Методическая разработка по декоративно-прикладному искусству на тему: «ДПИ как фактор эстетического воспитания младших школьников».

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Валуйская детская художественная школа им. Григорова В.Д.»



Методическая разработка по декоративно-прикладному искусству на тему: «ДПИ как фактор эстетического воспитания младших школьников».



Преподаватель: Уколова Е.Н.












Валуйки 2016
Содержание:
Введение
Глава 1.
Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления
Художественное развитие и художественно-эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте
Глава 2. ДПИ как фактор эстетического воспитания
2.1 Сущность понятия декоративно-прикладного искусства
2.2 Художественно-проектное решение авторской работы «Перчаточные куклы по мотивам былины «Садко»
Заключение
Библиографический список

















Введение
Актуальность исследования. Важнейшей функцией образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры. Воспитание формирует образ человека культуры, его родовые культурные качества, в числе которых приоритетным является художественное творчество. Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность. Эта особая роль эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, эстетическое освоение и отражение действительности в процессе художественно-творческой деятельности.
Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, творить.
Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна ни творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной, педагогической. Эстетическое воспитание влияет на личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, которое является важным фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность школьника.
При формировании эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений, навыков, способностей, ценностных ориентаций. В результате происходят такие изменения в структуре личности учащегося, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер.
Становится очевидным, что формирование у учащихся потребности в художественно-творческой деятельности является существенным в гармоничном развитии и становлении личности. Эстетическое воспитание и художественное образование создает личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, сохраняется связь времен, историческая память поколений, народное мировоззрение. Поэтому наметилась тенденция использования возможностей богатых историко-культурных традиций народов России в образовательных учреждениях всех типов, начиная с детского сада и заканчивая вузовской подготовкой – в системе непрерывного образования.
Актуальность художественного образования в контексте личностно-ориентированного образования обусловлена необходимостью интегративно-комплексного, системного подхода. Не так давно вопросы художественного образования и эстетического воспитания нередко рассматривались как нечто второстепенное. Отдавая приоритет знаниям, но не эстетической и художественной культуре, общественная практика повлекла за собой недостаточное развитие эмоциональной сферы. И как следствие этого снижение нравственности, ослабление творческих и познавательных способностей учащихся. Актуализирует проблему еще и тот факт, что сегодняшнее состояние обучения не имеет возможностей для полного и активного использования того мощного потенциала, который заложен в декоративно-прикладном искусстве: его глубоко нравственная, созидательна миссия до сих пор остается невостребованной и нереализованной. Возникло определенное противоречие между неограниченными возможностями декоративно-прикладного искусства и крайне недостаточным использованием его средств в эстетическом воспитании и художественном образовании учащихся. Отсюда вытекает важность проблемы исследования, необходимость включения декоративно-прикладного искусства в процесс эстетического воспитания и художественного образования учащихся.
Проблема исследования. Заключается в отсутствии научно-обоснованной, экспериментально проверенной методики художественного образования и эстетическое воспитание младших школьников в учреждениях дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства.
Большое внимание в народной педагогике уделяется использованию различных игрушек и кукол в воспитании детей. Кукла предназначена не только для игры, но и для умственного, нравственного и эстетического воспитания, физического развития детей в живой увлекательной форме.
Как посредством знакомства с перчаточной театральной куклой на уроках декоративно-прикладного искусства развить эстетическое воспитание у учащихся младшей возрастной группы.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Степень изученности исследуемой проблемы. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.
В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [59; 6].
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [40; 451]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [34; 51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.
Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [34; 42].
Различные вопросы ознакомления детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства и использование их в учебно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в школе и в системе учреждений дополнительного образования рассматривают такие исследователи: Р.А. Бардина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, В.В. Корешков, О.С. Молотобарова, Б.М. Неменский, Н.Б. Халезова, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Астраханцевой С.В., Васильковой А.Н., Пухначева Е.Ю., Щербакова В.С., Бочкаревой О.И..
Проблемам исследования народного декоративно-прикладного искусства и его значения в эстетическом воспитании и художественном образовании детей посвящены работы А.В. Бакушинского, Н.Я. Богуславской, М.М. Байрамбекова, В.М. Василенко, В.С. Воронова, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Профессор А. Белецкий видит первые, наивные формы театра в обряде. В 19 веке попытку разгадать происхождение кукольного театра сделал французский писатель Шарль Нодье. Педагог Фридрих Фребель в «Воспитании человека» говорил об игре ребенка как основе возникновения кукольного театра и тесной взаимосвязи игры ребенка и игры в кукольном театре. Попытку обобщить и систиматизировать труды по истории кукольного театра в своей книге «Искусство играющих кукол: Смена театральных систем» предприняла Смирнова Н.И.
Кукольному театру посвящено большое количество литературы – документально-исторической, художественной, критической. Бережно хранятся сотни пьес сыгранных кукольниками разных континентов. В лучших музеях мира хранятся куклы – участники зрелищ разных времен, описания самих зрелищ и родословные кукол. Многие искусствоведческие учреждения почти всех стран изучают специфику театра кукол, его взаимосвязи с жизнью человека и другими известными человеку искусствами.
Объект исследования – художественно-эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – использование средств декоративно-прикладного искусства в воспитании младших школьников.
Цель дипломной работы – выявление возможностей декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания младших школьников.
Объектом, предметом и целью исследования обусловлены его задачи:
рассмотреть эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления;
проанализировать художественное развитие и художественно-эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте;
изучить сущность понятия декоративно-прикладного творчества;
разработать художественно-проектное решение авторской работы «Перчаточные куклы по мотивам былины «Садко».
