Статья на тему Система итогового повторения по математике

Из опыта работы Клениной М.Е. МБОУ-СОШ№5г.Орла
СИСТЕМА ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В 11 КЛАССЕ.

Размышления о системе итогового повторения помогут моим коллегам, которые в этом году впервые выводят своих выпускников на ЕГЭ. Итоговое повторение по математике тесно связано с подготовкой к ЕГЭ. Цель итогового повторения по математике – успешная сдача вступительного экзамена по предмету в ВУЗ.
Экзамен не должен стать для выпускника испытанием па прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка к экзамену это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лёт. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, они хорошо известны каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки.
На первых уроках одиннадцатого класса обязательно должны содержаться задания на вычисление: сложение, умножение, деление дробей, преобразование иррациональных и тригонометрических выражений. И не так важно, в какой форме это будет проходить в устной работе или письменной, но это должно быть.
О
чень важно правильно сориентировать одиннадцатиклассников на каком уровне они будут изучать материал (на какую отметку они претендуют). Осилят ли они и выпускной, и вступительный экзамены? Если только выпускной, то на какую отметку: «удовлетворительно»: достаточно выполнить не менее 7 заданий части 1; «хорошо» придется решать задания двух частей; «отлично» нужно решить еще одно задание №13, №14, №15 части 2. Если экзамен, помимо школьного выпускного, должен стать и вступительным, то для того, чтобы претендовать на поступление в высшее учебное заведение, нужно решить все или почти все профильного уровня.

Подготовка должна носить системный характер.
Каждая тема включает в себя краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты.
Также важно правильно настроить учащихся на выполнение экзаменационной работы, предложить им правильную стратегию.




Психологическая подготовка к ЕГЭ.

