Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Люблю березку русскую».

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:
«Люблю березку русскую».
Задачи:
Обучающие:
Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.
Развивающие:
Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства.
Способствовать развитию предпосылок логического мышления, познавательного интереса.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство любви к березке и бережного обращения.
Материал: презентация «Березы России», рисунки детей, магнитофон, компьютер, музыка «Во поле береза стояла».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
В один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Дети: береза.
Воспитатель: Ребята, а кто знает другие загадки о березе?
Загадки о березе:
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы.
Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены.
Зелена, а не луг, бела, не снег, кудрява, а не голова.
Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой.
Она весну встречает, сережки одевает.
Ее узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русской березке. Береза – символ красоты русской природы, символ России. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке). Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк). Вспомните, пожалуйста, стихи о березе.
Ребенок:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
(А.Прокофьев)
Ребенок:
Береза, моя березонька,
Береза моя кудрявая,
Береза моя белая,
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки.
Ребенок:
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Красны девушки венки плетут.
Ребенок:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой .
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С.Есенин)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Поэты восхваляли русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу - березу.
Пословицы и поговорки о березе:
Березкой обогреешься, а не оденешься.
Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
Какова березка, такова и отростка.
Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь.
А сколько песен сложено о березе! Какие песни вы слышали? Ответы детей. Например, в песне «Милая роща» есть такие слова:
Край мой единственный в мире,
Где я так вольно дышу,
Поле раздвинула шире,
К роще зеленой спешу.
Хочется белым березкам
Низкий отвесить поклон,
Чтоб заслонили дорожку,
То, что ведет под углом.
А еще есть красивая» песня, «Березы», которую исполняют группа «Любэ» и Сергей Безруков.
Предлагаю вам посмотреть презентацию «Березы России».
Хоровод: «Во поле березка стояла».
Воспитатель: На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками. Береза – щедрое и доброе дерево. Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом? Что значит щедрая? Ответы детей.
Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный сок! Из него готовят разные напитки. Есть такая красивая песня «Березовым соком», где такие слова:
Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок –
То плачут березы, то плачут березы.
И Родина щедро поила меня
Березовым соком.
Приятно, радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. Там растут подберезовики, а если есть еще и сосны, можно встретить целые семьи лисичек.
Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу? Ответы детей.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
Что нового вы сегодня узнали?
А что хотели бы еще узнать? Ответы детей.
















Конспект занятия по нетрадиционному рисованию (пластилинография)
Тема занятия: «Люблю березку русскую»
Задачи:
v расширять представление детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве;
v учить детей пользоваться разными способами лепки на силуэте;
v учить детей пользоваться шаблоном;
v развивать мелкую моторику пальцев рук;
v воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе;
v расширять словарный запас детей.
Предшествующая работа: рассматривание березы, заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза», приметы о березе, пение песен, русский хоровод «Во поле березка стояла» и т.д.
Материал: иллюстрации с изображением березок.
Раздаточный материал: альбомный лист на каждого ребенка, с изображением шаблона березки, пластилин, стеки, доски, салфетки, розетки с водой.
Индивидуальная работа: упражнять Колю И., Ангелину П., Снежану Ш. в выкладывании пластилина на готовый рисунок по шаблону и размазыванию его по всей поверхности.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Клейкие почки,
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой (березка)

Дети: ответы детей
Воспитатель: - молодцы ребята, это березка. Из всех деревьев русского леса всех милее мне наша березка. Стройные белые стволы покрыты белой тонкой берестой. Посмотрите ребята на березку, полюбуйтесь ею. А кто мне скажет, как в любое время года мы можем узнать березку?
Дети: ответы детей
Воспитатель: правильно ребята, по белому стволу дерева.
А кто скажет, какие у березки веточки, листочки в разное время года?
Дети: 1. Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У березки на плечах (Е. Трутнева) (осенью)
2. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром (С.Есенин) (зимой)
3. Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы (С.Есенин) (летом)
Воспитатель: наша красавица березка может предсказывать погоду. А какие народные приметы вы знаете:
Ответы детей:
а) если из березы течет много сока – к дождливому лету;
б) если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, а начнут желтеть снизу – поздняя.
в) береза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, а ольха перед березой – мокрое.



Воспитатель: много мы сегодня узнали о нашей русской красавице, которую поэты воспевают в стихах, художники в картинах, песенники в песнях, танцах. А давайте сейчас нарисуем нашу березку. Но рисовать мы будем необычным способом – пластилином. Сейчас нужно выбрать, кто какую березку будет рисовать. Я вам предлагаю нарисовать березку летом, березку осенью, березку зимой и березку весной.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: молодцы ребята, я одобряю ваш выбор. Давайте закрепим, как пользоваться шаблоном и способ рисования пластилином (технические навыки).
Дети: ответы детей.
Воспитатель: а теперь приступаем к работе.
В ходе занятия педагог оказывает индивидуальную помощь детям.
Физкультминутка.
Далее дети продолжают работать.
По окончанию детские работы выставляются на доске. Предлагается детям рассмотреть работы и выбрать самую понравившуюся.
Воспитатель: чем тебе понравилась эта работа? А как ты считаешь, справился с заданием?
Дети: ответы детей
Итог занятия: чем вы сегодня занимались? Что нового вы сегодня узнали? Понравилось ли вам наше занятие? Чем?