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что, художественно-эстетическое воспитание младших школьников будет эффективным в том случае, если:
Апробация дипломной работы.
Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотезы определили использование следующих методов:
- теоретический и сравнительный анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы;
- систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой темы;
- изучение и обобщение творческого опыта по изготовлению перчаточной куклы.
Структура дипломной работы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.














Глава I
1.1 Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления
Термин «эстетика» (от греческого слова «aisthetikos» - относящийся к чувственному восприятию) Был введен немецким философом А. Баумгартеном в XVIII в. Им же было определено место этой науки в системе философии. Он полагает, что эстетика – низшая ступень гносеологии, наука о чувственном познании, совершенной формой которого является красота. Его современник И. Кант видит в эстетике пропедевтику всякой философии. Это значит, что систематическое изучение философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскрывается добро и истина. Если для Баумгартена второй фундаментальной категорией является искусство, то Кант обратился к эстетике, отталкиваясь не от проблем искусства, а от потребностей философии. Заслуга Канта в том, что он внес в эстетику дух диалектики. Дефиниция «эстетика» прочно закрепляется уже с XVIII в. ее начинают понимать как науку, занимающуюся проблемами «философии прекрасного», либо «философии искусства». Именно в этом плане ее воспринимали Г. Гегель, позже Ф. Шиллер и Ф. Шеллинг [23, 8].
В «Словаре по педагогике» Г.М. Коджаспировой термин «эстетическое воспитание» описывается так: выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [28].
Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания, по мнению И.Ф. Харламова, состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [56, 232].
Понятие «эстетическое воспитание» является самым общим в теории эстетического воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Среди них следует отметить: эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство.
Эстетическое развитие – процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей.
Эстетический вкус – способность человека к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств. Существенным компонентом в проявлении вкуса является эстетический идеал.
Эстетический идеал – целостный, социально обусловленный, конкретно-чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве.
Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное переживание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Эстетическое чувство выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы. Развитие и воспитание эстетического чувства направлено на формирование у воспитанников эстетического идеала и усвоения ими эстетических норм и оценок [28].
Г.С. Лабковская отмечает, что цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но прежде всего, в практической жизни – в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству [30].
Задачами эстетического воспитания являются:
1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.
2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.
3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей [53].
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся преставлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработке умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей [56, 232].
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства [56, 233].
Всякая социально-педагогическая система эстетического воспитания складывается из единства двух структур. Первая, содержательная структура дает четкое представление об основных целях системы, методологических подходах к определению содержания, формам и методам ее реализации. В этой структуре имеется два параметра. С помощью одного из них определяется и формулируется основной набор конкретных содержательных задач. К ним относятся: развитие физиологической и психологической основы эстетической культуры. Развитие культуры восприятия и оценки художествено-эстетических явлений с позиции единства формы и содержания; воспитание художественного вкуса в его единстве с нравственно-эстетическим идеалом, формирование особого типа художественно-образного мышления; развитие эмоциональной сферы личности; содержательное обогащение процесса духовной жизни, образование духовных потребностей и обеспечение глубокого эстетического переживания. С помощью другого измерения системы все перечисленные выше задачи необходимо расположить последовательно по возрастам с учетом особенностей, возможностей детей и нарастающего педагогического воздействия. Например, в дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию сущностных сил в процессе художественной многообразной деятельности. В школьном возрасте на основе обучения литературе, музыки, изобразительной деятельности, продолжая развивать культуру восприятия, необходимо сосредоточить внимание на формировании эстетического идеала, художественного вкуса, а так же на специальном развитии образного мышления, активной творческой способности. Разработка содержательной структуры позволяет вплотную подойти к рассмотрению второй, формальной структуры системы эстетического воспитания оформляющей, рассмотренные выше содержательные задачи. В этой внешней структуре выстраиваются учреждения просвещения и культуры, события и мероприятия, реализующие с помощью своих организационных форм основные содержательные эстетико-воспитательные задачи. Переходя из одного учреждения в другое, из детского сада в школу, параллельно занимаясь в кружках, студиях, домах детского творчества, музыкальных художественных школах, ребенок достигает определенных высот эстетической культуры и эстетического развития. Внешняя структура должна соответствовать содержательным внутренним требованиям, чтобы каждый ребенок мог достичь максимально возможного для себя уровня эстетической воспитанности. Эффективность системы эстетического воспитания зависит от понимания искусства как общественного явления, умения педагогов выявить специфику и учесть ее в методике работы. [34, 58] Таким образом, сущность системы заключается в том, что в центре находится личность и индивидуальность ребенка. Художественно эстетическое воспитание и обучение осуществляется на основе научного комплексного подхода ко всему делу воспитания, что является методологической основой и важным принципом. На этом основывается необходимость тесных межпредметных связей в процессе преподавания искусства. В качестве принципа системы эстетического воспитания является также идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий и организованного воздействия искусства с помощью средств массовой информации. Большое значение для эстетического и общего развития личности имеет принцип единства художественного и общего психического развития детей. Привыкая приводить в движение все умственные силы в процессе занятия искусством, ребенок в последствии распространяет эту способность и на любую другую деятельность. При выборе форм обучения некоторые новаторские школы используют эстетические подходы в преподавании общеобразовательных предметов. Детям прививают такие понятия как эстетика труда, умственной работы, физической культуры и спорта. Специфическим принципом системы является принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Она дает общее образование и развитие, обеспечивает готовность овладения любой специальностью. Наконец большое значение имеет принцип эстетики всей детской жизни. В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений. [34, 64]
Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания. Например, умственное воспитание учащихся, если оно проводится полноценно, не должно отрываться от нравственного и эстетического воспитания, иначе оно просто перестанет быть воспитанием, сведется к натаскиванию, зубрежке.
