Пути и средства эстетического воспитания младших школьников на уроках музыки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №48 им. Героя России Д.С. Кожемякина»




Пути и средства эстетического воспитания младших школьников на уроках музыки


Выступление учителя музыки
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №48 им. Героя России Д.С. Кожемякина
г. Ульяновска









Ульяновск, 2016.


«Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества» - слова Д.Б. Кабалевского.
Будущее человечества сидит сейчас за партой, какими мы сформируем их, таким будет и общество, построенное ими.
Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Хороший эстетический вкус выражается в способности получения наслаждения от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве.
Будучи социально обусловленным, эстетический вкус личности формируется за счёт влияния окружающей среды, образа жизни, большое влияние на него оказывает искусство, которое в качестве художественного начала включается в быт и труд людей и действует повседневно, подчас незаметно.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой.
Эстетическое воспитание - система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается.
Важное место в эстетическом воспитании отводится искусству. Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.
Таким образом, цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.
Выделяют три ведущие задачи, которые помогают сформировать эстетический вкус школьника.
Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. На этом этапе можно слушать произведение, не объявляя его названия, с закрытыми глазами, чтобы учащиеся сами прочувствовали, нарисовали картинку происходящего, сравнили с явлениями природы и т.д. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Благодаря беседе о музыке, школьники пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями, выражениями, характеризующими настроение, характер, чувства, переданные в музыке, пополняют словарный запас новыми терминами.
Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развитии способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
На уроках музыки важно знакомить ребят с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики, в том числе и современной. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры учащихся.
Во время прослушивания на уроках различных музыкальных произведений, учащиеся должны понять позицию автора, его мысли, чувства, настроение. При этом ученик должен стараться «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание. Музыкальная отзывчивость на произведение помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, сочувствие, сопереживание. Хотя, исходя из практики, младшие школьники отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. На втором месте стоят – патриотические песни, а на третьем – лирические, спокойные песни и произведения. Но на уроках музыки нужно использовать различные эмоции, средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ произведений. Важно также прививать любовь к родной природе, умение чувствовать её, соприкасаться с ней. Музыка природы является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию красоты мелодии. Слушая музыку природы, учащиеся эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне, которую они будут разучивать. В музыкальном воспитании восприятие музыки является ведущим видом деятельности. Оно способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Для этого хорошо использовать контрастные музыкальные произведения (марш – танец - колыбельная). Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче и глубже воспринимать радость, если она оттенена грустью и т.д., это позволяет разобраться в положительных и отрицательных эмоциях.
Важно также прослушивать понравившиеся учащимся произведения, например такие как: «Танец феи Драже», «Песню жаворонка», «Болезнь куклы», а так же позволить им проиллюстрировать эти произведения.
В своей практике я использую интегрированные уроки, объединяя элементы учебных предметов: чтение, музыка, изобразительное искусство.
И если музыка, литературное произведение и картина созвучны, имеют одно и то же содержание, то понять, прочувствовать, пережить прослушанное произведение можно очень глубоко.
Например, на уроках звучат танцы из различных балетов, русские народные песни и танцы, «Времена года» П.И. Чайковского, фрагменты из опер, Демонстрируются картины А.К. Саврасова «Зимний пейзаж», И.И. Шишкина «Первый снег», Н.Ф. Юона «Русская зима», С.В. Герасимова «Зима», И. Левитана «Вечер», Б. Кустодиев «Масленица», звучат стихотворения М. Лермонтова, А. Пушкина, С. Есенина, А. Фета, Ф. Тютчева и т.д.
Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты». Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.
Разучивание прибауток важно для воспитания музыкальных и творческих навыков. Учащиеся младших классов очень любят небылицы, в которых развиваются совершенно нереальные события. Они развивают у учащихся чувство юмора, а также логическое мышление. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития младших школьников и его результативность.
На уроках музыки я использую игровые моменты. Игра – один из результативнейших путей развития всех способностей через такую форму эстетического переживания, как побуждения к творчеству. Игра на уроках музыки может быть двух типов: сюжетно-ролевой и проблемно-моделирующей. В сюжетно-ролевой игре эстетический результат достигается путем “вживания” ребенка в художественный мир произведения. Обязательные компоненты этого типа игры: сюжет, роль, воображаемая ситуация. Подготовка к роли идет через анализ произведений музыки, литературы, живописи, что дает возможность учащимся самостоятельно воплотиться в жизнь художественного образа и по-своему пережить его в игре. Для успешного проведения игры создается воображаемая ситуация, находятся музыкальные интонации, слова, яркие краски для воплощения образа. Можно дать детям фантастическую ситуацию, например, придумать рассказ о музыкальных инструментах, о нотках, можно сочинять песенку - по кругу, каждый учащийся сочиняет по фразе; придумать мелодию к стихотворению или подобрать стихотворение к музыкальному произведению.
Огромная, ведущая роль на уроке отводится учителю. Учитель должен быть интересным, артистичным, с выдумкой! Ему надо добиться, чтобы на урок дети шли, как на праздник души, радовались новым знаниям, новым навыкам, ценностям, живо откликались на порывы, умели самостоятельно, творчески мыслить, чутко реагировали на все вокруг происходящее. Урок музыки должен очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия.
Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.
Ежегодно мы с детьми разных возрастных групп проводим музыкально – литературные гостиные, праздничные вечера, концерты к различным праздникам, конкурсы песен, участвуем в различных фестивалях, музыкальных состязаниях и т.д. - все это способствует активизации учебной и творческой деятельности учащихся средствами искусства, развивает эстетический вкус.
Таким образом, в эстетическом воспитании особая роль отводится музыке, благодаря непосредственному комплексному воздействию. Именно она помогает формировать у учащихся эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной и эстетической культуры учащихся – актуальная задача сегодняшнего дня.




15