1. Итак, первое, что нужно делать: прекратить пугать учеников предстоящим ЕГЭ, и начать формировать в них твердое убеждение в том, что, если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл: время для подготовки еще не полностью потеряно. Конечно, не следует «перегибать палку» и внушать школьникам, что ЕГЭ - это легко и просто. Но не нужно и внушать им мысль о полной безнадежности. Начните разговор со школьниками с прямого вопроса: «Что каждый из Вас хочет получить на ЕГЭ?» Таким образом, сразу определяется планируемый результат обучения. Важно, чтобы школьник сам его честно сформулировал для себя. Этот разговор дает возможность учитывать «актуальный потолок» обучаемого. Это не значит, что следует его занижать, или что этот «потолок» неизменен и, однажды его наметив, на него следует постоянно ориентироваться. Например, ставьте себе опережающую цель: дать «на выходе» результат на 1 балл выше, чем это определено самим школьником в первой предварительной беседе.
В этой связи, уровень сложности заданий в некоторых случаях следует объявлять заранее, а в некоторых только после его выполнения: «Как вы думаете, из какого раздела было это задание? Из раздела 1 (или 2) И вы его сделали! Кому оно показалось невероятно трудным? Никому? Молодцы! Идем дальше: из какого раздела хотите следующее задание?» Понятно, что это психологически продуманная игра, но при спланированном подборе заданий она приводит к очень значимому сдвигу как в самооценке школьника, так и в его чувстве уверенности в себе, а также к некоторым положительным подвижкам в качестве его знаний и умения их применять. А главное, в умении «технично» сдавать тест, используя всевозможные вспомогательные приемы и соображения.
2. Следует учить школьника технике сдачи теста.
Эта техника включает следующие моменты:
а) обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;
б) обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;
в) обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания;
г) обучение приему «спирального движения» по тесту.
Начнем с последнего пункта г). Данный прием находится в полном несоответствии с действующей методикой обучения школьника математике. Но он является первым необходимым приемом для успешного написания задания типа «тест с ограничением времени». Он состоит в следующем: ученик сразу просматривает тест от начала до конца и отмечает для себя то, что кажется ему простым, понятным и легким. Именно эти задания школьник выполняет первыми. Я говорю так: «Начинайте с того, что вы можете выполнить сходу, без особых раздумий. Пробегите глазами по разделу 1 и отметьте шесть-семь заданий, которые вы поняли сразу. Просмотрите раздел 2 один пример в этом разделе всегда решаем без особого напряжения (это действительно так). Отметьте то, что вы попробуете решить, когда закончите с разделом 1. Ученик может сделать так несколько раз (двигаясь по спирали и выбирая то, что «созрело» к данному моменту). Если он ориентируется на тройку, то после того, как решил все, что мог из раздела 1, он попробует решить что-то из раздела 2. А может быть он справится с одним примером из раздела 2? Стоит попробовать.
По пункту а). При ориентации на «4» следует предупредить школьников, что они должны уложиться с разделом 1 в первый час. Что не успели за 1 час, следует оставить (и вернуться при наличии времени после). За второй час следует решить все, что удастся из раздела 2. Третий час можно посвятить разделу 2. В оставшийся час (если тестируемый чувствует, что ни в пункте 1, ни в 2 ему больше ничего не одолеть) следует вернуться к разделу 1 и решить всё, что в нем осталось и может быть решено (добрать баллы «на мелочи»).
Таким же образом должен действовать тот, кто планирует получить «5». В этом случае весь раздел 1 следует «уложить» в 4045 мин (или меньше). В разделе 2 нужно сделать не менее 2-3 заданий (№13-№15) за 1 час. В разделе 2 не менее 12 заданий (№16-№19). На это может уйти 1 1.5 часа. Эти временные затраты школьник должен все время помнить это и есть постоянный и жесткий контроль времени.
Естественно, выдержать этот график может только тот, кто приучен три часа подряд заниматься математикой с полной отдачей! Надо сказать, что только небольшая часть школьников способна на это без специальной подготовки. Учителя, присутствующие на ЕГЭ. подтвердят, что очень часто еще остается много времени, но школьник отказывается продолжать работу: «устал», «не могу больше», «не соображаю», «не хочу». Таким образом, отсутствие привычки напрягаться в математике несколько часов подряд без перерыва одна из важных причин низкого качества написания теста многими школьниками. У них есть привычка выдерживать 40-45 мин урока математики, максимум 1,5 часа, если в школе практикуются сдвоенные уроки, но при этом между ними всегда есть перерыв, которого нет на ЕГЭ. Выдержать 4 часа без перерыва и при этом интенсивно работать большинство школьников не может. К такому режиму работы нужно приучать и тренировать в нем учеников хотя бы 1 раз в неделю. Если иногда практиковать занятия хотя бы по 2 часа без перерыва, то сначала дети очень устают, но уже через месяц адаптируются к такому режиму и работают 1,52 часа «на одном дыхании», даже слабые ученики.
По пункту б). Учащиеся обычно сами достаточно хорошо знают, где у них особо слабые места.
Этих слабых мест следует избегать при выполнении теста. Многие, например, боятся логарифмов, поскольку эта тема во многих случаях изучается только в XI классе, и учитель зачастую старается дать эту тему более сжато, а значит, плохо ее закрепляет. Но логарифмы одна из любимых тем составителей ЕГЭ, и если их опустить, то нужно решать все, что связано с тригонометрией, иначе шансов набрать хороший балл нет. А тригонометрия объективно труднее для многих школьников со всех точек зрения. Легко убедить школьников в том, что логарифмические и показательные уравнения (или неравенства) решать легче, чем выполнять задания по тригонометрии. При этом всего лишь сравнить количество формул, которые нужно знать, чтобы ориентироваться в каждом из этих разделов. Естественно, в тригонометрии их намного больше. Кроме того, для решения логарифмических или показательных уравнений (или неравенств) необходимо освоить небольшое количество типовых приемов (45), которые универсально работают на заданиях любой сложности. А в тригонометрии нужно каждый раз искать новый оригинальный подход, особенно если не знаешь наизусть всех формул и следствий из них. Это не значит, что не следует заниматься тригонометрией, просто более слабым школьникам выгоднее сосредоточиться на логарифмах и показательных уравнениях, чем пытаться перед самым ЕГЭ «одолеть» тригонометрию. Ограничив для себя объем заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех.
Понятно, что этот совет в корне противоречит всем нашим методическим установкам учитель всегда ориентирован на то, чтобы заниматься более всего ликвидацией пробелов в знаниях школьника. И это правильно, если иметь в виду объем его знаний. Однако если мы ставим себе задачу подготовить школьника к успешному написанию теста ЕГЭ (именно как теста), то наша цель: подготовить его так, чтобы он самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов. А в этом случае всем известное изречение «лучше меньше, но лучше» оказывается справедливым.
Если школьник планирует решать геометрическую задачу в разделе В, то из двух заданий, содержащихся в нем, одна задача планиметрическая, другая стереометрическая. Объективно считается, что стереометрическая задача труднее, чем планиметрическая, поскольку стереометрия изучается в XI классе как материал более сложный. Но в тестах прошлых лет планиметрическая задача всегда была сложнее, чем стереометрическая, поскольку требовала применения таких свойств, которые школьники давно забыли или вообще не знали. Нужное свойство могло быть рассмотрено автором учебника геометрии как задача на доказательство и опущена учителем как не являющаяся необходимой в процессе изучения материала.
По пункту в). Следует учить школьников простым подстановкам для проверки результатов сразу (а не «если останется время»). Особое внимание нужно обращать на скобки, закрывающие интервалы: всегда внимательно проверять, входят ли концы интервалов в область допустимых значений, поскольку часто разница в записи ответов составляет лишь разницу в форме скобок. После решения задания школьник должен снова внимательно перечитать текст его условия (что нужно было найти?), поскольку в условии может содержаться дополнительное требование. Многие школьники просто не обращают внимания на эти требования, записывая при верно решенном задании неправильный ответ на него в бланк теста. Правда, чаще всего эти дополнительные условия содержатся в заданиях раздела В, а не А.


