Урок по ОРКСЭ Золотая цепь святости в истории и культуре нашей Родины 4 класс


Урок ОРКСЭ в 4 классе
Учитель Хайрова Дания Анвировна МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тема: «Золотая цепь святости в истории и культуре нашей Родины».
Формирование УУД:
Личностные
- интерес к познанию окружающего мира;
- следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям при работе в группе;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,
- воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов,
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
-действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
- контролировать и оценивать свои действия при работе.
Коммуникативные:
-строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
-умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
Познавательные :-строить небольшие сообщения в устной форме;
-умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России,
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Знать понятия: святой, святыня, благочестие, герой
Уметь составлять устный рассказ о главных святынях России.
Цель урока: формирование ценностного отношения к святым, храмам ,источникам
Тип урока: урок формирования первоначальных знаний.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, иллюстрация, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, индивидуальная работа с толковым словарем.
Оборудование и наглядные пособия: учебник, толковый словарь С.И.Ожегова, презентация, сочинения учащихся, стихотворения.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Самоопределение к деятельности.
1.Эмоциональный настой на урок.
2.Проверка готовности к уроку. На столах у учеников учебник, ручка, лист самооценки работы группы, словари
II.Актуализация знаний и постановка учебных целей и задач.
- На доске слева прочитайте слова.
- Что это за слова?
(Слайд№1)
Можете вы ответить, что обозначают эти слова?
1группа Кто такой святой? (Слайд №2)
1. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный идеальный
2.Заветный,истинный, величественный и исключительный по важности (святая истина)
3.Обладающий божественной благодатью (святая вода)
4. У христиан: человек посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы(причислить к лику святых)
2 группа Что такое святыня?
1. То что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым(народные святыни).
2. Предмет или место религиозного поклонения.
3 группа Что такое благочестие, благочестивый?
Благочестие - Набожность, религиозность.
Благочестивый - у верующих, соблюдающий предписания религии.
4 группа Кто такой герой?
1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженность человек, совершающий подвиги. (герой войны)
2. Главное действующее лицо литературного произведения.(герой романа)
3. Лицо привлекающее к себе внимание чем-нибудь, или являющее предметом восхищения и обожания
Постановка учебной задачи
Кто изображен на картинках и что объединяет все 4 картинки

Кто был в Талеже?
Кто посещал церковь в Дубровицах?
Что объединяет все 4 изображения?
Нам необходимо разобраться.
-Как обычных людей причисляют к ликам святых?
- Почему некоторые места считаются святыми?
Почему посещение храмов делает человека духовно- богатым?
ΙΙΙ Решение учебных задач.
Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы?
Святой – значит божий. Христианская Церковь кононезирует посмертно тех людей,чья жизнь была праведной, кто заслужил народное почитание и чья святость подтверждается чудесами, исходящими от останков, могилы святого, происходящими в ответ на молитву к нему. Каждый святой уникальная и прекрасная личность.Церковь кононезирует святых, как пример для других. Поэтому так важно стремиться узнать о святых наших соотечественниках, изучать их жизнь, вдумываться в их жизненный подвиг.
Александр Невский Икона Святого благоверного князя Александра Невского

Учитель
В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917 год.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, которые проявили личную отвагу и обеспечили успешные действия своих частей.
Каких ещё святых вы знаете?
Многие лики святых являются чудотворными?
Как решается, что мощи или икона чудотворны?
Правящий архиерей либо сам, либо через уполномоченных лиц не только собирает сведения о чудесах, но и проводит их освидетельствование. А также предоставляет в комиссию документальные подтверждения бывшего чуда (будь то медицинские документы, либо свидетельство очевидцев перед Крестом и Евангелием).
Для русского человека религия, традиционно, была нечто большим, чем просто ритуал. Россия- это верующая земля. Вся история России, как государства тесно связана с православием. За религию страдали и умирали, за религию вели войны, на религию уповали в тяжелые дни. В наследство с прошлых времен нам досталось множество исторических памятников, монастырей, святых мест. Святые места Подмосковья - это невероятно популярные, с точки зрения посещения, места.
Почему?
Видимо, и сейчас, люди находят ответы, успокаивают душу и сердце, приезжая туда.

Вознесенская Давидова пустынь, основанная в 1515г. учеником Пафнутия Боровского Давыдом. Недалеко от монастыря, в деревне Талеж находится подворье пустыни, где из-под земли бьет обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида.
С воды начинается православие. Вода очищает и придает силы. Считается, что святая вода лечит от болезней. Не знаю в чем тут секрет, то ли в вере в чудо, то ли действительно, вода из святых мест обладает неким медикаментозным эффектом. Достоверно известно лишь то, что по ГОСТу вода, поступающая в квартиры по водопроводу, может содержать до 600 бактерий. В воде из святых источников бактериальное загрязнение равно нулю. Кроме того, данная вода обладает высокой биологической активностью. То есть, говоря бытовым языком, укрепляющими силы, дающими энергию свойствами. Именно поэтому, святые источники привлекают к себе стольких желающих. На территории Подмосковья находятся более 100 святых источников. Читают слова: святой, святыня, благочестие, герой.
Находят слова в словаре С.И.Ожегова, подбирают подходящее к слову определения
Ученики:
- Александр Невский
- Кирилл и Мефодий
-Святой источник Талеж- Дубровицы. Церковь иконы Божией Матери "Знамение".
Ученик
Святые места и люди причисленные к лику святых.
Свое сочинение об Александре Невском читает Филь А.
Александр Невский - «Имя России».
У каждого народа есть свои герои. Одним из таких героев в стародавние времена на Руси стал князь Александр Ярославич Невский. Вот строки, в которых мы вместе с папой рассказали о его жизни.
В тяжёлые родился времена.
Святую Русь разрушили враги.
Истощена, окружена, разорена
Единства нет от князя до слуги.
Неимоверно трудный путь
Прошёл, отечество храня.
Разбиты кто пытался посягнуть
Или в другую веру нас склонять.
Прошли века, сменились имена,
Границы, люди, образы, устои.
А Русь жива, и вера спасена,
И свято чтит своих героев.
А.Филь (отец), А.Филь (сын) На телеканале «Россия» в 2008 году прошел телевизионный проект– «Имя России». Победителем его стал князь Александр Невский. Спустя много лет древнерусский князь и полководец вновь объявлен «личностью нации».
Почему более пятисот тысяч двухсот человек отдали свои голоса за Александра Невского?
Наверное, потому, что он был талантливым полководцем и за свою жизнь не проиграл ни одного сражения. Победа во время Невской битвы, (над немцами) на Чудском озере, над Литвой. А ещё он был умным талантливым политиком. Он понимал, что многочисленную татарскую орду невозможно остановить только с помощью военной силы. Нужно было действовать по-другому.Александр Невский, как и его отец, считал, что лучше кланяться и унижаться, но выжить и заключил мирный договор сЗолотой Ордой. Тем самым спас Русь от разорения, сохранил жизнь людей, защитил православную веру. За сохранение православной веры был прославлен Русской Церковью в лике святых. В честь него был установлен день памяти (23 ноября); появляются новые жития, литургии, иконы с его ликом. С именем Александра Невского во время воин солдаты шли в бой.
Мне, кажется, что в современном мире государствам очень важно уметь договариваться при решении спорных вопросов. Но и не менее важно защищать свою землю, свою веру, свой народ.
Справочный материал «Святые России»
Ученики читают раздаточный материал «Святые источники Подмосковья»
ХРАМЫ


Рассказ или раздаточный материал о храмах Подольска
Храм Зна́менияБогоро́дицы - православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», расположен на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры, на территории усадьбы князя Голицына в поселке Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм является памятником архитектуры конца XVII– начала XVIII в., построенный итальянскими мастерами в стиле барокко, давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, выполненное из белого камня, по периметру фасада которого расположены скульптуры 12 апостолов, декорированный белокаменным кружевом из цветов, фруктов, виноградной лозы и проч. Добыча камня была налажена на бергах реки Пахры, что сократило время постройки храма, с 1690 года по 1703 год. Точно такой же храм находится в Италии.
IV. Рефлексия учебной деятельности.
- Какие знания получили?
- Что делали для того, чтобы получить эти знания?
- Мы достигли цели урока?
- Оцените работу.
- А я хочу отметить за активную работу:
_______________________________________________________
_______________________________________________________ V.Домашнее задание(носит рекомендательный характер).
Подготовить презентацию об одном из святых .
Записывают в дневник на вторник 30 апреля.
Что я узнал на уроке
Храмы Святые Святые источники
ПОНЯТИЯ
Святой Святыня Благочестие Герой