Сценарий мероприятия Люблю берёзу русскую… (3-4 классы)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Нижнеудинск»

Сценарий мероприятия для учащихся 3 «Г», 4 «Б» классов, посвящённого русскому лесу. Праздник в рамках недели окружающего мира, кружка «Умелые руки», литературного чтения, внеурочной деятельности.
Сценарий подготовила: учитель начальных классов
Иванченко Марина Анатольевна

Оборудование : 
готовое изделие- берёза( бисер, проволока) ;
фильм «Берёзы»(использованы личные фотографии ); музыкальное сопровождение : «Почему так в России берёзы шумят…» исп. «Любэ» , С. Безруков; Various 21 «Пробуждение леса» -звуки природы и музыка – Мир полон чудес (mp3.);
выставка работ из бересты Малеевой Людмилы Петровны;
дёготь, чага, «берёзовые почки», берёзовый веник, мёд, несколько берёзовых поленьев.
Костюм для судьи, Берёзы, медицинского работника, шапочки для персонажей- Кедр, Сосна, Ель.
Место проведения- кабинет начальных классов.
Цель: значимость и зависимость деревьев в лесу друг от друга, сохранение лесов.
1.Предметные результаты :
Приобретение опыта выразительного чтения стихов;
уметь определять значение берёзы для человека;
воспитывать умение работать в коллективе, бережное отношение к природе;
побуждать учеников делать вещи своими руками .
2. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников.
Регулятивные УУД
Учиться планировать свою деятельность, высказывать свою версию;
определять успешность выполнения своего задания;
контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им, учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные УУД
Применять навыки делового сотрудничества в группе;
развитие эмоционально- нравственной отзывчивости;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять уважительное отношение к природе.
Фильм берёзы.msdvdПосле просмотра дети читают стихи о берёзе:
ГИМН БЕРЕЗЕ
Татьяна Викторовна ГЕРАСИМОВА
Если мне воспеть берёзу
Свыше дан наказ,
Я её святые слёзы
Воспою для Вас.
Я её печальный облик
В рифму облеку,
Шёпот листьев, птичий оклик.
Раны на веку...
Как светло-то на просторе.
Дивный свет струит;
На высоком косогоре.
Милая, стоит...
Подойду я и, любуясь,
Косоньки ветвей
Соберу-ка в прядь тугую...
Вей же, ветер, вей!
Нe сломить березу в бурю
Коль душа алмаз,
Даже средь осенней хмури
Радуешь ты глаз!
В зимнем сне, в мороз трескучий.
На краю села.
На обрыве-то, над кручей,
Как же ты мила!
А весною... Боже правый!
Красивее нет!
Молодых листочков нежен,
Изумруден цвет!
Ты в любое время года
Чудно хороша
И для русского народа
Ты его душа!
2002 г.
«Берёза» Сергей ЕсенинБелая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.
На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.
И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.
А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает веткиНовым серебром.
«Люблю берёзку русскую»  А.Прокофьев
Люблю берёзку русскую,То светлую, то грустную,В белёном сарафанчике,С платочками в карманчиках.С красивыми застёжками.С зелёными серёжками.Люблю её нарядную,Родную, ненаглядную,То ясную, кипучую,То грустную, плакучую.Люблю берёзку русскую,Она всегда с подружкамиВесною хороводится,Целуется, как водится,Идёт, где не горожено,Поёт, где не положено,Под ветром долу клонитсяИ гнётся, но не ломится!
Девочки водят хоровод, поют песню «Во поле берёза стояла..»
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.

Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.

Я ж пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Люли люли, заломаю.

