ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ «ШВЕЯ ШВЕЮ ПО НАПЕРСТКУ УЗНАЕТ»


ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ «ШВЕЯ ШВЕЮ ПО НАПЕРСТКУ УЗНАЕТ» (для учащихся 6-7 классов)
Цель:
ознакомить с историей отделки юбки-поневы, лоскутного шитья и вышивки-росписи в России;
рассказать о современных отделочных материалах, их использовании в моделировании юбок;
изучить технологию настрачивания отделки;
научить приемам наметывания и настрачивания тесьмы, кружева в соответствии с техническими условиями;
ознакомить с последовательностью технологических операций по изготовлению юбки на резинке;
изучить способ обработки боковых срезов юбки стачным швом, научить соединять полотнища юбок;
познакомить с техникой выполнения вышивки-росписи и лоскутного шитья;
научить выполнять орнаментальные полоски на салфетках.
воспитывать точность, аккуратность;
совершенствовать навыки в работе с иглой и на машинке;
стимулировать интерес к истории и традициям русского костюма и современному моделированию.
Ход посиделок
Ведущая. Мы собрались с вами на наши посиделки, чтобы поделиться друг с другом своим мастерством в области шитья, рассказать интересные истории о том, что представляет собой юбка-понева, как ее шили и украшали наши бабушки и прабабушки, быть может, кто-нибудь поделится историей о вышивке- росписи? лоскутном шитье?
Прежде всего, я хочу напомнить вам, что ни одна швея не обходится без определенного набора инструментов, о некоторых из них мы сейчас вспомним. (Берет шкатулку, в которой лежат иглы, ножницы, нитки, наперсток и т. д.)
Я хочу познакомить вас с теми, кто живет в шкатулке. Это мои соседи и друзья. Они постоянно помогают в работе. Это ножницы, у них длинные концы, они могут резать большие куски ткани. У настоящей мастерицы всегда они под рукой. Просто работа у них такая - кусать, резать .ткань и нитки.
Иголки - трудяги. Они без устали снуют туда и сюда. С иголкой надо обращаться умело, держать ее крепко и аккуратно, а то она может ужалить.
Для работы с иголкой, чтобы не уколоться, придумали наперсток. Вот он какой! Он похож на шлем воина. Наперсток надевается на средний палец, который теперь защищен от уколов иглы и ему легко подталкивать иголку в ткань.
Вспомнили о наших друзьях-помощниках, а сейчас я предлагаю совершить экскурс в историю поневы на Руси.
1-я ученица. В глазах наших предков женщина была земным священным существом, в тело которого входит священный дух предков, чтобы вновь воплотиться через ребенка. Поэтому женщину сознательно стремились сохранить, сберечь от всякого посягательства на ее духовную и физическую красоту. Так же, с древних времен, человек стремился защитить ранимые части тела. Поэтому люди придумали обереги. У женщин оберегами были бусы, серьги, кольца, браслеты. Одним из видов оберегов было украшение одежды по вырезу, рукавам, низу одежды. Низ поневы украшали полосками цветной ткани, вышивкой, тесьмой, плетенной ручным способом или на станке. Самые нарядные, украшенные богато и обильно поневы носили девушки и молодицы. Иногда к трем традиционным полотнам поневы добавляли четвертое полотно - «прошву». «Прошву» вырезали из другой ткани и делали чуть короче, чтобы снизу надставить «подпольником» из основной ткани поневы. Внешне получалось что-то вроде передника. «Прошву» украшали вышивкой, вариациями из полос. Пожилые женщины ограничивались только украшением из полос по низу всей поневы. Различались по отделке поневы праздничные и повседневные. Будничные поневы отделывались по низу узкой домотканой полоской кумача или тесьмы. А в праздничных поневах большое внимание уделялось «клапсе» - так называли отделки по подолу понев, в которых использовалось все богатство отделки: многоцветные вышивки, позумент, мишурные кружева из золоченых и посеребренных нитей, травчатые ленты, вьюнки, блестки, стеклярус.
В е д у щ а я . А кто может рассказать о видах отделок?
2-я ученица. Я расскажу вам о современных видах отделок, которыми вы можете украшать юбку сейчас. Тесьма - это полоски разной ширины. Тесьма бывает плетеная и вязаная. Плетеная тесьма может быть получена на машинах или ручным плетением. Она обладает повышенной растяжимостью во всех направлениях. Наиболее известные виды тесьмы: «вьюнчик», ажурная, отделочная.