Эстетическое воспитание не может осуществляться без идейно-политических, интеллектуальных и моральных критериев. Будучи явлением идеологического порядка, оно по сути своей выполняет определенную конкретно историческую, социальную функцию.
Единство эстетического и интеллектуального определяется тем, что эстетическое отношение человека к действительности базируется на познании. Эстетическое воспитание неотделимо от таких интеллектуальных чувств как любопытство, любознательность, интерес. Мало того, и дальнейшее, более углубленное развитие эстетического восприятия не обходится без интеллектуальных элементов.
Движения мысли, разнообразные идеи и связанные с ними ассоциативные представления неотделимы от эстетического чувства, когда оно становится содержательным. Это тем более так, что эстетическое освоение связано с удовольствием от проникновения в глубину содержания предмета, оно является результатом своеобразного творческого познания [30].
Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения относится к числу непреходяще актуальных проблем, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляя свои, новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство. Поэтому одним из направлений эстетического воспитания является художественно-эстетическое воспитание.















1.2 Художественное развитие и художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста
В эстетической лексике стал привычным термин «художественное развитие». В классической эстетики говорится о том, что: человеческая жизнь не так уж богата сюжетами детство, юность, конфликт отцов и детей, любовь, одиночество, верность, предательство; в любую эпоху постоянство коллизий человеческой жизни может быть сведено к ограниченному числу сюжетов. Одна из самых больших тайн искусства состоит в его умении представить эту ограниченность сюжетов через безграничное разнообразие художественных форм, добиваясь неостановимого художественного обновления «одной и той же жизни» [29, 7].
Длительное время предмет эстетики в отечественной науке определяли тавтологически – как изучение эстетических свойств окружающего мира – именно потому, что любой разговор об активности художественной формы был недопустим. Вместе с тем, когда, опираясь на немецкую традицию, А.Ф. Лосев высказывал точку зрения, что эстетика изучает «природу всего многообразия выразительных форм» окружающего мира, речь шла именно о выразительных формах, переплавляющих сущность и явление, чувственное и духовное, предметное и символическое. Процесс художественного формообразования – мощный культурный фактор структурирования мира, осуществление средствами искусства общих целей культурной деятельности человека – преобразование хаоса в порядок, аморфного – в целостное. В этом смысле понятие художественной формы используется в эстетике как синоним произведения искусства, как знак его самоопределения, выразительно-смысловой целостности [29, 7].
Из «вещества жизни» - разрозненного, эклектичного, лоскутного – художник создает «вещество формы». Размышляя о тайне этого преобразования, эстетика разрабатывала представления о специальных механизмах – энтелехии, художественном метаболизме и др. Особенность художественной формы состоит в том, что заложенный в ней смысл оказывается непереводимым на язык понятий, невыразимым до конца никакими иными средствами. Эта чрезвычайно трудно пробивала себе дорогу в истории. Эволюция представлений о природе художественного простиралась от утверждения ценности чувственно-пластического совершенства в античности к приоритету знаково-символической стороны в средневековье, от поисков утопической красоты идеального мира в Возрождении к культу импульсивности и чрезмерности барокко, от канонического равновесия классицизма к метафорической углубленности и психологической задушевности романтиков. Каждая художественная эпоха не оставляла после себя незыблемой нормы, демонстрировала разные эстетические свойства и безграничные возможности искусства. И потому всякий раз оказывалась подвижной трактовка самого феномена искусства. Абсолютизация любых нормативных и «ненормативных» теоретических манифестов искусства разбивалась новыми волнами художественно-творческой стихии. Идеи о «смерти искусства» либо декларации о бессмертии иных стилистических форм опровергались продуктивностью новых художественных стадий. Все это убеждает в том, что любые дефиниции искусства должны вырастать на основе тщательного анализа исторического материала, они не могут «спускаться» как отвлеченные абстрактные конструкты.
В связи с этим особенно важен принцип историзма в изучении столь существенной категории эстетики, как художественное сознание. До недавнего времени история художественного сознания отождествлялась с историей эстетической мысли. История художественных представлений разных эпох сводилась к тому, что сказал об искусстве один, другой, третий философ. В исследовательских работах, авторы которых стремились рассмотреть содержание художественного сознания более широко, основное внимание уделялось разработке теоретической конструкции этого понятия. Дальше дело не шло, и в итоге понятие художественного сознания застывало в своем надвременном, безликом содержании.
Художественное сознание эпохи вбирает в себя все наличествующие в ней рефлексии по поводу искусства. В его состав входят бытующие представления о природе искусства и его языка, художественные вкусы, художественные потребности и художественные идеалы, эстетические концепции искусства, художественные оценки и критерии, формируемые художественной критикой, и т.п. Всю эту многоаспектность художественного сознания и ее историческую подвижность необходимо раскрыть, опираясь на анализ и обобщение реальных фактов. Это чрезвычайно важно, ибо художественное сознание эпохи выражали не только художественные теории. В сложении художественного сознания каждого исторического этапа участвовали творческая практика всех видов искусств, культивируемые массовые формы художественного досуга и др. Изучение закономерностей эволюции истории художественного сознания в таком объеме будет аккумулировать его реальное содержание, а не сводиться к истории эстетической мысли как к «истории головастиков» [29, 9].
