Проект Люблю березку русскую


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Черняховска Калининградской области»
ПРОЕКТ
«Люблю березку русскую»
Участники: Шарапова А., Оверченко Е.
1 «Б» класс
Руководитель: Каравацкая И.Г.
Черняховск, 2016г
Тема: «Люблю березку русскую»
Цель: выяснить, в связи с чем, почему на протяжении многих веков берёзу называют символом России. 
Задачи: расширить знания учащихся о берёзе; выяснить, что означает слово «берёза», в чём польза берёзы и значение в жизни человека.
Проблемный вопрос: Почему берёза является символом России? 
Гипотеза: Березу считают символом России, потому что это самое распространенное дерево в России и часто используемое в быту человеком.
Продукт проекта: книжка–малышка (сборник стихов, загадок, пословиц и поговорок о берёзе)
Методы исследования: теоретические (анализ литературы), наблюдение, опрос.
Актуальность проекта: Для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. В стародавние времена на Руси берёзу считали «своим тотемом, родоначальницей и покровительницей». Ни в одной стране нет столько берёз. Белоствольная, величавая, изящная она очень напоминает невесту. О ней со старины ведутся и песни, и сказки, и стихи. Она является образом России. Со времён глухой старины вошла она в нашу жизнь. Любит наш народ красавицу за её пользу, которую она приносит нашему народу. Проект позволит больше узнать не только о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России.
Этапы проекта:
I этап - организационно-подготовительный – формирование представления о березе, как образе России.
Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса: Какого дерева нет на картинах других стран? Почему? Определение темы исследовательского проекта: Почему береза белая? Что можем ещё узнать о ней? Подбор оснащения для исследования, определения приёмов изучения: изучение литературы, рассматривание иллюстраций.
II Открытие работы над проектом. Работа с литературой и поиск информации в интернете о березе. Подбор информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т.д. История происхождения названия, ее значение в жизни русских людей.
III этап практический – проведение исследования по теме проекта.Проанализировав литературу мы выяснили, что издавна люди хранят любовь к этому замечательному дереву, доброй нашей белоствольной красавице.
Больным на здоровье: париться в бане берёзовым веничком, готовить лекарства из почек и листьев.
Людям колодец – утолять жажду берёзовым соком.
От тьмы свет – освещать жилище лучиной, печь топить жаркими берёзовыми дровами.
Дряхлым пеленанье –связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки.
Берёзовый лес не только лекарь. В летний знойный день берёзовый лес неотразимо притягивает благоухающей прохладой, вдохновляющей тишиной и негой.
Для того, чтобы увидеть отличие березы от других деревьев, мы ходили на прогулку, где рассматривали березу. Убедились, что ее ствол отличается от других деревьев цветом. Ствол у березы особенный черно-белый. Самое необыкновенное у берёз – белый цвет коры.
Мы укрываемся от непогоды в домах, а растения круглый год живут в суровых условиях. Дуб окружил себя толстым слоем пробки, точно в шубу оделся. А берёза поступила исключительно мудро.
Белый цвет хорошо отражает лучи. Белой коре берёзы не страшны резкие перепады температуры.
Берёза тщательно следит за белизной своего ствола. Каждую осень наружная – загоревшая часть начинает отслаиваться.
На данном этапе мы провели опрос обучающихся 1 «б» класса, в котором приняло участие 22 человека с целью выявления уровня знаний о березе, происхождение ее названия и значение березы как символа России (Приложение 1).
Проанализировав данные опроса, мы выяснили, что все дети знают, в чем отличие березы от других деревьев.
На вопрос «Знают ли они почему именно березу считают символом России» дети не смогли ответить и предположили, что потому что она отличается белым стволом.
15 человек знают, чем полезна береза.
19 человек знают, что из березы получают березовый сок, делают настойки лечебные.
И всего лишь 5 человек смогли назвать загадки и стихи о березе.
Так же на данном этапе нами был составлен сборник загадок, пословиц и поговорок о березе, в котором мы отразили тот материал, который нашли в ходе анализа литературы. IV презентационный этап – защита проекта, подведение итогов.Презентация проекта в виде представления презентация и продукта проекта.
Таким образов, мы выяснили. что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи... Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Список литературы:
1. Учебно - методическое издание «Я иду на урок в начальную школу»
2. Учебно – методическое пособие «Окружающий мир»
3. Детская энциклопедия «Я познаю мир»
4. Литературно-художественное издание «Русские народные загадки, пословицы, поговорки»
Приложение 1.
Почему березу считают символом России?
Чем полезна береза?
Что можно получить из березы?
Знаете ли вы стихи, загадки, пословицы и поговорки о березе?