Ленты - это тканые полоски различной ширины, вырабатываются на лентоткацких станках простым, ворсовым, узорчатым переплетением. Для лент используется хлопчатобумажная, льняная, штапельная, шерстяная, шелковая и синтетическая пряжа. По окраске ленты выпускают одноцветные и пестротканые.
Кружево - это прозрачное, ажурное изделие, изготавливаемое плетением, вязанием, вышиванием. Кружево изготавливают в виде полотна, которое потом разделяют на отдельные полосы в виде ленты. Кружева бывают ручной и машинной работы. Ручные кружева: плетеные, вязаные и филейные.
Шитье - это полоски тонкой, отбеленной ткани с отверстиями, заключенными в вышивку. Выполняют на специальных машинах-автоматах с программным управлением. Выпускают шитье в виде кроя и прошивок.
Ведущая. А вот теперь мы можем приступать к выполнению практической работы.
Практическая работа.
Сложить детали лицевыми сторонами внутрь и сметать швом шириной 1 см.
Стачать детали на расстоянии 0,1 см от отметочных строчек к срезам. Закрепить концы строчек.
Удалить нитки строчек.
Шов разутюжить или заутюжить.
3-я ученица. Пока мы выполняем практическую работу, я расскажу вам забавную историю...
Как-то поглядел чертенок на работу портного. И показалось чертенку, что тот уж очень долго возится со своим шитьем. Слишком часто в иголку нитку вставляет. Пока оторвет нитку, пока в иголку вставит, а время-то уходит. И подумал чертенок: «Я бы проворней управился с шитьем». Подумал и окликнул портного:
- Эй, портной, давай поспорим, что я быстрее сделаю твою работу.
Портной удивился словам чертенка, задумался на минутку и согласился на предложение. Взяли они по куску ткани, нитки и иголки и принялись за работу. Чертенок, не будь простаком, отмотал нитку длиннющую, с версту, вдел в иголку и стал ею орудовать. Проткнет ткань иглой и бежит в другой угол избы, нитку за собой тянет, потом обратно бежит к столу, а сам путается в нитке, ругается. А портной сидит себе на месте, знай отрывает нитки небольшой длины, шьет себе да шьет. Чертенок и одной строчки никак не закончит, а у портного уже вся работа готова. Проиграл, проспорил самоуверенный чертенок.
В чем же секрет портного? В том, что он отрывает нитку длиной со свою руку - от пальцев до локтя. Это самая удобная длина нитки - и путаться не будет, и быстрее работа идет.
Ведущая. Из рассказа стало понятно, какая длина нитки должна быть при выполнении ручных работ. А какое самое первое и главное правило в искусстве шитья? Знаете? Семь раз отмерь - один раз отрежь!
4-я ученица. А я хочу поделиться с вами, каким образом нужно настрачивать отделку: тесьму или кружево.
Наметать тесьму (кружево) вдоль размеченной линии стежками1см.
Настрочить тесьму на изделие:
а) тесьму «вьюнчик» - посередине;
б) тесьму узорную - двумя строчками на 0,1 см от края;
в) кружево - одной строчкой сверху на 0,1 см от края.
Удалить временные стежки.
Приутюжить изделие.
5-я ученица. А у меня для вас есть сказка «Гуси- лебеди», где необходима ваша помощь, итак, я начну:
- Жили-были мужик да баба, были у них сынок и дочка. Ушли родители на базар, оставили дочь присматривать за братцем. Девочка заигралась с подружками. Налетели гуси-лебеди, унесли брата. Девочка лишь увидела, как скрылись они за лесом. Бросилась она их догонять. Бежала полями, лесами, добежала до полянки с избушкой на курьих ножках. Видит: на травке братец играет. Подкралась, схватила и побежала прочь. А гуси-лебеди - вдогонку, летят, нагоняют. Куда деваться? Впереди речка течет - кисельные берега. Просит девочка реку-матушку помочь, спрятать их с братцем. Речка отвечает: «Поешь моего киселька да ответь на вопросы, как ты шила свою красивую поневу, тогда и помогу, спрячу». Давайте поможем девочке ответить.
1-й вопрос: Какими швами сшита юбка? (Стачным швом.)
2-й вопрос: Почему ты выбрала такой шов для соединения полотен по боковым сторонам?