Накопленный искусством опыт воплощения максимально говорящей чувственной формы и скрытого духовно-психологического содержания лег в основу гегелевской концепции искусства как идеального, выраженного в реальном («абсолютной идеи в ее чувственном инобытии»). Гегель видел истоки художественного творчества в потребности человека к духовному удвоению себя в формах внешнего мира, опосредованно. Этот ответ в последующем многократно дополнялся и модифицировался. Действительно, любое содержание, выраженное опосредованно, кажется человеку более богатым и представляет для него особую ценность. Через язык символов, намеков, мерцающих нюансов рождается художественная реальность, недосказанность и невыразимость которой проявляет себя как нерастраченная энергия. Возможность сделать внутреннее явным, бесконечное конечным способствовала сложению взгляда на искусство как дополнение, завершение и оформление неуловимой сущности бытия.
Заглядывая дальше, с иных исторических дистанций, мыслители приходили к выводу, что потребность наслаждения собой в чувственном предмете не исчерпывает всех объяснений потребности в искусстве. Важно было прийти к пониманию, что образы искусства – это не только знак внутреннего, но вся полнота жизни. Иначе, - сама жизнь в ее ключевых символах, пороговых моментах, предельных мигах бытия [29, 9].
Каждая эпоха осуществляла «онтологическое вбрасывание» в искусство собственной сущности; художественные произведения хранили, излучали и возвращали эту сущность современникам. Вырабатывавшиеся искусством культурные коды, до того, как они превращались в мифологему, на время создавали у человека сознание «хозяина», иллюзию владения окружающим миром.
Искусство – одна из форм общественного сознания, с помощью, которой люди отражают объективную реальность. Общественная функция искусства заключается в том, что оно с помощью художественных образов раскрывает человеку мир реально существующей красоты: эстетическую сущность жизни деятельности, идеалов, отношений труда и природы. Одной из социальных функций искусства является познавательно-дидактическая или образовательная функция. Искусство представляет собой наиболее доступное детям средство осуществления духовных и физических упражнений. Заполняя свободное время детей, оно наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяя интересы и потребности школьников, способствует их разностороннему развитию. Поскольку искусство концентрировано, содержательно, насыщенно, емко отражает и выражает в художественной форме эстетическую сущность действительности, постольку оно является острым и действенным орудием формирования отношения человека к жизни. [34, 51].
Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.
Эстетическое воспитание, образование, обеспечивает школьникам не только духовное, но и физическое здоровье. Призма искусства направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Иными словами, искусство участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций эстетического воспитания и к тому же является прекрасным лекарем.
Итак, эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству, декоративно-прикладному.
Существенной стороной эстетического воспитания является познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся.
Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо научить учащихся воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. В частности, необходимо формировать у учащихся представления и понятия, относящимся к пониманию различных видов и жанров искусства и специфике художественного отражения действительности, выработать у них умение, анализировать содержание произведений искусства [6].
«Искусство воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. Искусство формирует целостную личность» [9, 143]. Именно через искусство в первую очередь происходит эстетическое воспитание личности. Это не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.
Эстетическое воспитание средствами искусства осуществляется различными путями, соответствующими природе, особенностям каждого из этих искусств. Можно выделить общие, основные методы художественного воспитания в рамках общего и дополнительного образования:
Демонстрация, показ и исполнение художественных произведений. Вне прямых контактов с искусством, звукового и зрительного его восприятия трудно рассчитывать не успех эстетического воспитания. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы максимально расширить сферу непосредственного общения детей с явлениями искусства.
Анализ разбор и оценка художественных произведений. Художественный вкус не сводится к способности находить удовольствие от произведений искусства хорошего качества. Необходимо воспитание оценивающего отношения к явлениям красоты, выработка системы оценок и обоснованных эстетических суждений.
Сообщение искусствоведческих знаний. Учащиеся должны получить определенный запас сведений, характеризующих выразительные средства, историю и теорию различных видов творчества.
Организация творческой и исполнительской деятельности учащихся. Упражняясь в разнообразных формах художественной деятельности, учащиеся развивают творческие способности, умения и навыки для самостоятельного воспроизведения предметов и явлений действительности средствами искусства.
Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.
Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными.
В отечественной педагогике утвердилось положение о том, что развитие личности в процессе воспитания зависит как от внешних, так и от внутренних условий. К внешним условиям относят педагогически правильно организованный воспитательный процесс и деятельность воспитателя, его методы и формы, рациональное построение учебно–воспитательной деятельности, отбор и реализация наиболее эффективных методов и приемов обучения. Внешние условия всегда преломляются через индивидуальные особенности личности, ее деятельности и взаимоотношения с другими людьми, которые составляют внутренние условия воспитания. Последние чаще представляют собой психологические факторы, определяющиеся личностью школьника и личностью учителя. От психологических факторов (внутренней позиции личности участников воспитательного процесса) во многом зависит формирование системы эстетических взглядов, вкусов, эталонов и оценок, отношение к деятельности и людям, то есть процесс эстетического воспитания. Конечный результат процесса эстетического воспитания определяется не отдельно взятыми факторами, а их совокупностью и в тесной связи со всеми внешними и внутренними условиями. Их единство – залог успешной организации этого сложного процесса.
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.
Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» [34; 55], - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.
Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы.
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Некоторые ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.
Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Художественно-эстетическое воспитание - это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие сущностных сил и художественно-творческих способностей человека, утверждение эететико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству. Другими словами можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание призвано, с одной стороны, расширять и углублять знания учащихся в области истории и теории искусства, а с другой, развивать их способности к художественному творчеству; в этом, на наш взгляд, состоит его задача.
Художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
Вывод:
Эстетическое воспитание, процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувствительного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из универсальных аспектов культуры личности. Эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании личности.
Младший школьный возраст – это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Художественно-эстетическое воспитание – это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие сущностных сил и художественно-творческих способностей человека, утверждение эететико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству. Другими словами можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание призвано, с одной стороны, расширять и углублять знания учащихся в области истории и теории искусства, а с другой, развивать их способности к художественному творчеству; в этом, на наш взгляд, состоит его задача.
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры; развитие способности к художественно-эстетическому творчеству и развитие эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенствованию.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение, в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.






















Глава 2
2.1 Сущность понятия декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусств – это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» - традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием – народное искусство; и классика – памятники мирового декоративного искусства, характеризующиеся всеобщим признанием и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений. [31,27]
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них интерес к познанию, ведь в процессе изучения декоративно-прикладного искусства учащийся не только знакомится с предметами и их историей, но и может изготовить его в процессе практической деятельности. [14, 37-38]
Занятия декоративно-прикладным творчеством создают благоприятные условия для формирования таких качеств личности как творческая активность, инициатива, пытливость, самостоятельность, способствует совершенствованию сенсорного восприятия. Также создаются благоприятные условия для развития эмоций и эстетического воспитания.
Декоративно-прикладное искусство являясь частью процесса обучения и воспитания учащихся различных возрастных групп, имеют свою специфику, в частности эти занятия могут быть весьма разнообразны по форме и содержанию, что способствует более сильному эмоциональному отклику и развитию творческих способностей, фантазии. В целом декоративное творчество способствует решению задачи поставленной педагогической наукой: формирование всесторонне и гармонически развитой личности. [31,12]
Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками – это дерево, глина, кость и т. д.
Также можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно-прикладного искусства:
Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов.
Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Точность этого соединения декоративно-прикладного искусства, которое обуславливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни.
Единство материала и технического приема.
Традиционность. Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером.
Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.
Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусства уравновешивается таким его свойство, как непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по лёгкости, непринуждённости пластических форм.
Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.
Проблема изучения народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания усиливается в связи с необходимостью сглаживания возникших межнациональных противоречий. Сформировавшаяся система образования на современном этапе в определенной мере создает условия для решения вопросов возрождения и развития народной культуры России.
Для эффективной методики художественно-эстетического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства предполагаются следующие педагогические условия:
раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания при выделении регионального компонента образования;
формирование способности к пониманию исторического развития художественной национальной культуры;
создание условий для формирования творческих способностей личности в процессе познания художественной национальной и региональной культуры народов России, где региональное искусство рассматривается как часть отечественной художественной культуры, как мир целостности, включающий отношение искусства одного народа к искусству и культурным ценностям другого народа;
формирование мировоззрения с устойчивой нравственной ориентацией на общечеловеческие ценности;
формирование личности учащегося как носителя национальных духовных традиций высокой культуры и нравственности.
В этой связи для формирующейся личности особую важность приобретает готовность к продуктивной творческой деятельности, социальной адаптации, способность легко ориентироваться в решении творческих задач, национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания личности. Поэтому активизация внимания к национальным традициям культуре и искусстве, использование их в процессе художественного образования, эстетического воспитания приобретает особую актуальность.
Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Формирование и развитие художественных умений, способностей, эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству влияет на учебно-познавательную деятельность учащихся, на формирование их творческого потенциала, развития эстетического восприятия.


В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности учащихся. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и умений, решение проблемных ситуаций и задач.
В.А.Сухомлинский писал, что на уроке «учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя». Я стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, предмету в целом,
Ставя задачу заинтересовать учащихся новым предметом деятельности на уроках декоративно-прикладного искусства необходимо соблюдать следующие условия:
индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний;
эмоционально окрашенный фон занятий;
демонстрация эффектных образцов - поделок, выполненных руками учащихся;
знакомство учащихся с предметом разнообразными методами: познавательные игры, учебные дискуссии, ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны;
всемерное использование наглядных пособий развивающего типа (обобщающие, систематизирующие, плакаты, диаграммы, таблицы).[38,5-11]
Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к предмету.
Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – надёжный резерв жизненной активности, увлеченности. Решая проблемы обучения и воспитания учеников не трудно понять значение творчества в этих процессах.
Именно развитие творческого потенциала – это одна из основных целей стоящих перед учениками на уроках декоративно-прикладного искусства. А учить творчеству можно лишь в том случае, если ты сам увлечен им.
Не следует пренебрегать советами физиологов, которые рекомендуют повышать роль наглядности, наряду со словесно – цифровой информацией, шире использовать цветовую и музыкальную информации. Развивать способности детей невозможно без развития эстетического вкуса, умения наблюдать окружающий мир, видеть в нём как можно больше доброго, светлого и радостного.
При проведении уроков по декоративно-прикладному искусству советуют использовать музыкальное сопровождение, ведь прекрасная классическая музыка раскрепощает, даёт вдохновение, помогает раскрыться творческим способностям учащихся. [38,31-34]
Стимулировать работу на уроке позволяют всевозможные выставки, конкурсы, как внутри кабинета, так и на уровне школы. Учащиеся с удовольствием демонстрируют свои работы, получая тем самым дополнительный заряд положительной творческой энергии.
Декоративно-прикладное искусство позволяет использование на занятиях самых разнообразных форм работы с учащимися, это могут быть не только беседа или дидактическая игра, но и проведение различных экскурсий и выставок, они могут носить соревновательный или игровой характер, включать элементы проблемного обучения и экспериментирования с различными материалами. Использование различных методов и приемов обучения, таких как: словесный, наглядный, метод исследования, эвристический, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», способствуют стимулированию активной деятельности учащихся.