Техническая подготовка к ЕГЭ.

Эта подготовка снова нарушает традиционные методические установки. Верное и качественное выполнение теста в разделах А и В совершенно не требует никакого оформления. И самое важное: чем меньше и короче ученик делает записи, тем выше будет его результат, поскольку больше времени останется на работу с самим заданием.
Надо сказать, что это очень большая проблема при подготовке к ЕГЭ. Приходится делать большие усилия, чтобы заставить школьников прекратить подробно записывать каждый шаг своих рассуждений. Естественно, это идет в разрез с тем, что требует от них учитель на уроке. При выполнении теста ЕГЭ привычка все правильно оформлять является очень вредной.
Со школьниками, которые приступят к части С, резонно проводить отдельные факультативные занятия, действительно углубленного характера. Это не означает, что в процессе подготовки к ЕГЭ в классе не нужно обращаться к заданиям раздела С. Как уже было отмечено выше, одно-два задания этого раздела вполне посильны даже не самым математически талантливым детям. Однако в полном объеме раздел С адресован школьникам с ярко выраженными математическими способностями, имеющим при этом соответствующую углубленную подготовку. Это разумно и справедливо.


Методическая подготовка к ЕГЭ.

Часто учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. Опыт показывает, что такой путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у школьника появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные, и каждый раз нужно применять соответствующий подход. Иными словами, уже через неделю школьник не может вспомнить, как он решал это задание. Причем нетвердо владеющий общими способами деятельности с материалом школьник пытается именно вспомнить соответствующее решение, а не применить общий подход к заданиям такого типа. Естественно, запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению.



Принципы построения методической подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип - тематический. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая «правило спирали» от простых типовых заданий до заданий со звездочками, от комплексных типовых заданий до заданий раздела С.
Второй принцип: на этапе полготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего.
Третий принцип: переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (апрельмай), когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.
Четвертый принцип: все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Темп такого занятия учитель должен задать сразу и держать его на протяжении всех 40-45 мин. во что бы то ни стало, используя время занятия до последней секунды. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.
Пятый принцип: максимализация нагрузки (по содержанию и по времени) для всех школьников в равной мере. Это необходимо, поскольку тест по определению требует ставить всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Шестой принцип: в шутливой форме звучит так: «Нормальные герои всегда идут в обход!».Смысл этого принципа в следующем: нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.

