом и содержанием.
Сюжет (в переводе с французского - предмет) – последовательность и связь изображаемых событий в произведении литературы и искусства.
Сюжет в драматизации – это та область музыкального искусства, которые школьники стремятся изобразить в игре.
Например, общеизвестными сюжетами драматизации могут стать игры в «музыкальный магазин», «музыкальное путешествие», «музыкальный театр»
Содержанием драматизации является то, что именно школьники выделяют в отображаемой жизни как самое главное для них, самое существенное и что они пытаются в первую очередь изобразить в игре на данный сюжет. Содержанием драматизации могут быть народные и авторские детские песни, инструментальная музыка для детей.
Анализ выразительных средств драматизации, специфики сюжета и содержания помогает учителю музыки управлять игровой деятельностью школьников на уроке.

4.2. Драматизация на основе музыкального материала программы начальной школы.


Драматизация органически входит в процесс обучения музыке и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами музыкальной деятельности.
Во-первых, драматизация мало утомляет младших школьников; во-вторых, активизирует их эмоции и интеллект, развивает музыкальные и художественные способности; в-третьих, помогает моделировать урок музыки в игровой (театрализованной) форме.
В результате усвоение знаний о музыке, формирование музыкального вкуса и потребности общения с художественно ценными образцами происходит на подсознательном уровне, так как драматизация является одним из косвенных методов музыкальной работы.
В 1-2 классах игры - драматизации используются для получения первичных знаний о музыкальном языке, осознания единства эмоционального содержания и средств музыкальной выразительности.
В 3 классе игры - драматизации способствуют закреплению знаний об элементах музыкальной речи, формируют представления учащихся о единстве содержания и формы в музыке, принципах музыкального развития.
В 4 классе игры - драматизации помогают создать общее представление о музыкальной культуре разных народов.
Основой любой игры - драматизации является музыкальный репертуар программы «Музыка»: попевки, народные и авторские песни, классическая вокальная и инструментальная музыка. Главная цель использования игр- драматизаций на уроке музыки – развитие музыкального мышления младших школьников, усвоение новых знаний о музыке, проникновение в сущность музыкального искусства.


4.3. Методика организации и проведения игр- драматизаций.


При подготовке интегрированных уроков музыки важно помнить, что это - уроки искусства, важнейшей задачей которых является воспитание личности ученика, формирование его эстетических вкусов и потребностей.
При подготовке и проведении игр- драматизаций рекомендуется придерживаться трех этапов:
Подготовительный: знакомство учащихся с названием игры и условиями ее проведения, игровыми и дидактическими задачами, правилами, действиями, выбор участников игры, распределение ролей.
Функциональный: включение учащихся в художественно- творческую и музыкальную деятельность, проведение игры по заданным правилам и действиям, работа над драматическим развитием игры или над собственно драматизацией музыкально- дидактического материала.
Оценочный: оценка выполнения игровых и дидактических задач, правил, действий, сценичности воплощения музыкально- игровых образов.

4.4. Функции учителя музыки при руководстве музыкально-дидактической игрой или драматизацией таковы:

Учитель-актер, учитель-режиссер, учитель-драматург;
Учитель-импровизатор, учитель-исполнитель, учитель-дирижер;
Учитель-постановщик музыкального спектакля, инсценировок.
Учитель-организатор особой атмосферы «концертного зала» для установления взаимоотношений доверия, непринужденности, сотрудничества, радостного постижения образного содержания музыкального искусства.


Заключение.


Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что использование на уроках музыки метода драматизации, развивает в детях не только музыкальные, но и актерские, режиссерские, литературные способности, то есть происходит всестороннее развитие личности ребенка. Исходя из своего педагогического опыта, могу сказать, что игры-драматизации вызывают в детях только положительные эмоции: а именно радость, интерес и удовлетворение. При этом наступает такой важный момент, как сотрудничество между детьми и учителем, устанавливаются взаимоотношения доверия, непринужденности, радостного постижения образного содержания музыкального искусства. Одним из важных направлений современной школы является эстетическое развитие школьников, чтобы, становясь взрослыми, они обладали следующими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится о том, что «необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавших талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».
Метод драматизации, наряду с другими методами обучения на интегрированных уроках музыки способствует выявлению талантливых детей, развивает творческие способности всех школьников, тем самым способствует их полноценному эстетическому развитию.


Список использованной литературы.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. С.67
Бахтин Н.Н Театр и его роль в воспитании. В помощь семье и школе. М., 1911.
Тичер Н. Драматизация как один из методов современной школы. С.28
Финлей-Джонсон Х. Драматизация как метод преподавания.
Надолинская Т.В. Игры – драматизации на уроках музыки в начальной школе. М. 2003.
Колпакова А. драматизация учебного материала на уроках МХК. Музыка в школе. 1990. №3
Горюнова Л.В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младших школьников. М., 1991
Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».








13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 1 Заголовок 315