Сценарий школьного конкурса чтецов Живая классика


СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
«Живая классика»
Автор сценария: Китаева О.П.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ д. Сарафаново
им. Героя России Ю.П.Яковлева
Школьный конкурс чтецов «Живая классика» проводится в рамках Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:
Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной прозы патриотической направленности, воспитание подрастающего
поколения в духе патриотизма;
Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;
Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;
Повышение общественного внимания к жанру художественного слова.
Участники смотра – конкурса:В конкурсе принимают участие учащиеся школы с 3 по 11 класс.
 Условия смотра-конкурса:
 Исполнители представляют законченный фрагмент любого литературного жанра, соответствующий тематике конкурса.
 Регламент выступления:
Длительность выступления до 5 минут.
 Подведение итогов конкурса
 Победители и участники конкурса награждаются грамотами.
1 Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости. Мы рады приветствовать вас на школьном этапе Всероссийского конкурса «Живая классика». Этот конкурс — соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей среди учащихся 3-11-х классов.
2 Ведущий: Наш конкурс хотелось бы начать со стихотворения Владимира Высоцкого «Книжкины дети», ведь цель его - повысить интерес детей к чтению книг не только современных авторов, но и бессмертных классиков.
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет —
Это — книга. Да здравствует книга!
Неустанных исканий залог,
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог —
Это — книга. Да здравствует книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок, —
Это — книга. Да здравствует книга!
1 Ведущий: Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим Максим Горький считал книгу.
2 Ведущий: Сегодня прочтут наизусть отрывки из литературных произведений 15 юных чтецов. Оценивать наших участников будет жюри в составе:
1)
2)
3)
Оценка выступления участника осуществляется по 10 – балльной шкале.
 1 Ведущий Открывает конкурсную программу произведение Любови Федоровны Воронковой. Она родилась 30 сентября 1906 г. в Москве. Позднее ее семья переселилась в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда. 2 Ведущий: Сказку Любови Воронковой «Маленький соколик» » прочитает ученица 3 класса Петунина Мария
 1 Ведущий: Сейчас мы услышим сказку Сергея Михалкова. Дети любят милые, яркие, добрые произведения писателя за тонкий юмор, которым они пронизаны.
2 Ведущий Многие дети любят притворяться, а почему так происходит? Ученица 3 класса Мартыновская Кристина прочитает сказку Сергея Михалкова «Заяц-симулянт».
1 Ведущий:  Когда люди краснеют или бледнеют? Бывало ли с вами такое? – Сегодня мы послушаем с вами рассказ о мальчике, который сначала покраснел, а потом побледнел. Рассказ Льва Толстого «Косточка» читает ученик 4 класса Колесник Павел
2 Ведущий:   Евгений  Чарушин – с детства любознательный, наблюдательный, любит и изучает природу, оберегает и охраняет её, понимает её, любит детей. Чарушин внимательный и смелый (в детстве он даже спасался от волчьей погони), пытливый и добрый, умный. Послушаем его произведение «Волчишко», которое нам прочитает ученица 4 класса Уразаева Виктория
1 Ведущий: Теперь вспомним о тяжёлых годах ВОВ. Блокада Ленинграда. «Хлеба давали очень мало, мы почти всегда были голодными, - вспоминает очевидец тех событий мальчик Володя. – Этот случай произошел со мной на самом деле». Послушаем ученицу 5 класса Морозову Владиславу. Она прочитает отрывок из рассказа Владимира Блинова «Хлебная карточка»
2 Ведущий: Отрывок из произведения Ирины Антоновой «Тайна гранатовых зерен» читает ученица 5 класса Батюкова Кристина
1 Ведущий: Роберт Льюис Стивенсон - английский писатель шотландского происхождения, признанный мастер приключенческого жанра.
Однажды, играя со своим пасынком Ллойдом, Стивенсон нарисовал карту острова. «Как называется эта земля?» - спросил мальчик. «Остров сокровищ»,- не задумываясь, ответил автор, даже не подозревая, что он начал создавать свой знаменитый роман.
Каждый день семья собиралась за одним столом, чтобы послушать новые разделы будущей книги: про пиратов, карту и сокровища, о бунте и заброшенном корабле, сквайра Трелони и доктора, и повара на одной ноге. И члены семьи Стивенсона не были пассивными слушателями: они придумывали новые приключения, подсказывали имена героев и названия местности. Отец писателя составил список вещей, что находился в сундуке «морского волка». А Ллойд был первым критиком и редактором «Острова сокровищ».
2 Ведущий: Представить себя корабельным юнгой из книги Стивенсона «Остров сокровищ» попытается ученик 6 класса Пономарев Владимир.
1 Ведущий: 1754 год. Барон Мюнхгаузен любит посещать соседний город Геттингем. Вечерами барона можно встретить в одном из трактиров, где собираются преподаватели и студенты Геттингемского университета. Известно описание впечатлений от встречи с Бароном: «Обычно Мюнхгаузен начинал рассказывать после сытного ужина. С каждой минутой рассказа он жестикулировал все выразительнее, лицо его все более оживлялось, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии». Эти удивительные истории посчастливилось услышать Рудольфу Эриху Распе, ставшему автором знаменитой книги о приключениях Барона Мюнхгаузена.
2 Ведущий: Послушайте отрывок из произведения Рудольфа Эриха Распе « Барон Мюнхгаузен»» в исполнении ученицы 6 класса Христюк Надежды
1 Ведущий: Произведения Михаила Зощенко были доступны и понятны простому читателю, потому что все его герои показаны с юмором.