Содержательная структура тестов ЕГЭ обеспечивает проверку предметных компетенций выпускников по основным линиям школьного курса математики: вычисления и преобразования, уравнения и неравенства, функции, числа и вычисления, геометрические фигуры и их свойства, измерение геометрических величин.
С 2015 года во вторую часть профильного ЕГЭ вошло новое задание текстовая задача экономического содержания. Поэтому при осуществлении итогового повторения необходимо выделить несколько уроков на решение задач с использованием периодичности, решению комбинированных уравнений и неравенств. Кроме того, следует обратить внимание на задачи с параметрами. Особенно решению квадратных уравнений и неравенств с параметрами, взаимному расположению корней квадратного уравнения. На уроках не всегда остается время на материал, не входящий в программу (например, общеобразовательного класса).Этот материал можно разобрать со школьниками на элективном предмете, начиная с 10 класса.

Начинать повторение необходимо с 10 класса. Вводное повторение по алгебре и началам анализа в учебнике авторов С.М.Никольского и др. содержит два параграфа «Действительные числа» и «Рациональные выражения, уравнения и неравенства».(см.таблица № 1). Параллельно повторить действия с десятичными и обыкновенными дробями, действия с алгебраическими дробями, корнями; функции и их графики.
Каждая новая тема предполагает повторение темы, на которую опирается новая. На каждом уроке предлагаю задания в тестовой форме (устно или письменно) по степени сложности. Контроль каждой темы провожу и в тестовой форме и провожу обычные дифференцированные контрольные работы. После изучения 2-3 тем (это получается 1 раз в полугодие) обязательно провожу контроль в форме и на бланках ЕГЭ. Во 2 четверти 11 класса разбиваю класс на группы по 2-3 человека, по желанию ученики выбирают темы ( из предложенных учителем) и до конца января работают над учебными проектами «Итоговое повторение» по темам. Например, тема «Иррациональные уравнения и неравенства» содержит краткий справочный материал, способы решения уравнений и неравенств с примерами, практикум ЕГЭ (задания базового и повышенного уровня, тесты). В результате каждая группа по «своей» теме приведет знания в систему, а защищая проекты поможет своим одноклассникам быстро и качественно повторить другие темы. В итоге весь февраль повторяем, защищая проекты. В учебнике авторов С.М.Никольского и др.целая глава посвящена обобщению и систематизации уравнений и неравенств разных типов по способам решения. В апреле-мае перехожу к комплексным тестам, т.к. у учащихся накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на задания любой степени сложности. Обязательно раз в неделю в расписании должна стоять пара, каждый раз провожу мини-ЕГЭ на этой паре с жестким ограничением времени. Первые плохие оценки не ставлю в журнал, затем учащиеся «втягиваются» в работу, оценки улучшаются.
Итоговое повторение курса геометрии 7-9 (планиметрии) запланировала на февраль-март в рамках элективного предмета «Практикум по решению задач по математике», затем повторение курса геометрии 10-11 (стереометрии) запланировала соответственно на апрель-май на уроках геометрии. (см. таблицы № 2 и № 3). На занятиях итогового повторения обязательно решаю задачи из КИМов прошлых лет по данной теме.
Успешной сдаче единого государственного экзамена способствует тщательная подготовительная работа, проводимая учителем. При подготовке уроков учитель должен правильно отбирать изучаемый материал, ориентированный на обязательный минимум содержания и требования государственного стандарта. Большое внимание должно уделяться учителем закреплению базовых умений на уроках математики. Необходимо организовать работу ученика по первоначальному закреплению материала так, чтобы учитель имел возможность контролировать ход выполнения каждой операции и результаты её выполнения. Затем выполняется переход от пошагового контроля со стороны учителя к самоконтролю ученика.
Разумно учить учащихся общим универсальным приёмам и подходам к решению заданий, на основе определений, теорем, правил и алгоритмов, а не тренироваться на одних и тех же заданиях из вариантов КИМов. Подготовка итоговой аттестации в форме ЕГЭ не требует от учителя резких изменений методики преподавания математики, необходимо более активное внедрение в практику принципов индивидуализации и дифференциации обучения, применение активных форм организации деятельности учащихся, организации самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала.