Разработка классного часа «Традиции и новации. Золотая цепь святости на землях православного Серпухова»


Дата: 06.04.2016
Класс: 1-а
Учитель: Н.С.Максимова
Тема единого классного часа: «Традиции и новации. Золотая цепь
святости на землях православного Серпухова».
Цель:
- углубить знания детей о золотой цепи святости в истории нашего района

Задачи:
- расширить знания детей об истории Сретенского храма г. Серпухова и его воссоздании;
- показать роль нашего прихода, воспитавшего двух монахов, о которых знает весь мир: Святителя Варсонофия Тверского, Казанского чудотворца и преподобного Германа Аляскинского;
- воспитывать на их примере добротолюбие, трудолюбие, послушание.

Оборудование:
проектор, экран, презентация, видеофильмы «Святой Варсонофий Тверской, чудотворец Казанский» и «Преподобный Герман Аляскинский», заготовки для вырезания из бумаги деталей храма, клей.

Ход классного часа:

слайда
учитель
ученик


Сегодня на нашем едином классном часе гости. Посмотрите на них, подарите свою улыбку. Теперь поделившись хорошим настроением, приступим к работе. Садитесь.*
Встали, посмотрели на гостей, улыбнулись, сели.


Где мы с вами живем?
(Ссылка на видео – нажать на фото)
Действительно наша страна огромная. А мы с вами проживаем в Подмосковье, в городе Серпухове. *(включает Гимн Серпухова)
И речь сегодня пойдет о серпуховичах, которые много лет назад жили в нашем городе.
(ответы детей)



Исполняют гимн Серпухова


Все вы слышали поговорку «Нет худа без добра.» В жизни у каждого из нас происходят порой события, которые огорчают нас, заставляют унывать. А на самом деле и они служат нам на пользу, только мы об этом забываем или совсем не понимаем, что даже за испытания нужно благодарить
*Примером может послужить жизнь нашего земляка. *Святитель Варсонофий Тверской, чудотворец Казанский родился в городе Серпухове.
*Почему же называют его святителем Тверским и чудотворцем Казанским?
Высказывают предположения.


Ответ на этот вопрос мы увидим в видеоролике, внимание на экран. (Ссылка на видео - нажать на человечка с биноклем.)
Итак, пожалуйста, кто объяснит, почему серпуховича называют Тверским, Казанским?
*Видите, друзья, испытания, которые перенес Варсонофий в юности: плен, неволя - обернулись великой пользой. Что особенного было в этом человеке?


По указу царя Ивана Грозного был направлен в Казань для основания монастыря, изображение которого вы видите на экране. Затем царь возвел его в сан епископа Тверского.

Смотрят видеосюжет.




Ответы детей.



Он усердно работал.
Не злился. Терпеливый. Добрый. Кроток. Любознательный.



Еще один наш земляк * Преподобный Герман Аляскинский.
*Посмотрите на карту. Это окраина России, это Аляска – территория США. Вот здесь (учитель показывает) и тут (учитель показывает) проживают алеуты. Возникает вопрос, почему Германа называют Аляскинским?

Высказывают предположения.


Ответ на этот вопрос мы увидим в видеоролике, внимание на экран. (Ссылка на видео - нажать на человечка с биноклем.)
Итак, пожалуйста, кто объяснит, почему серпуховича называют Аляскинским?
*Посмотрите на карту, тут находится наша столица Москва, наш Серпухов расположен южнее. А вот на этом острове, на который указывает стрелка, похоронен преподобный Герман.
Кто может сказать, каким он был?


Смотрят видео.


Ответы детей.





Заботливый, смелый, любил людей.


