Внеклассное мероприятие Народные посиделки У самовара (1-4 класс)


Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.
Народные посиделки «У самовара».
Цели и задачи:
освоение учащимися нравственных ценностей народа;
приобщение детей к народному творчеству;
активизация познавательных интересов учащихся;
привитие уважения и любви к народным традициям.
Оборудование: самовар, баранки на верёвочке, свинка Ненила с поросёнком (рисунок или игрушки), подушка, глиняная посуда, молоток деревянный, кнут, нарисованная куриная голова на палочке, скатерть, чашки, чай., фонограммы частушек.
Ход классного часа.
(Звучат «Лирические попевки» А. Шалаева из цикла «Детский русский фольклор»).
Учитель: Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Вместо «устное народное творчество» иногда говорят «фольклор», что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание».
Какие виды и жанры произведений фольклора вы можете назвать? (ответы учащихся).
Учитель: Сказки, легенды, былины помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют её сжатость и мудрость. Давайте будем изучать и сохранять народное творчество.
Сегодня наш классный час пройдёт в форме народных посиделок.
Девочка - солистка: Я иду, иду, иду
Самовар в руках несу,
Прибауточки пою.
Свинка Ненила сыночка хвалила:
То - то хорошенький,
То - то пригоженький:
Ходит бочком, уши торчком,
Хвостик крючком, нос пятачком.
1 мальчик: О, качи, качи, качи,
Приехали торгачи, продавали калачи. Прибежал мальчишка, схватил калачишко.
Я не тятькин сын, я не мамкин сын,
Я на ёлке рос, меня ветер снёс.
Я упал на пенёк, стал кудрявый паренёк!
2 мальчик: Стучит, бренчит на улице,
Фома едет на курице.
Тимошка на кошке - туда же по дорожке.
Куда, Фома едешь, куда погоняешь?
Сено косить.
На что тебе сено?
Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
-Молоко доить.
-На что тебе молоко?
-Ребяток поить.
Все: Ой, чай, крепкий чай.
Пейте чай-чаечек,
Чтобы радость приносил
Каждый день-денёчек!
1 мальчик: Чай пить – не дрова рубить!
2 мальчик: У самовара не скучаем,
Разговор ведем за чаем!
1 инсценировка.
Мама: Вставай, Дунюшка, уже день занимается!
Дунюшка: Пусть занимается, у него до вечера много дел!
(лениво)
Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!
Дунюшка: Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!
Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова!
Дунюшка: А я уж, матушка, за столом сижу!
2 инсценировка.
1 мальчик и
2 мальчик: -Скажи: медь.- Скажи: двести.
-Медь.- Двести.
-Твой отец – медведь!- Голова в тесте!
Все: Ой, чай, крепкий чай!
Пейте чай-чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день-денёчек!
3 инсценировка «Про Фому и про Ерёму».
1 девочка: Уж как жили-то два брата – Ерёма да Фома.
2 девочка: Что Ерёма, что Фома – два удалых молодца!
Ерёма: Пора, брат Фома, землю пахать, рожь засевать!
3 девочка: Ерёма-простота купил лошадь без хвоста!
4 девочка: А Фома-то-волокита купил лошадь без копыта!
5 девочка: У Ерёмы-то гнедая, у Фомы-то вороная.
6 девочка: Вот Ерёмина не едет, у Фомы-то не везёт!
Фома: Эх, бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло!
Ерёма: Давай-ка, брат Фома, лучше деньги ковать!
1 девочка: Вот Ерёма стал ковать, а Фома-то поддувать!
2 девочка: У Фомы-то не дует, у Ерёмы не куёт!
Все девочки: Ах, Фома да Ерёма,
Сидели бы дома,
Строгали бы стружки,
Ребячьи игрушки!
Фома: Эх, бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло!
Ерёма: А давай-ка, брат Фома, по селеньям ходить
Да народ веселить!
Фома: Вы послушайте, ребята, моей сказки небогатой
От конька-горбунка, от медведя-плясуна:
(поёт)
По Заволжской улице едет кот на курице,
А лиса на петухе, а Ерёма на свинье!
Ерёма: Кто? Кто? Кто?
Фома: Дедушка Пыхто да бабушка Никто!
Девочки: Чепуха, чепуха, это просто враки.
И Ерёма, и Фома – мастера на враки!
Ерёма: Ехала деревня середь мужика.
Глядь, из-под собаки лают ворота.
(поёт)
Доктор едет на свинье, балалайка на спине,
А по Волге, по реке, плывёт Маша в решете.
(кланяется Фоме)
Тебе поклон прислала.
Фома: Кто?
Ерёма: Маша.
Фома: Какая Маша?
Ерёма: Маша, да не наша!
Девочки: Чепуха, чепуха, это просто враки.
И Ерёма, и Фома – мастера на враки!
Ерёма: Полно, красны девицы, попусту болтать.
Фома: Лучше, красны девицы, выйти и сплясать!
Солистка: У Федорки на задворке собралися тараторки.
Все: Шары-бары-растобары - тараторки.
6 девочка: Всех судили да рядили и о разном говорили:
Маша личиком красива,
Но сварлива и ленива,
Она любит наряжаться,
Но не любит умываться!
3 девочка: У неряхи-растеряхи Всё не этак и не так:
И рубашка нараспашку,
И без пуговиц пиджак!
Маша:Нет, я умница, я разумница.
Про то знает вся улица:
Петух да курица, кот да кошка,
Мой друг Ермошка, да я немножко!
(поёт частушки)
Выйду, выйду я плясать в новеньких ботинках.
Все ребята говорят, что я как картинка!

Земляничка-ягодка, мне не 22 годка,
Мне всего-то … лет, а от ребят отбоя нет!
Под весёлую гармошку много лет уже пою,
… лет уже пропела – ещё больше пропою!
Все: Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Ой, чай, крепкий чай.
Пейте чай-чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день-денёчек!
Мальчики: Чай с вареньем и лимоном,
С кренделями и поклоном.
Девочки: Он бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней!
Солистка: Станем, девицы, рядком
Да частушки пропоём!
Мальчики: Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!
Девочки:Мы - девчушки-хохотушки,
(поют частушки)Мы весёлые всегда.
Вам споём сейчас частушки
Да про школьные дела.
Ах, ах, ахоньки!
Наши парни махоньки.
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
Мальчики: Я с отличником дружу,
Помогать ему хожу,
Тихо рядом посижу,
А потом пример спишу!
Девочки: Мы мальчишкам заявили:
Вы нам больше не указ!
Сколько раз вы нас лупили,
Отделяемся от вас!
Мальчики: С Николаем-забиякой
Интересный случай был.
Он полез с девчонкой в драку
И по шее получил!
Девочки: Даже в Танин день рожденья
Юра по привычке
Таню вместо поздравленья
Дёрнул за косичку!
Все: Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай-чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день-денёчек!
Мальчики: Кто здоровым хочет быть,
Больше чая надо пить!
Мы за чаем не скучаем,
Вместе песни исполняем!
(Все поют русскую народную песню «А я по лугу…»)
Девочки: Хорошо чайку попить,
О том, о сём поговорить.
А теперь уж поздновато
И домой пора ребятам!
Все кланяются. Начинается чаепитие за столами.
Используемая литература:
1. Учебно-методический комплект «Классные часы» 1-4 классы. Издательство «Экзамен» Москва, 2011 г.
2. Пособие для родителей и педагогов «Детские частушки, шутки, прибаутки». «Академия развития» Ярославль, 1997 г.