Конечно, девочка ответила именно так, отведала киселька, а речка спрятала детей под бережком. Гуси-лебеди пролетели, не заметили. Бегут дети дальше, а гуси-лебеди воротились, летят навстречу. Беда! Видят дети - впереди яблонька стоит. Девочка просит: «Яблонька-матушка, помоги, спрячь нас с братцем!» «Отведай мое яблочко да ответь на вопросы - помогу», - молвит яблонька. Ест девочка лесное яблочко и отвечает на вопросы.
1-й вопрос: Каким швом ты обрабатывала низ юбки и почему?
2-й вопрос: Зарисуй схему стачного шва вразутюжку и стачного шва взаутюжку.
Правильно, хорошо помогаете детям.
Яблонька обрадовалась и заслонила деток ветками, а гуси- лебеди пролетели мимо. Вышла девочка, схватила братца и побежала. Бегут они, вот уже и дом виднеется. Но гуси-лебеди догоняют, увидели ребят, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут. К счастью, на дороге печка стоит. «Сударыня печка, спрячь нас!» - просят дети. «Ответь сначала на мои вопросы да съешь моего ржаного пирожка - помогу», - молвила печь.
1-й вопрос: Какие операции ты выполняла при обработке низа юбки?
2-й вопрос: Как ты понимаешь слова «сметать», «застрочить», «заметать», «стачать»?
Молодцы, дружно помогали детям. Они быстро залезли в печь. А гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели. Детки счастливые добежали до дома, а вы молодцы, очень хорошо помогали!
6-я и 7-я у ч е н и ц ы . А мы расскажем вам о лоскутном шитье.
6-я ученица. Послушайте историю развития лоскутного шитья.
Искусство лоскутного шитья давно известно многим народам мира. До недавн6его времени принято было считать, что лоскутное шитье возникло в Англии, затем «переселенцы» занесли этот вид рукоделия в Америку, где оно получило широкое развитие, обретя со временем статус национального искусства. Однако можно предположить, что лоскутное шитье как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады из кроя - тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья из лоскута.
В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Хотя имеются свидетельства, что еще в XVII веке старообрядцы использовали так называемые подручники - молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов и символизировал девять ангельских чинов.
Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской семье. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики- кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.
Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в семидесятые годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
С тех пор интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства неуклонно растет. Все больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом. Проводятся фестивали и конкурсы. Первый фестиваль прошел в 1997 году. Он показал, как много людей увлечены художественным лоскутным творчеством, как разнообразны и самобытны работы мастеров.
7-я ученица. А теперь о традиционном лоскутном шитье.
Необходимо различать современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах, и подлинно народное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях, селах и малых городах России.
Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX веке, когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.
Богатейший опыт народных мастериц - русских крестьянок - лежит в основе творчества многих современных мастеров лоскутного шитья, служит источником выработки новых приемов создания лоскутных одеял, покрывал, различных ковриков.
Традиционные изделия из лоскутов отличаются разнообразием фактур и способов изготовления.
Наиболее оригинальный прием в лоскутном шитье - нашивание на основу мелко нарезанных лоскутков. Необработанные цветные лоскутки располагают очень плотно друг к другу и прикрепляются к основе в середине лоскута вручную или машинной строчкой. Этот прием позволяет достичь объемности, фактурности полотна.
В рисунке лоскутной мозаики традиционных изделий, как правило, присутствуют детали в форме полоски, квадрата, треугольника, то есть тех фигур, которые могли быть выпадами от прямого кроя русского костюма.
К общим отличительным признакам русского лоскутного шитья можно отнести: преобладание мажорного колорита, динамичность композиции. Характерен для русского лоскутного шитья орнамент полотна одеяла, собранного из отдельных фрагментов, близких по рисунку и размеру, но разнообразных по цвету.
6-я ученица. Ткань - наиболее распространенная разновидность текстиля, основа для шитья. От раскроя ткани при изготовлении швейных изделий остается много разноцветных узорчатых небольших кусочков ткани - лоскутов, которые являются прекрасным материалом для творчества.
В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшая в употреблении, и новая ткань. Из текстильных лоскутов делают одеяла, подушки, панно, салфетки, игрушки, сувениры. Лоскут используется в костюме в качестве декора. Детали одежды могут выполняться полностью из лоскутов или использоваться в качестве отделки.
Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, фактуре, толщине и плотности. Эти и другие различия тканей при изготовлении художественных изделий могут служить изобразительными средствами. Так, например, сочетание различных тканей (ситец, вельвет, бархат, атлас, мешковина) обогащают фактуру лоскутного полотна в целом, делают его более выразительным в художественном отношении.Особого внимания заслуживают цвет и рисунок ткани. При использовании в орнаментальном рисунке тканей разнообразных цветов можно достичь высокой степени декоративности лоскутного полотна. Цвет и рисунок ткани определяют узор лоскутков. В лоскутном творчестве используются гладкокрашеные ткани и узорные. Рисунок на ткани может быть крупным и мелким, плотным и разреженным, равномерно и неравномерно расположенным, растительным и геометрическим, четкого очертания и как бы размытым. Рисунок ткани может быть одноцветным и многоцветным и располагаться на разноцветных фонах. В одном небольшом лоскутке иногда можно насчитать до десятка различных цветов и оттенков.
Наиболее употребимы в лоскутном творчестве ткани с мелким растительным рисунком, занимающим все поле ткани. С крупным рисунком нужно быть осторожнее. Неудачно подобранный рисунок лоскута (например, резкие, контрастные линии крупного рисунка ткани) может нарушить композицию полотна. Ткани с ритмическим рисунком, такие как клетка и полоска, могут дать необычный декоративный эффект, если их применять осмотрительно.
Предпочтительнее использовать ткани плотных сочных цветов. Проигрывают в лоскутных изделиях большие фрагменты пастельных цветов, бельевые ткани с редким рисунком на светлом фоне.
Каждый лоскуток ткани - это отдельная система со своей цветоорнаментальной организацией. Чтобы соединить множество таких систем в единое целое, не получив при этом малохудожественный хаотичный беспорядок, чтобы добиться цельности, художественной выразительности изделия, необходимо обладать не только художественным вкусом, но и соответствующими знаниями. Знания закономерностей цветовых сочетаний, построений орнаментальных композиций помогут не допустить грубых ошибок в работе и добиться желаемых результатов.
7-я ученица. Гармония и колорит занимают в художественном лоскутном шитье важное место. В практике художественного лоскутного шитья необходимо добиваться, чтобы каждый цвет, взятый в сочетании с другими цветами, не выпадал, а создавал общее впечатление главного, основного тона. Все цвета лоскутного произведения должны быть связаны между собой. Богатство колорита не в пестроте, а в разнообразии оттенков и переходов цвета. Фон должен быть подчинен ведущему цвету композиции. Обдумывая будущее произведение, необходимо определить его ведущий цвет, а затем в нем искать все остальные оттенки. Цвет, колорит в лоскутном шитье играют решающую роль. Оригинальная композиция может быть испорчена неудачным подбором цветов. И наоборот, недостаточно выразительный рисунок можно усилить путем умелого подбора цветов.
Чтобы получить гармоничное сочетание цветов, необходимо соблюдать определенные закономерности. Гармония в цвете - это согласованность цвета, равновесие цветовых пятен. Гармоничность сочетаний часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в сопоставлении близких цветов, воспринимающихся как оттенки одного цвета. В подборе цветовых сочетаний существенную роль играет тональное соподчинение цветов, или колорит.
Колоритом называется взаимоотношение всех тонов и красок художественного произведения в смысле подчинения их общему тону. Колорит, в зависимости от преобладания определенных тонов, может быть светлым или темным, ярким или мрачным, бодрым, сдержанным, холодным или теплым. Колорит - это цветовой строй произведения. Колористическое единство всех элементов декоративной работы достигается с помощью цветовых контрастов или нюансов.
6-я ученица. Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение.
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов и архитектурных сооружений.
Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный.Все орнаменты условно можно разделить на изобразительные и геометрические.
К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В лоскутном шитье геометрический орнамент играет ведущую роль. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических или лекальных форм. Простые, лаконичные очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и многодетальные формы. Вот почему именно геометрический орнамент наиболее употребим в лоскутном шитье.
Один из основных путей создания геометрического орнамента - это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира: растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы). Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации и в конечном счете - геометризации.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической фигуры. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскости изображения, колористических решений форм в орнаменте.
В художественном творчестве с использованием текстильного лоскута в качестве изобразительного материала на стадии замысла, поиска орнаментального решения следует учитывать и использовать технологические возможности разнообразной работы с лоскутом. В наибольшей степени это относится к лоскутному шитью.
7-я ученица. Теперь о понятии композиция орнамента.
Композиция - составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Создание композиции из лоскутов ткани - это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета и взаиморасположение его частей.
Орнаментальная композиция - составление, построение, структура узора. К элементам орнаментальной композиции и одновременно его выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Говоря о закономерностях орнаментальной композиции, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорциям и пропорциональным отношениям в любом искусстве принадлежит определяющая роль. Без верно выбранных пропорций не может быть художественного произведения.
Пропорции - это соразмерность элементов в отношении к целому и один к другому, придающая изделию или орнаменту эстетическую выразительность и гармоническую завершенность.
6-я ученица. Понятие о техниках лоскутного шитья.
В лоскутном шитье существуют различные технологические способы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм. Особо следует выделить способы создания различных фактур лоскутных полотен. Эти способы разнообразны, довольно просты в исполнении и придают изделию необыкновенную декоративную выразительность. Наибольший эффект достигается при сочетании в одном изделии различных техник.
Необходимо отметить, что для традиционного лоскутного шитья России характерно большей частью шитье вручную, без основы, пришивание лоскутов друг к другу внахлест швом поверху, использование неодинаковых по размеру деталей.
Сочетание технологичности и художественности с опорой на национальные традиции - такая тенденция наметилась в лоскутном шитье в последние годы. Причем технологические способы и приемы зачастую используются и как средство декоративной выразительности.
Многие рисунки в лоскутной мозаике имеют названия, придуманные художниками, мастерами лоскутного шитья. В традиционном крестьянском шитье таких названий немного. На Руси шили лоскутные полотна, используя в основном такие формы деталей рисунка, как полоска и треугольник. И называлось это «шить шпалами» и «уголками». В современном лоскутном шитье существует большое разнообразие рисунков, орнаментов,
зачастую имеющих сложную геометрию, состоящих из деталей различных форм и размеров.
7-я ученица. Я хочу рассказать вам историю о вышивке. Императрица Екатерина II скучала. Перед императрицей сидела робкая, некрасивая, но милая девушка в обычном русском сарафане и вышивала. Игла с ниткой сновала по голубому бархату. Рядом лежали готовые куски материи с вышитыми тюльпанами, путаницей трав и звездами, похожими на снежинки.
Екатерина чуть скосила глаза. Она не торопилась разглядывать узор: пусть мастерица закончит. А девушка создавала чудо из чудес. По голубому бархату раскинулся удивительный узор. Тюльпаны, которые Екатерина успела заметить, скосив глаза, теперь превратились в сказочный золотой цветник. Золотые травы, казавшиеся запутанными, получили свой строй, как задушевная песня. А звезды - большие и малые - тысяча звезд - образовали вечернее небо. Они мерцали и переливались далеким голубовато-золотым огнем. Шитое платье понравилось императрице. Екатерина отметила платье, вышитое скромной торжокской девушкой.
Но когда пришло время отпускать мастерицу обратно в тверские земли, в город Торжок, Екатерина чуть скривила губы: «Ты сотворила красивую вышивку, хотя сама ты некрасивая. Я хочу наградить тебя». Она протянула горсть больших серебряных рублей со своим изображением. Едва девушка из Торжка покинула дворец, Екатерина II распорядилась: «Красивую вышивку должны выполнять красивые мастерицы. Разве нет на Руси красавиц? Надо их послать в Торжок». С разных концов России в Торжок направили красивых крестьянских девушек- вышивалыциц. Многие плакали, расставаясь с близкими, но ослушаться не смели.
Суть этой истории в том, что вышивку создают не только некрасивые девушки, но и красавицы могут быть рукодельницами. Недаром говорится в пословице: «С красивого лица воду не пить», а Достоевский говорил: «Красота спасет мир».
8-я ученица. А теперь послушайте, в каких областях занимались росписью, в каком веке этот вид росписи появился и в чем отличие этой вышивки от других.