Применение на уроках декоративно-прикладного творчества игровых ситуаций способствует наиболее яркому эмоциональному отклику со стороны учащихся средней возрастной группы, а игра в свою очередь не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям. Важным в игровых формах обучения является то, что игровые ситуации позволяют успешно организовать психолого-педагогические условия свободы, неопределённости, проблемности задания учебных образцов деятельности, создавая условия для развития познавательного интереса к предмету и заставляя учащегося рефлексивно осваивать предложенный ему учебный материал. Кроме того, при игровом обучении становится возможной организация межгруппового коллективного обсуждения вариантов решений проблемного задания, полученных в работе отдельных игровых групп. Таким образом, игра приобретает статус естественного средства развития познавательного интереса. Для реализации поставленной проблемы как нельзя лучше подходит материал по перчаточной театральной кукле которая сама по себе служит игре.
Педагог Фридрих Фребель в «Воспитании человека» говорил об игре ребенка: «Игра есть высокая ступень детского развития, развития человека этого периода». И о значении игры для всей последующей жизни человека: «Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека, и на этой ступени в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной жизни, как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее». Никто не сомневался в том, что театр кукол может быть причислен именно к этому «хорошему». Тем более что многим нравилось в этом искусстве именно его «наивное, естественное начало». [51,15]
Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра лишь забава и развлечение.
Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предмете и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Игра создает атмосферу доверительности и сотрудничества, развивает творческую самостоятельность, сопереживание, отзывчивость. Игра ни в коем случае не должна быть навязана, т.е. должна исходить из интересов и возможностей детей. Игра-занятие может длиться несколько минут или весь урок.
Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ в материале, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. В возрасте 11-12 лет учащиеся находятся в процессе перехода от образного восприятия к аналитическому. Они могут, создавать необыкновеннее яркие образы и в то же время способны проанализировать ход практической работы по воплощению образа в материале. [2,68]
Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются:
1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу теоретического материала, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.
2) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др. В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала у учащихся появляется удивление, озадаченность, интеллектуальная активность, эмоциональная приподнятость, стремление к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.
2) Исследовательский прием. Дать возможность учащимся самостоятельно найти материал по теме, изучить в деталях.
3) Эвристический прием. Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к материалу урока. [62,173-181]
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. [63,230]
Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности. Декоративно-прикладное искусство делится на виды по технологиям обработки различных материалов. 
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. 


2.2 ..Художественно-проектное решение авторской работы «Перчаточные куклы по мотивам былины «Садко»
При формировании эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений, навыков, способностей, ценностных ориентаций. В результате происходят такие изменения в структуре личности учащегося, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер.
Становится очевидным, что формирование у учащихся потребности в художественно-творческой деятельности является существенным в гармоничном развитии и становлении личности. Эстетическое воспитание и художественное образование создает личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, сохраняется связь времен, историческая память поколений, народное мировоззрение. Поэтому наметилась тенденция использования возможностей богатых историко-культурных традиций народов России в образовательных учреждениях всех типов, начиная с детского сада и заканчивая вузовской подготовкой – в системе непрерывного образования.
Игрушка практически всегда имеет художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки - это произведения искусства. И не удивительно, что они становились предметом искусствоведческих исследований. Художественные качества игрушки необходимо учитывать и с психологической точки зрения, поскольку именно с этой стороны должны привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус. Материал, с которым играет ребенок, закладывает его взгляд на мир, в том числе эстетический. Поэтому, оценивая игрушку, важно учитывать ее красоту, художественность исполнения, эстетическое воздействие, наконец, ее социальный аспект, связь с окружающей общественной жизнью. Игрушка всегда заряжена определенным духом своего времени, того общества, в котором она создана. Игрушки, создаваемые для детей, всегда отражают мировоззрение взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Игрушка способствует утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомит с общественным и семейным укладом. Она имеет определенное влияние на социализацию ребенка, его вхождение в данное конкретное общество. Показательно: игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели. Через игру они привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном обществе. Поэтому «современность» игрушки, ее способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», типичные образцы современного стиля и эстетики также должны учитываться при оценке.
Кроме того, несомненно важное достоинство игрушки - ее связь с культурными традициями своего народа. Почти каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция - дымковская, гжельская, сергиев-посадская деревянная игрушка. Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек, которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т.е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко-культурное значение - это незаменимое средство воспитания и развития. Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, деревянные медведи, лошадки, петрушки и пр.) остаются прежде всего предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение.
Наконец, создание игрушек - это всегда творчество, изобретение нового. Создание новой игрушки или игры - по дизайну, по способу действий, по образному строю - событие довольно редкое; это определенный вклад как в культуру вообще, так и педагогику в частности. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость - ее несомненное достоинство, отличающееся от типовых, массовых образцов. Этот аспект также необходимо учитывать при оценке.
Декоративно-прикладное искусство открывает большие возможности при работе с детьми благодаря возможности использования на уроках самых разнообразных методов и форм работы, что в свою очередь может служить благоприятным условием для развития познавательного интереса учащихся. Но, не менее важным является и выбор тематики работы, ведь в большей степени успех работы зависит от того, на сколько яркий эмоциональный отклик у учащихся вызывает выбранная для работы тематика. Для учащихся младшей возрастной группы наиболее яркими по эмоциональному отклику являются сказочные персонажи, позволяющие проявить фантазию в полной мере, чем скажем, герои классических произведений литературы. Поэтому для художественно-проектного решения были выбраны герои по мотивам былины «Садко», работа над которыми может послужить хорошим материалом не только по знакомству с особенностями изготовления перчаточной театральной куклы, но и изучению народного творчества, например знакомство с народным костюмом. Также работа по былинам способствует решению задачи знакомства учащихся с народной культурой.
Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Былины – это песни, которые создаются народом не для чтения, а для исполнения. Их исполняли народные сказатели, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России (например, у казаков на Дону или на Тереке) былины пелись хором. То есть, как и другие произведения устного народного творчества (сказки, загадки и пр.), былины являются исполнительским искусством. [11,3]
Само слово былины происходит от слова быль, то есть в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.
На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины – слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.
В былинах мы найдем много исторически достоверных примет. Кто не знает например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчугу, - все это есть у богатыря. В былинах воспевается Киев-град, упоминаются Чернигов, Муром, Галич и другие древнерусские города; в ряде былин события разворачиваются в древнем НовгородеБылины настолько достоверны в деталях реальной жизни, что по описаниям былин ученые восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки. Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей.
Былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли, ведь восточные славяне вели жизнь полную лишений и опасностей. Она была трудной не только потому, что приходилось бороться с природой, но и потому, что большую опасность для них представляли воинственные соседи, кочевые племена. Печенеги, половцы ходили набегами на Русь, разоряли селения, забирали в полон женщин и детей, увозили с собой богатства, предметы тонкого ремесла, драгоценности, произведения искусства. Конечно же, страшные потрясения не могли не взволновать поэтическую душу народа, народные певцы не могли оставаться в стороне от важнейших исторических событий, и они создавали героические песни, которые теперь называются былинами. [11,6]
Главным персонажем стал богатырь, он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть. Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказатели изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов». [11,8]
Помимо киевских былин, рассказывающих о подвигах русских богатырей и ратной славе, есть еще былины новгородские. В этих былинах не упоминается о князе Владимире, в них нет изображения вражеских нашествий, битв, они рисуют мирную жизнь, хотя и отнюдь не простую. Все это объясняется историческими условиями. Новгород был вольным городом, власть князя в нем была ограничена, многие вопросы государственной, общественной жизни решались на новгородском вече при активном участии его жителей; находясь на выгодном торговом пути, Новгород вел большую торговлю со многими странами Европы; на его земли не нападали степные кочевники, и его мало коснулось татаро-монгольское нашествие: обессиленные враги не смогли преодолеть леса и болота.[11,11]
Жемчужинами рисского эпоса являются новгородские былины о Садко. Их две, нередко они исполнялись как одна, вместе. История бедного гусляра Садко, разбогатевшего благодаря искусной игре и покровительству Водяного, не могла не волновать людей, как не могли не волновать и дальнейшие события: Садко вызвался поспорить со всем Новгородом – кто богаче, он, Садко, или Господин Великий Новгород. В.Г.Белинский проницательно определил идею былины как поэтическое восхваление, возвеличение Новгорода: «Садко выражает особую бесконечную силу, бесконечную удаль; но эта сила и удаль основаны на бесконечных денежных средствах, приобретение которых возможно только в торговой общине». В конце концов богатого купца Садко победил Новгород: не смог Садко выкупить всех его товаров.
«Какая широкая, размашистая фантазия!» - воскликнул В.Г.Белинский, познакомившись со второй былиной о Садко – «Садко в подводном царстве». И действительно, это одна из немногих былин, основанная только на вымысле. Садко попадает в подводное царство по требованию морского царя, играет ему на гуслях; царь хочет, чтобы он остался у него в море, предлагает ему в жены одну из своих дочерей-красавиц, несметные богатства, однако любовь к родной земле, к Новгороду, к семье помогает Садко вернуться домой. [11,12]
Из всего выше сказанного следует что былины - это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы: передают народное понимание истории, народные представления о долге, чести, справедливости. Именно поэтому былины были выбраны для решения авторской работы и рекомендуются к использованию в работе с детьми.
При работе над перчаточными куклами был разработан комплекс занятий по изготовлению перчаточной куклы на уроках декоративно-прикладного искусства в условиях детской художественной школы.
Вывод: В младшем школьном возрасте ребенок уравновешен, доверчив, легко воспринимает жизнь. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками, происходит освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание.
Кукольный театр имеет большую и богатую историю, которая до сих пор не оставляет людей равнодушными к данному виду искусства, будоража их сердца. Не смотря на многочисленные исследования ученых разных стран, до сих пор остается загадкой как же все-таки возник столь древний вид искусства, и почему герои и сюжеты театра кукол смогли просуществовать столь длительный период времени. Для нас является важным тесная связь кукольного театра с народным творчеством, не только фольклорным, но и художественным, но и то, что кукла, сопровождая ребенка на протяжении всей его жизни предназначена не только для игры, но и для умственного, нравственного и эстетического воспитания, физического развития детей в живой увлекательной форме. Ведь не напрасно на протяжении многих веков народная педагогика отводила большое внимание именно на воспитание посредством кукол, обращения с ними и их изготовление. Игрушка, созданная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка и является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Это своего рода художественные упражнения, выражающие эстетические стремления детей. Главное тут не конечный результат, гораздо важнее сам процесс детского самостоятельного труда.
Интерес вызывают сильные раздражители или новые, непривычные раздражители, требующие активной работы мысли. Состояние внимания, проявление или не проявление интереса, как правило, ярко выражается внешне: в мимике и движениях. Следовательно, доступное и интересное преподнесение информации учащимся, применение ярких наглядностей, привлечение внимания способствует развитию познавательного интереса у учащихся. Для учащихся младшей возрастной группы наиболее яркими по эмоциональному отклику являются сказочные персонажи, позволяющие проявить фантазию в полной мере, чем скажем, герои классических произведений литературы. Поэтому для художественно-проектного решения были выбраны герои по мотивам былины «Садко».
















