РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.

РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В ОРГАНИЗАЦИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.

Подготовила: Боцуляк Елена Анатольевна
Зав.библиотекой КГУ «Калиновская СШ»
Р-он Габита Мусрепова Сев.Каз. области

На сегодняшний день актуализируется задача подготовки учащихся в условиях школы заниматься научной и исследовательской деятельностью.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность в школе – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа. Знаменитое сократовское «Исследуем!», сохранённое преданием, определяло подход философа к изучению действительности. Ставя свои вопросы, отыскивая и анализируя, вместе с собеседниками ответы, философ стремился пробудить в людях жажду свободного познания, он считал, что они все вместе предвзято, пробиваясь к истине, помогают рождению истинного знания, помогают учиться.
В современных условиях значение терминов «исследование» и «исследовательская деятельность» приобретает несколько иное значение, но в них всё также присутствует содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Какова же роль школьной библиотеки в организации исследовательской работы в школе?
Для того чтобы решить поставленные задачи, и учащийся, и его научный руководитель используют различные информационные ресурсы, в том числе и школьной библиотеки. Да, школьные библиотеки всегда были ресурсными базами в образовании, и одной из функций библиотек была и остаётся образовательная. А главная задача любой школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. 
Поиск информации по заданной теме обычно юные исследователи начинают с изучения фонда школьной библиотеки.  Библиотекарь оказывает и методическую и библиографическую помощь учащимся в работе над исследованием, подбирает книги, журнальные статьи. Библиотека предоставляет информацию и идеи. (Сл. 3)
При организации исследовательской работы в школе библиотека выступает информационным и научно-методическим центром, что обусловлено следующими обстоятельствами: (Сл. 4)
- наличием в современных школьных библиотеках информационной ресурсной базы на различных носителях; (Сл. 5)
- высоким уровнем профессионализма и творческим потенциалом школьных библиотекарей, позволяющими ему оказывать методическую и консультационную помощь в проведении исследований (в формулировке целей, задач, в составлении плана работы, подборе методик и т.д.); (Сл.6 )
- активным внедрением ИКТ в работу современных школьных библиотек, позволяющим библиотекарю оказывать помощь с использованием этих технологий в оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентаций, буклетов, рекомендательных списков и т. д.; (Сл. 7)
- возможность организовать на базе библиотеки самостоятельные исследования. Например: «Судьбы поэтов Серебряного века», «Проблемы авторства произведений В. Шекспира», «Проблемы истории книги», «Жизни и деятельности известных лексикографов В.И. Даля и С.И. Ожегова» и т.д. Именно библиотекари выступают в таких исследованиях инициатором и доминирующим субъектом, выявляя проблемы и организуя их рассмотрение и решение. При осуществлении подобных исследований у библиотекаря нарабатывается опыт исследовательской работы; (Сл.8)
- возможностью создания банка проектных работ с целью дальнейшего их использования в порядке ознакомления с опытом исследовательской деятельности, для разработки и проведения смежных исследований, уроков, библиотечных уроков, массовых мероприятий. (Сл. 9)
С учетом выше перечисленного можно сказать, что библиотека превращается в своего рода научную лабораторию, в центр интеллектуального и творческого роста библиотекаря, педагогов, обучающихся. (Сл. 10)
Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководителя исследовательских работ учащихся.
Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых. (Сл. 11)










13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15