Срежу с берёзы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, три гудочка….
Слышен недовольный шёпот:
-Всё о берёзе, да о берёзе! А о нас ни слова. Как будто - нас и нет!
Ель:
- Сколько моих деток гибнет ежегодно перед Новогодним праздником!
Сосна:
-И моих! А сколько сосен гибнет под топорами дровосеков! Из моих собратьев люди строят дома, на суднах возвышаются мачты, на лиственных сваях стоят дворцы в Петербурге!
Кедр:
-А как все любят мои орешки!
Вместе (Сосна, Ель, Кедр):
-Не позволим БЕРЁЗЕ присвоить СЛАВУ ! Не позволим! Давайте подадим на неё заявление в суд. Пусть её накажут! Будет знать своё место!
(У детей на головах шапочки с веточками ели, сосны, кедра)
Возмущённые сосна, ель, кедр подают заявление прокурору .
И состоялся суд
судья
прокурор
адвокат
судья представляет : прокурора, адвоката, секретаря ,объявляет суд присяжных(гости).
Судья
-Для оглашения обвинения слово предоставляется прокурору.
Прокурор:
-По заявлению СОСНЫ, ЕЛИ, КЕДРА возбуждено уголовное дело. Обвиняется БЕРЁЗА в присвоении себе славы, любви людей. Деревья РУССКОГО ЛЕСА требуют разоблачить и наказать преступницу .
Адвокат.
-Ваша ЧЕСТЬ! Мы выскажемся в процессе допроса!
Судья.
-Прошу приступить к допросу свидетелей.
Секретарь.
-Вызывается….
Свидетель:
Благодатная Берёза,
Ты символ Родины моей.
О тебе стихи и проза,
Ты свет и радость для очей.
Береста пригодна в деле:
Плели корзины и ковры,
Туеса и туфли смело
(Кто в чём нуждался) - всё могли.
Разгоняла тьму – лучина,
Лечила язвы ран – кора,
Уходила прочь кручина;
Берёза – лекарь. Это да!
Из берёзы – поварёшки,
Телеги, сани, портсигар,
Топорища, оси, ложки.
Берёза – людям божий дар.  
(Угаренкова Лия Тулегеновна)
Прокурор:
-Но это всё было давно, в наши дни никто не использует для освещения лучину, поварёшки из бересты – это, же смешно! Что вы можете ещё добавить?
Адвокат:
-Ваша честь! Мы хотели представить доказательства пользы берёзы и в далёкие времена и в наши дни. Об этом расскажут другие свидетели!
Судья:
-Протест принимается! Вызовите следующего свидетеля!
Секретарь:
- Приглашается…..
Свидетель:
- Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу.
Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.
В пчеловодстве берёза важна как пыльценос.
Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период.
Берёза чаще других пород дерева используется при заготовке дров.
Прокурор:
- Только из-за веников песни ,стихи о БЕРЁЗЕ никто бы сочинять ни стал! Она хитростью и обманом присвоила себе СЛАВУ!
Адвокат:
-Я возражаю ! Прокурор слишком нетерпелив! Мы услышали от свидетеля много ценной информации, а прокурор делает вид, что это неважно !
Судья:
-Не ссорьтесь! Пригласите следующего свидетеля!
Секретарь:
-Приглашается ….. «медицинский работник». (Ученик в белом халате, колпаке)
Свидетель:
- Береза обладает широким спектром свойств: противовоспалительным (антисептическим), противомикробным, спазмолитическим, сосудорасширяющим, антигипоксантным, желчегонным, вяжущим, обволакивающим, отхаркивающим, секретолитическим, седативным, репаративным, мочегонным (под влиянием настоя из листьев значительно возрастает мочеотделение (с 400 мл до 2,5 л), исчезают отеки, уменьшается одышка), обезболивающим, общеукрепляющим, противоатеросклеротическим, жаропонижающим, потогонным, противопаразитарным, противогрибковым. Я приготовил для вас подробное описание применения всех частей берёзы в медицине!
Судья:
-Спасибо! Передайте ваше сообщение народным заседателям, это им пригодится, когда они будут принимать решение !
Ещё есть свидетели?
Адвокат:
-Прошу пригласить в качестве свидетеля Малееву Людмилу Петровну. Она ожидает вызова в коридоре.
Судья:
-Пригласите свидетеля Малееву.
Свидетель:
- Я Малеева Людмила Петровна очень люблю берёзу. Она вдохновляет меня на занятие творчеством. В своей работе я использую берёзовую кору. Изготавливаю из неё различные предметы быта, украшения для дома, для женщин. (Выставка работ). Берёзовая кора очень податливый и тёплый материал. Предметы, выполненные из берёзовой коры очень лёгкие, изящные, красивые. Выйдя на пенсию я имею постоянный доход . Мои работы очень быстро раскупаются. Я участвую в выставках и конкурсах. И к вам я приехала с выставки народного творчества, проходила она в городе Иркутске.