2 Ведущий: Это милая история о том, как ни мама, ни доктор не могли понять, почему падал вполне здоровый ребёнок Петя. А объяснил всё совсем маленький мальчик Коля, который оказался мудрее невнимательных взрослых. Этот рассказ учит, что в глупую историю самостоятельный человек попадает реже, чем несамостоятельный и беспомощный. Рассказ Михаила Зощенко «Глупая история» прочитает ученик 7 класса Галимжанов Вадим.
.
1 Ведущий: По рассказам нежинских соучеников Николай Васильевич Гоголь еще в школьные годы никогда не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему, и если нечего было дать, то всегда говорил: "Извините". Однажды ему даже случилось остаться в долгу у одной нищенки. На ее слова: "Подайте Христа ради" он ответил: "Сочтите за мной". И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, добавив при этом: "Тут и долг мой".
 2 ведущий: Совершенно иначе отнесся к нищему герой рассказа Гоголя «Нищий» присяжный поверенный Скворцов . Он пригласил нищего к себе домой и каждый раз заставлял его работать за скромную плату. Скворцов думал, что делает добро для нищего, помогает ему стать на другой путь. Спустя два года наш Скворцов и бывший нищий встречаются. Что было дальше, расскажет ученица 8 класса Гребенщикова Ксения
 1 ведущий: Человеку для счастья в жизни нужен кто-то ещё. При этом он обречён на одиночество – в какие-то моменты он неизбежно остаётся один, со своими проблемами. Такой момент настал для героя рассказа Валентина Распутина «Мама куда-то ушла». Отрывок из произведения Распутина читает ученица 8 класса Волкова Анна
2 Ведущий: Дорогами войны прошагал известный русский писатель, поэт, публицист Константин Михайлович Симонов. Как военный корреспондент, побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Излюбленным жанром публицистов военных лет был военный очерк. Это короткий рассказ на военную тему, написанный с натуры. Давайте послушаем маленький очерк Константина Симонова, который называется «Свеча». Читает ученица 9 класса Валежанина Наталья
1 Ведущий: А.П.Чехов, по воспоминаниям современников, был человеком, жизнь которого заполнялась упорным трудом. Он был сострадательным к людям, боялся лжи, был чистосердечным, мягким, вежливым, воспитанным человеком. Чехов всегда был готов помочь людям.
2 Ведущий: Он лечил больных, работая врачом. Но лечить души людей оказалось более трудным и более важным делом. Чехов не мог не стать писателем! В его пьесах и рассказах мы видим жизнь простых людей, повседневный быт. Послушайте рассказ Чехова «Глупый француз» в исполнении ученика 9 класса Черкасова Владислава
1 Ведущий: Владимир Крупин обладает даром - писать много в малом. В рассказ, занимающий всего страницу, он может вложить такой огромный смысл, что завидуешь его мастерству. В его произведениях нет ни одного лишнего предложения, ни одного лишнего слова. Рассказы его учат многому, но главная идея в них - любовь, любовь к женщине, Родине, к природе, ко всему живому.
Сегодня мы познакомимся с миниатюрой "Сбрось мешок!"Прочитает ее нам ученица 10 класса Тарелкина Алина
2 Ведущий: «Матиас Шандор» — фантастический роман HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%8E%D0%BB%D1%8C_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD" \o "Жюль Верн"Жюля Верна, написанный в 1885 году. Роман повествует о приключениях главного героя, борца за независимость родной Венгрии графа Матиаса Шандора. Отрывок из романа Жюля Верна «Матиас Шандор» прочитает ученица 11 класса Курбатова Елена
 1 Ведущий: Наша конкурсная программа подошла к завершению.
Но огонь звучащего Слова – не погас.
 2 Ведущий: Мы хотим, чтобы жюри оценило наш пыл и старания и сохранило в своих душах частичку огня наших сердец! Просим жюри подвести итоги.
1 Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы. Мы поиграем.
БЛИЦВОПРОСЫ.
1.     Птичка, которую спасла Дюймовочка? (Ласточка)
2.     Меленькая танцовщица из сказки «Три толстяка»? (Суок)
3.     Кто написал стихотворение «Дядя Стёпа»? (Михалков)
4.     На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейной)
5.     Друг крокодила Гены? (Чебурашка)
6.     На чём летал Мюнхаузен на Луну? (На пушечном ядре)
7.     Кто говорит на всех языках? (Эхо)
8.     Кто автор сказки «Курочка Ряба»? (Народ)
9.     Кто из героев детской сказки считал себя лучшим в мире специалистом по привидениям? (Карлсон)
10.   Герой русских народных кукольных представлений? (Петрушка)
11.   Русская народная сказка про  общежитие? (Теремок)
12.     Кличка телёнка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Гаврюша)
13.   Что ты попросил бы у Буратино? (Золотой ключик)
14.   Кто автор строк «Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана»? (М.Ю. Лермонтов)
2 Ведущий: Встреча с книгой, что с другом,Для всех словно праздник,А для детской душиЭто нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,Былин и преданийВ мир жизни реальной,Мир науки и знаний.
Книги учат детейВсем премудростям жизни –Как быть Человеком,И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжиВсе должны отличать,Как бороться с врагомИ как зло побеждать.
Книги им помогаютКрасоту постигать,Как прекрасное видеть,Как его передать,
Как его передать,И как в малом увидетьБольшое значенье,И как в жизни найтиЗолотое сеченье.
Мудрость книжных страниц –Это жизни урокиО дне предстоящем,И о наших истоках.
Они их побуждаютМечтать о высоком,О будущем думать –О потомках далеких.
В книгах знания, свет,В книгах память веков,В книгах мудрость людей –Наших дедов, отцов.
Нам без книг, как без хлеба,Даже дня не прожить.Так давайте же будемИх беречь и любить.
1 Ведущий: Просим жюри огласить результаты конкурса