Заключение
На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результативным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народному декоративно-прикладному искусству, ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эстетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формированию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели).


















Библиографический список:
Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М.: Просвещение, 1994. – 160с.
Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.К. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч, ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. 347с. : ил. – (Высшее образование).
Батурина Г., Лисова К., Суворова Г. Нравственное воспитание школьников на народных традициях/ Г. Батурина, К. Лисова. – М.: Народное образование, 2002. 112с.
Батурина Г.Л., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г.Л.Батурина, Т.Ф.Кузина М.: «Школьная пресса», 2003. 144 с.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М.: Просвещение, 1977. – 218 с.
Бегак Б.А.Воспитание искусством.- М.: Просвещение, 1981. – 156 с.
Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. - М.: Молодая гвардия,1986.– 420 с.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство Питер, 2000. – 304с.
Борев Ю.Б. Эстетика.- 3-е изд. – М.: просвешение,1981. – 399 с.
Бочкарева О.И. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Младшая группа. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
Былины / Сост., вступ. ст., обраб. текстов, примеч. и слов. Ю. Г. Крылова. М.: Просвещение, 1993.207 е.: ил.
Бычков В.В. Эстетика. – М.: Гардарики, 2004. – 340с.
Василькова А.Н. Душа и тело куклы: Природа условности куклы в искусстве XX века: Театр, кино, телевидение / А.Н.Василькова М.: «Аграф», 2003. 208 с.
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб-метод, пособие / Под ред. Т.Н. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М,: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 272 с.
Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979.452с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н.Волков - М.: Издательский центр «Академия»1999. 168 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2005. – 317с.
Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 1986. – 128 с.
Голдовский Б.Л. Куклы: энциклопедия / Б.Л.Голдовский М.: Время, 2004. 496 с., ил.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М: Интор, 1996. – 256 с.
Дайн Г.Л. Русская народная игрушка / Г.Л.Дайн М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 192 с.
Дедюлина М.А. Учебно-методический комплекс по курсу «Эстетика». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 136с.
Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина М.: Академический Проект, 2003. 304 с.
Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра / Л.Иванцова, О.Коржова Ростов н/Д: Феникс, 2003. 320 с.
Изобразительное искусство и художественный труд. /Под ред. Неменского Б. М. – М.: Просвещение, 1990 – 143 с.
Королев M.M. Искусство театра кукол / М.М.Королев - Л.: Искусство, 1973.284с.
Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Март, 2005. - 448 с.
Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 340с.
Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа/Д.И.Латышева М.: Школьная Пресса, 2004. 128 с.
Лебединский А. Театр в чемодане/ А.Лебедянский - М., 1977. 359с.
Лелявский А. Театр кукол / А.Лебедянский - Минск: Народная асвета, 1974. 428с.
Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
Лопаткина А.К. Эстетическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103с.
Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
Мир детства: Младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1988. - 272 с.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.Морозова - М.: Знание, 1979. 139с.
Народное искусство в воспитании детей/ Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997 – 208 с.
Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике. – М.: Политическая литература, 1963. – 542с.
Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
Основы эстетического воспитания: учебное пособие / под ред. А. К. Дремова. - М.: Высш. школа, 1975. - 327 с.
Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков/ Под ред. В.А.Барадулина. – М.: Просвещение, 1978. – 326 с.
Печерский, М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах / М. С. Печерский. - М.: Просвещение, 1969. – 208 с.
Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.2 : Процесс воспитания / И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
Пухначева Е.Ю. Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства. Ч, I. Педагогические основы: учебное пособие/Е.Ю.Пухначева М.: МГУКИ, 2000. 269с.
Система эстетического воспитания школьников /под ред. С. А. Герасимова. - М.: Педагогика, 1983 - 264 с.
Рансьер Жак Эстетическое бессознательное / сост. пер. с франц. и послесл. В.Е. Лепицкого. – СПб.: Москва: Machina, 2004. – 128с.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с.
Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: Дидактика и методика. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. – 310 с.
Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол: Смена театр. Систем / Н.И.Смирнова – М.: Искусство, 1983. 270с.
Смирнова Н.И. Иоживают куклы: Художник Н.Мищенко / Н.И. Смирнова. – М.: Дет. лит., 1982. 191с., фотоил.
Смирнов, В. И. Общая педагогика: учебное пособие / В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2003. - 304 с.
Устинов, В. В. Об эстетическом воспитании / В. В. Устинов. – Лениздат, 1961.- 128 с.
Ушинский К.Д, Собр. соч. / К.Д.Ушинский, т.10 - М., 1950. 680с.
Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2003. - 519с.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 175с.
Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной - М., 1972. 356с.
Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Советская педагогика, 1987. – 184с.
Шпикалова Т.Я. основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением художественно-эстетического цикла. – М.: Просвещение, 1992. - 56 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности уч-ся в учебном процессе / Г.И. Щукина – М.: Просвещение. 1979. 452с.
Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познав. интересов уц-ся / Г.И. Щукина – Л.: Просвещение. 1988. 371с.
Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности шк-ка / Г.И. Щукина – М.: Знание. 1972. 294с.
Эстетика: Словарь/ Под ред. А.А.Беляева и др. – М.:Политиздат,1989.- 447 с.
Эстетическое воспитание школьников / под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 304с.
Эстетическое воспитание. Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 1970. – 384 с.