Мы познакомились с нашими земляками. Посмотрим, узнаете ли вы, кто тут изображен? Если человек, чье имя я назову, находится слева, вы поднимаете левую руку, а если справа – правую.
Приготовились, Святитель Варсонофий Тверской (справа).
Преподобный Герман Аляскинский (слева). Проверим*. Молодцы!
Вы знаете, что раньше фотографов не было, и портреты рисовались в виде икон. И каждый художник как и сказки рассказывались с изменениями, так и художники писали картины по своему.
*А вот так они выглядят в одном серпуховском храме. Герман на фоне острова, а Варсонофий справа от святителя Гурия.
*Вот как они расположены в храме. Между ними находится ниша в форме арки.
*Посмотрите эту фотографию. Вот арка, слева преподобный Герман Аляскинский, справа Светитель Варсонофий.
Вы увидели название этой церкви. Прочитаем все вместе: Сретенская церковь.
На иконостасе справа от дверей, которые называются царские врата, вторая икона местная - Икона Сретение Господня.
Кто знает, где находится эта церковь?




Поднимают правую руку.
Поднимают левую руку.






















Читают все вместе.



Предположения детей.



1.
Мы по улице идём,
На пригорке видим дом.
Не похож на все дома:
В небо смотрят купола.
2.
Крест сияет ярко - ярко
И на сердце стало жарко.
В небе музыка поёт.
Колокол зайти зовёт.
3.
Мы заходим в этот дом,
Как красиво в доме том!
Я спросил тихонько: «Чей он?»
И услышал «Божий дом»
4.
Есть название у дома:
Называется он храм
И приходят в него люди
В воскресенье по утрам.


И преподобный Герман, и просветитель Варсонофий были прихожанами этого храма.
Храм Сретения Господня находится на улице Карла Маркса. В XVI веке на этом месте стоял деревянный храм Космы и Дамиана. Деревянная церковь была центром Космодемьянской слободки, где жили кузнецы. В 1702 году освящена каменная церковь Сретения Господне с приделами Толгской иконы Божией Матери и святых бессребреников Космы и Дамиана в трапезной. С течением времени храм преображался. В 1813 году была построена трапезная, в 1833 году колокольня.*



От здания этого времени сохранился основной объем типа «восьмерик на четверике» с трехчастной граненой апсидой, являющейся большой редкостью. Двухсветный четверик с нерегулярно расположенными проемами как бы «сбивает» вертикальную ось. Отчего восьмерик воспринимается частью единого объема храма. Сейчас храм восстанавливают.
Голубого цвета – это вид сверху на четверик (четырехугольник), а зеленого цвета – вид сверху на восьмерик (восьмиугольник).
*Когда располагается восьмерик на четверике, то сверху можно увидеть такой рисунок.
На этой фотографии видно, что восьмирик уже отреставрировали, четверик начали приводить в порядок Давайте ка и мы попробуем восстановить былой храм.*



Внимание! У вас на столах конверты с заготовками. Достаньте их. Найдите заготовку №1- это церковь, №2 – трапезная, №3- колокольня, а №№4 и5 свечи. Распределите заготовки между собой.





Распределяют роли.


Составим план работы.
Что необходимо сделать сначала?



Напоминает правила работы с ножницами.

Правила работы с клеем.
Правильно. Приступаем к работе!


Заканчиваем работу.
Подумайте, кто и как будет демонстрировать работу.
Покажите, что у вас получилось. МОЛОДЦЫ!

1. Согнуть по пунктирной.
2. Резать по сплошной (контурной) линии, поворачивая заготовку..
3. Развернуть заготовку

4. Найти её место на картоне.
5. Приклеить по порядку.


Практическая работа в парах с геометрическим материалом.


Совещаются в парах.
Поднимают вверх изделие.


Пора подвести итоги.
Рассматривая тему «Традиции и новации. Золотая цепь святости на земле Православного города Серпухова», архитектуру какого храма мы рассмотрели?
*Каких двух монахов воспитал Сретенский приход?

*Действительно так. МОЛОДЦЫ!




Сретенского храма.

Святителя Варсонофия Тверского, Казанского чудотворца и преподобного Германа Аляскинского


А теперь подумайте и скажите, какую черту характера вы бы хотели воспитать у себя?

*Спасибо за работу.
Кому понравился классный час, похлопайте.


Отвечают желающие.










13PAGE \* MERGEFORMAT14615




15