Рабочая программа по химии 10

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Школа-гимназия «№ 6»
«Рассмотрено»
«Согласовано»
“ Принято”                                                        
«Утверждаю»

на заседании МО
«_____»________20_ г
на  заседании  педсовета                                      
Директор МОУ

«_____»________20_ г
зам. директора по НМР                             
протокол №          от                       
_________/   А.Е.Бочкала/

протокол №          от                       
 __________/Гоморова А.А. /

Приказ № от

Руководитель МО  __________/Е.А. Ротт /


«_____»________20_ г




Печать МОУ












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации, 1993г
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
Письмо Минобразования РФ от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Современное образование).
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 г.;
Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Авторской программы: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 1011классы : пособие лля учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. 2-е изд., доп. М. : Просвещение, 2013. 48 с.
СанПин 2.4.2.2821-10
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256
Данная рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 10 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 10 классов, изучающих химию на базовом уровне. Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.
Программа разработана на основе авторской программы Гары Н.Н. «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 1011классы» Авторская программа рассчитана на 70 учебных часов, т.е. на 2 часа в неделю. Учебный план МОУ «Школа-гимназия №6» выделяет на изучение химии в многопрофильном (физ-мат и соц-гум) классе 1 час в неделю, т.е 35 часов в год. В связи с этим в авторскую программу был внесен ряд изменений:
теоретическая часть программы базируется на содержании примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
из авторской программы исключены не входящие в базовый уровень практические работы
из авторской программы исключены теоретические вопросы электронного строения органических веществ, в частности вопросы гибридизации электронных облаков атома углерода
объединены в одну тему непредельные углеводороды, строение и свойства которых изучается совместно
полимеры изучаются не отдельным разделом как в авторской программе, а по мере изучения химических реакций для их получения (полимеризации и поликонденсации)
Программа предусматривает для проведения контрольных - 2 часа, практических работ - 2 часа.
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, рассматривается генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций. В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, о формировании здорового образа жизни и общей культуры человека, даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента: демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний. В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы. Для познания окружающего мира используются: различные методы (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. При составлении программы учтена необходимость, согласно требованиям ФКГОС, больше уделять внимание практико-ориентированным задачам, в том числе, и расчётного характера, а также развитию навыков исследовательской деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе. После повторения важнейших понятий рассматривается строение с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия», 10 класс
Цели:
освоение знаний основных понятий и законов органической химии; выдающихся открытий в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
формирование представления о строении органических соединений, взаимном влиянии атомов или групп атомов, основных классах органических соединений, типах химических реакций;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических форму веществ и уравнений химических реакций, обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
Задачи обучения:
привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторных и практических работ, экскурсий, нестандартных уроков контроля знаний;
создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
обеспечить усвоение учащимися знаний основ органической химии: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
способствовать формированию у учащихся предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсий;
продолжить развивать у учащихся общеучебные умения и навыки; особое внимание уделять развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетрадях и делать рисунки, составлять схемы.
Задачи развития:
создание условий для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
- эстетических эмоций;
- положительного отношения к учебе;
- умение ставить цели через учебный материал каждого урока (для этого на уроках использовать красивые наглядные пособия, музыкальные фрагменты, стихи, загадки);
- определение значимости любого урока каждым учеником;
развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знаний в общении с природой;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Задачи воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию;
воспитание умения жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Методические особенности изучения предмета
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формирования у учащихся специальных предметных умений:
работать с веществами;
выполнять простые химические опыты;
безопасно и экологически грамотно обращаться с веществами в быту и на производстве.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией, экологией, ОБЖ, информатикой.
МЕСТО КУРСА ХИМИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет химии относится к области естествознания. В учебном плане МОУ «Школа-гимназия №6» на изучение химии в 10 классе отводится 1 учебный час в неделю; всего 35 учебных занятия. Программа реализуется за счет часов инвариантной части учебного плана
Распределение часов по темам базируется на основе авторской программы Н.Н. Гары (Авторская программа: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11классы / Н. Н. Гара. 2-е изд., доп. М. : Просвещение, 2014.).
Таким образом, в 10 классе программа рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 учебный час в неделю, из них: для проведения контрольных - 2 часа, практических работ - 2 часа,
Рабочая программа ориентирована на учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия. 10 класс. Москва, Просвещение, 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел1. Теоретические основы органической химии (2 часа).
Органические вещества. Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Изомерия и ее виды. Химическое строение и свойства органических веществ. Значение теории строения органических соединений. Классификация органических соединений.
Раздел 2. Углеводороды(15 часов)
Предельные углеводороды Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Непредельные углеводороды Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов.  Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.   Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства.Реакции присоединения. Применение. Арены. Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. Природные источники углеводородов Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти.
Раздел 3 Кислородсодержащие органические вещества (13 ч)
Спирты и фенолы      Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека.       Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.       Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Альдегиды, карбоновые кислоты  Альдегиды. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение.      Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение.  Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Сложные эфиры и жиры. Углеводы  Сложные эфиры, жиры. Нахождение в природе. Свойства. Примене      Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение.  Крахмал и целлюлоза  представители природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ

Раздел 4 Азотсодержащие органические вещества. Полимеры(5 ч)
   Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение.    Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.    Белки  природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства Синтетические полимеры  Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации и поликонденсации  Синтетические волокна. Практическая работа №2 Распознавание пластмасс и волокон

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты изучения химии – это уровень сформированной ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
Личностные результаты свидетельствуют о превращении знаний и способов деятельности, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы.
Деятельность в обучении химии направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере умение управлять своей познавательной деятельностью.
Основные личностные результаты обучения химии:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты обучения в старшей школе состоят из освоенных учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения химии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Пути достижения метапредметных результатов:
- Внедрение новых схем ведения урока («проблемные уроки»)
- Использование проблемного подхода в учебном комплекте (учебники, методические рекомендации, интерактивные ресурсы)
- Разработка новых форм заданий (эвристических, исследовательских)
- Разумное введение в методику преподавания проектной и исследовательской деятельности
- Введение метапредметной составляющей в школьную олимпиаду по химии.

Предметными результатами освоения учащимися программы по химии-10 являются:
В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: органическая химия, органические соединения, функциональные группы, взаимное влияние атомов или группы атомов, классы органических соединений – алканы, алкены, алкадиены, алкины, ароматические углеводороды, спирты (одноатомные и многоатомные), фенолы, эфиры – простые и сложные, альдегиды, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки, полимеры, синтетические и искусственные волокна;
определять типы химических реакций, знать условия их проведения;
знать качественные реакции для каждого класса органических соединений, уметь их записывать;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение простейших молекул каждого класса органических соединений.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Изучение химии должно обеспечить:
Формирование умения видеть и понимать ценность образования, важность химического знания для каждого вне зависимости от области и сферы его деятельности
Воспитание умения анализировать факты, сравнивать объекты и явления, проводить анализ объектов и их классификацию по различным признакам, использовать критерии оценки и связывать их с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию.
Формирование у учащихся целостного естественнонаучного представления о мире и о роли в нем химических знаний, умение объяснять сущность наблюдаемых процессов с использованием языка химии и химических концепций.
Приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности, ключевых компетентностей, направленных как на решение конкретных проблем, так и на принятие решений, поиск, анализ и обработку информации, приобретение навыков сотрудничества, безопасного обращения с веществами.

В результате изучения органической химии на базовом уровне учащийся должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные теории химии: строения органических веществ;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, распознать изомеры по структурным формулам, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения; объяснять свойства веществ на основе их химического строения;
- разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно - следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
- выполнять простейшие опыты с органическими веществами, распознать соединения и полимерные материалы по известным признакам;
- проводить расчеты по химическим  формулам  и  уравнениям  с  участием органических веществ;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
           - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
           - определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;
           - экологически грамотного поведения в окружающей среде;
           - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
           - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием;          
            - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ХИМИИ 10 КЛАССА
Литература для учителя
10.  Горбунцова С.В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии: 10-11 классы.- М.: «ВАКО», 2006г.
11.  CD-ROM Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 10 класс. М.: Просвещение, 2005г
12. CD-ROM Цифровая база видео. Химия. Сетевая версия.- М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2006г.
13. CD-ROM Полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005г.
14. CD-ROM Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа. Химия. 10 класс. под редакцией Ахлебина А.К., выпуск 3.00.028, 2005г.
15. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Производные углеводородов. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
16. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
3. Ерёмин В.В. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс - М.;ООО «Издательский дом «Оникс21век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2005.
5. Кузьменко Н.Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы/ Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В, Попков В.А. - М.,
· Федеративная книготорговая компания, 2002.
6. Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии. 10-11 классы/ Савин Г.А - Волгоград: Учитель, 2004.
7. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
9. Хомченко И.Г. Решение задач по химии.- М.:РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008г.
Дополнительная литература:
Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 13-е изд. – М.: Просвещение,2014.-224 с.
Электронное приложение к курсу «органическая химия» для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений выполнено по заказу ОАО Издательство «Просвещение». Разработчик: ЗАО «Образование-Медиа»
Литература для учащихся
CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и дополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г.
CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002г.
CD-ROM Обучающие энциклопедии. Химия для всех. Органическая химия. РНПО РОСУЧПРИБОР АО «ИНТОС», Курс, 1998г.
CD-ROM Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2004г.
CD-ROM Химия. Шпаргалки для старшеклассников.- М.: «Новая школа», 2008г.
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман учебник для общеобразовательных учебных заведений «Химия.10 класс». М.: Просвещение, 2014 г;
Единый государственный экзамен. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Интерактивная линия. - М.: «Просвещение-МЕДИА», 2005г.
И.Г. Хомченко « Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.; « Новая Волна», 2008г.
Образовательные ресурсы сети Интернет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Манулов А.В., Родионов В.И. Основы химии. Интернет-учебник
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Химия в Открытом колледже
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Химия. Образовательный сайт для школьников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] АЛХИМИК
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Полезная информация по школьному курсу химии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сайт о химии
Темаческий план
№ п/п
Название темы
Количество часов
Предметные результаты и общеучебные умения, навыки и способы деятельности освоения темы
Виды контроля
Практическая часть