Народная вышивка русского Севера, куда входят Архангельская, Новгородская, Псковская, Ленинградская области, отличается большим разнообразием орнаментальных мотивов и технических приемов исполнения узора. Наибольшее распространение в прошлом имели счетные швы, которые тесно связаны со структурой ткани. Шов «роспись» имел в XIX в. наибольшее распространение на Севере. У него были разные названия: полукрест, двусторонний шов, досюлъный (старинный шов). В геометрическом орнаменте северных вышивок предпочтение отдавалось крупным формам. Главную роль играл ромб в разнообразных сочетаниях. В далеком прошлом, в период возникновения и развития земледелия и связанных с ними культов, ромб у древних славян был наделен многозначной символикой. Он являлся в те далекие времена знаком солнца, огня, плодородия и возрожденной жизни. По древним воззрениям славян, эти знаки- символы, размещенные на определенных местах одежды или на других предметах быта, предохраняли человека от враждебных сил природы и способствовали благополучному течению жизни. Другие геометрические формы имели свою смысловую значимость.
Позднее прямое смысловое значение этих мотивов было забыто, но, по традиции, их изображали как доброжелательные знаки. Так, геометрические формы становятся основой для развития орнаментальной композиции. Постепенно, в течение нескольких столетий шло формирование орнамента геометрического характера. Но по-прежнему основным оставался ромб.
Кроме геометрических мотивов в народной вышивке XVIII— XIX веков широко было распространено изображение цветов, кустов и деревьев. Растительный узор мастерицы нередко сочетали с фигурами птиц, зверей.
В вышивках, выполненных швом «роспись», растительные мотивы обычно располагали в ряд и они получались симметричными, строго линейных очертаний. В них указывается изображение пушистых прозрачных елочек, лиственных деревьев с мощными стволами и раскидистыми ветвями.
9-я ученица. Немного о шве «роспись».
Шов «полукрест» или «роспись» может выполняться в виде небольшой узкой полоски.
Этот шов двусторонний. Узор, выполненный на лицевой стороне, повторится на изнаночной; он строится из прямых, вертикальных и диагональных стежков.Шов «роспись» выполняют двукратным движением иглы с рабочей ниткой по всему узору.
Сначала швом «вперед иголку» надо обвести контур узора, выполнить по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура, затем движением иглы в обратном направлении заполнить пропущенные места и детали узора, расположенные внутри контура.
Узор получится четким, если все прямые стежки будут одинаковой длины. А между стежками не будет просветов ткани и рабочая нитка не закроет дважды один и тот же интервал.
Ведущая. Как много интересного и познавательного мы сегодня услышали на наших посиделках! Мы познакомились с одним из видов счетной вышивки - швом «роспись», очень много узнали о лоскутном шитье, сшили юбку-поневу, научились правильно пришивать отделочную тесьму. Прослушали истории, сказки, рассказы! А теперь я предлагаю немного поиграть!
Игра «Пестрый котел». Записки с вопросами находятся в котле. Каждая из вас берет записку, зачитывает вопрос и отвечает на него.
Вопросы
Для чего украшали поневу в старину?
Как украшали поневу пожилые женщины?
Как создавали тесьму россиянки до XX века?
Как украсить юбки можно сейчас?
На каком расстоянии прокладывают строчку от края тесьмы?
Сколько строчек надо сделать, присоединяя «вьюнчик»?
Иглы для вышивания должны быть короткие с удлиненным ушком? (Да.)
Для вышивки на тонких тканях применяют более толстые иглы? (Нет.)
Наперсток предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань? (Да.)
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации? (Да.)
Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с правой стороны? (Нет.)
Во время работы надо следить, чтобы грудь была сжата? (Нет.)
Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30 см? (Да.)
Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спинку? (Да.)
Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая сверху пялец? (Да.)
По окончании работы иглу необходимо вколоть в одежду? (Нет.)
При выполнения какого шва используют термин «сметать»? (Стачной.)
С какой стороны должен падать свет на рабочее место? (Слева, сверху.)
При выполнении какого шва используют термин «разутюжить»? (Стачной.)
При выполнении шва что мы делаем в начале и в конце строчки? (Закрепку.)
Какую отделку можно применить при шитье юбки? (Тесьму.)
Какая бывает понева? (Глухая и распашная.)
Раньше вместо резинки на юбке-поневе использовали шнурок. Как он назывался? (Гашник.)
На каком расстоянии мы сметывали швы? (1 см.)
Чтобы боковые срезы у юбки не осыпались, что с ними делают? (Обметывают.)
Зарисовать графическое изображение стачного шва вразутюжку. ()