Судья:
- Спасибо. Есть к свидетелю вопросы?
Адвокат:
Скажите, пожалуйста. Давно ли вы знакомы с БЕРЁЗОЙ?
Свидетель:
-Да. Уже 20 лет.
Адвокат:
-Считаете ли вы, что берёза могла присвоить себе СЛАВУ русского леса?
Свидетель:
-Я считаю, что берёза очень нежное и ранимое дерево! Ничью славу оно присвоить не могло. Её любят из-за скромности, преданности Родине. Ведь не случайно БЕРЁЗУ считают символом России. А другие деревья зря обижаются. Ведь и о них сложены стихи, поют песни.
Судья:
-Спасибо! Присаживайтесь свидетель.
Есть ещё свидетели?
Адвокат:
-Да. Прошу вызвать в качестве свидетеля работника лесничества.
Лесник:
-Мы, лесники, называем берёзу поводырём русского леса, еловой нянькой. Ель очень нежна в детстве, любит селиться в березняках. Кроны берёз защищают еловый прирост от жгучих солнечных лучей и поздних осенних заморозков. Опавшие листья берёзы легко разлагаются . Всего за одну зиму они превращаются в перегной. Так берёза растит ель. Не только оберегает в молодости, но и подкармливает.
Судья:
-Спасибо! Присаживайтесь свидетель.
Есть ещё свидетели?
Адвокат:
-Нет , ваша честь!
Судья:
-БЕРЁЗА! Предоставляем, вам последнее слово!
Берёза:
- Дорогие , милые СОСНА, ЕЛЬ, КЕДР! Мне очень грустно от того, что вы считаете меня воровкой! Не я ли вас пестовала? Укрывала от ветра, палящих лучей солнца, когда вы были маленькими. Я никогда с вами не ссорилась, жила в мире и согласии. А то, что люди полюбили меня - это не моя вина! Я отдавала им всё что у меня было - листья , кору, почки, серёжки .. и даже свою жизнь. Прошу вас дорогие, не обижайтесь! Давайте будем вместе встречать первые лучи солнца, слушать птичьи трели, защищать друг друга от мороза и ветра. Вместе растить наших деток!
У меня всё Ваша Честь!
Судья:
- Господа присяжные заседатели! Вам предстоит пройти в соседнюю комнату и ответить на вопросы.
Секретарь:
-Всем встать, суд идёт!
Присяжные выходят. Совещаются. Возвращаются.
Секретарь:
-Всем встать, суд идёт:
Судья:
-Господа присяжные, какое решение вы приняли?
- Доказана ли виновность БЕРЁЗЫ?
ДА:_________ заседателей.
НЕТ:_________ заседателей.
-Доказан ли факт присвоения СЛАВЫ ?
ДА:_________ заседателей.
НЕТ:_________ заседателей.
-Достойна ли БЕРЁЗА милосердия?
ДА:_________ заседателей.
НЕТ:_________ заседателей.
Председатель суда присяжных заседателей:
______________________________________________
(Фамилия, Имя , Отчество)
___________________________
(подпись)
Список присяжных заседателей:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Присяжные зачитывают приговор:
………………………………………………………………..
Судья:
-Так как БЕРЁЗА признана невиновной, освободить, её из-под стражи в зале суда!
Суд решил:
Берёзу признать невиновной в присвоении СЛАВЫ, признать её право на реалибилитацию. Приговор может быть обжалован в 10-тидневный срок!
Учитель:
(звучит музыка леса, все ДЕРЕВЬЯ берутся за руки, изображая
добрых приветливых соседей, радость солнцу, ветерку, птичьим трелям…)
Пробуждение_леса_-_звуки_природы_и_музыка_-_Мир_полон_чудес_(mp3.vc).mp3Лесные просторы
Софья Петрова Когда бываю я в лесу Я чувствую себя как дома,В тенечке тихо посижуСтавшим мне давно знакомым.Когда бываю я в лесуВо мне встает другая сила.Сила любви ну ко всему,Ко всему, что окружило.Когда бываю я в лесуДуше становится приятно.И песню сочинить хочу,Ребятам чтоб было понятно.Какие тут леса живут,Что можем потерять мы скороЭти красивые просторы,Нашей природы чудеса,Державы нашей достояние,Да сохраним же мы леса!
Рефлексия:
У детей, гостей- фломастер, листок красного, жёлтого, зелёного цвета(форма листка дерева). Учитель просит их написать впечатления от проведённого мероприятия.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Ответы прикрепляются к листу ватмана. (На нём изображён ствол дерева . В итоге получается дерево с листочками.)
Итоги:
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.
Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
Стимуляция высказывания личного мнения о занятии и способах работы на нем.