1
Теоретические основы органической химии
2
Знать/понимать: важнейшие химические понятия: предмет органической химии, тип химической связи и кристаллической решетки в органических веществах, особенности строения и свойств органических соединений, электронную и электронно-графическую формулу атома углерода, валентность, углеродный скелет, изомерия, роль химии в естествознании; значение в жизни общества; основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова;, радикалы, гомологи, изомеры
Уметь: называть органические вещества, основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова; определять принадлежность веществ к органическим и неорганическим, объяснять строение органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; составлять структурные формулы изомеров; определять валентность и степень окисления элементов; характеризовать углерод по положению в ПСХЭ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в разных формах; принимать критические оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Приобретать опыт: оценки достоверности химической информации об органических соединениях, поступающей из разных источников; объяснение химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве с участием органических соединений; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными органическими веществами и продуктами их переработки на окружающую среду и организм человека.

Демонстрации:
Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. 2. Модели молекул метана, метанола, ацетилена, этилена и бензола.
Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях.
Плавление, обугливание и горение органических веществ.

2
Углеводороды
15
Знать/понимать: химические понятия: алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены, реакции полимеризации, реакции изомеризации; названия первых десяти гомологов предельных и непредельных углеводородов; важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.
Уметь: называть углеводороды по «тривиальной» (этилен, ацетилен, бензол, каучук) и по международной номенклатуре; определять принадлежность органических веществ к предельным и непредельным углеводородам; характеризовать: общие химические свойства предельных и непредельных углеводородов (реакции, горения, качественные реакции, реакции замещения, присоединения, разложения, изомеризации, полимеризации); объяснять: зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере изученных углеводородов; выполнять химический эксперимент по распознаванию предельных и непредельных углеводородов; проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации об углеводородах поступающей их разных источников; объяснения химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве с участием изученных углеводородов; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными углеводородами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм человека; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами и лабораторным оборудованием.
КР 1
Демонстрации:
Отношение алканов к растворам перманганата калия, щелочей, кислот и к бромной воде.
Получение этилена и изучение его свойств.
Разложение каучука при нагревании и испытания продуктов нагревания
7. Получение ацетилена карбидным способом.
Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой.
Горение ацетилена.
Бензол – как растворитель, горение бензола.
10. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.
11. Окисление толуола
Лабораторный опыт:
Изготовление моделей углеводородов и их галогенопроизводных
Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Изучение свойств термопластичных полимеров.
Определение хлора в винилхлориде

3
Кислородсодержащие органические вещества
13
Знать/понимать: химические понятия: предельные одноатомные спирты, многоатомные ароматические спирты, фенолы; названия первых пяти – шести гомологов кислородсодержащих орг. веществ; сложных эфиров, жиров; важнейшие вещества и материалы: метиловый и этиловые спирты, этиленгликоль, глицерин, фенолы. альдегиды, кетоны, карбонильная группа, «реакция серебряного зеркала», карбоновые кислоты, общие свойства органических и неорганических кислот; формальдегид, уксусный альдегид, фенолформальдегидные смолы, ацетон, муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновые кислоты сложные эфиры, жиры, мыла, углеводы, моно-, ди- и полисахаридов, глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, общие свойства; маргарин, масла, , глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, искусственные волокна.
Уметь: решать расчетные задачи; называть кислородсодержащие орг. вещества по международной номенклатуре; определять принадлежность органических веществ к определенному классу; характеризовать общие химические свойства кислородсодержащих орг. веществ, объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их строения выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. Приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации о спиртах и фенолах, поступающей из разных источников; объяснения химических явлений, происходящих на производстве, в природе и в быту с участием спиртов и фенолов; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными спиртами и фенолами; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.
КР 2
Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач
Демонстрации:
12. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия
13. Взаимодействие альдегида с аммиачным раствором оксида серебра (I) и гидроксида меди (II).
14. Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Лабораторные опыты:
Растворение глицерина в воде.
Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II) (качественная реакция на многоатомные спирты).
Получение этаналя окислением этанола.
Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра (I).
Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди (II).
Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.
Сравнение свойств мыла и СМС.
Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению.
Взаимодействие глюкозы со гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании.
Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I).
Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция.
Взаимодействие крахмала с йодом.
Гидролиз крахмала.
Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон


4
Азотсодержащие органические вещества
5
Знать /понимать: химические понятия: амины, анилин, аминокислоты; белки , структуры белковой молекулы, денатурация, фармакологическая химия, мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, термопластичные и термореактивные полимеры, стереорегулярные полимеры, реакция поликонденсации, реакция полимеризации, синтетические и искусственные волокна; названия некоторых и гомологов аминов и аминокислот; важнейшие вещества и материалы анилин, аминокислоты.белки, полиэтилен, полипропилен, политетрафторэтилен, фенолформальдегидные смолы, фенопласты, аминопласты, пенопласты, каучуки, резина, капрон, лавсан. Уметь: называть амины и аминокислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре; полимеры определять принадлежность органических веществ к аминам и аминокислотам и белкам; характеризовать общие химические свойства аминов, аминокислот; белков объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере аминов, аминокислот; белков выполнять химический эксперимент по распознаванию аминов, аминокислот; белков проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. Приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации об аминах, аминокислотах, поступающей из разных источников; объяснения химических явлений, происходящих в природе в быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными аминами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм

Практическая работа №2 Распознавание пластмасс и волокон
Демонстрации:
15. Окраска ткани анилиновым красителем
16.Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Лабораторный опыт:
Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).
Изучение свойств синтетических волокон.


Итого
35

2
ПР -2 ; Д – 16; ЛО -20

Поурочно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения



план
факт

Тема 1. Теоретические основы органической химии(2 ч.)


Предмет органической химии. Органические вещества. Особенности орг. веществ. Классификация органических соединений




Теория химического строения органических веществ. Изомерия.



Тема 2. Углеводороды. ( 15 ч.)


Классификация углеводородов. Метан- простейший представитель алканов.Строение метана. Гомологи метана. Номенклатура алканов




Свойства метана и его гомологов




Получение и применение алканов. Циклоалканы.




Решение задач на нахождение молекулярной формулы




Этилен и ацетилен – представители непредельных углеводородов. Строение молекул, гомологи изомерия и номенклатура




Свойства непредельных углеводородов.Реакции присоединения.




Реакции полимеризации. Полиэтилен. Пластмассы.




Получение и применение непредельных углеводородов.




Диеновые углеводороды. Натуральный каучук. Каучуки.




Контрольная работа №1




Бензол. Гомологи бензола. Номенклатура Строение и свойства аренов




Свойства и применение бензола и его гомологов.




Генетическая связь между углеводородами




Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяные газы, их состав и использование.




Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти.



Кислородсодержащие органические вещества (13 часов)


Классификация кислородсодержащих орг. веществ. Спирты. Функциональная группа. Особенности строения. Физические свойства. Номенклатура и изомерия. Получение спиртов




Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Влияние на организм. Применение




Многоатомные спирты.




Фенол. Особенности строения и свойства.




Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.




Карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.




Свойства и применение карбоновых кислот.




Контрольная работа №2




Строение и свойства сложных эфиров, их применение Жиры как сложные эфиры.




Углеводы. Глюкоза.




Сахароза.




Крахмал и целлюлоза. Волокна.




Практическая работа №1.



Азотсодержащие органические вещества. (5 ч.)


Классификация азотсодержащих орг. веществ. Амины. Анилин.




Аминокислоты.




Белки




Синтетические полимеры.




Практическая работа №2



Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе.
При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
* глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
* осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
* полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Оценка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по настоянию учителя.
Оценка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»:
отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Оценка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Оценка «3»:
работа выполнена правильно не менее, чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не смог исправить даже по настоянию учителя.
Оценка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи
Оценка «5»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы
Оценка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснениях и выводах.
Оценка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка «1»:
задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Оценка «1»:
задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
работа выполнена не менее, чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Оценка «2»:
работа выполнена менее, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменных работ необходимо учитывать требования единого орфографического режима.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 142815




Заголовок 215