Урок по теме Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах


ТаKырып: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
МаKсаты:
Познакомить учащихся с опытными фактами, позволяющими им высказать гипотезу о том, что молекулы всех веществ находятся в непрерывном движении. На основе жизненных ситуаций и результатов опытов ознакомить учащихся с явлением диффузии, а также сформулировать определение этого явления. Закрепить умения и навыки самостоятельности при изучении нового материала, раскрыть экологические вопросы данной темы.
Продолжить формирование умений делать выводы и обобщения.
Воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.

К™рнекіліктер: учебники, доп. Литература А.И. Семке “ Нестандарт- ные задачи по физике”,раздаточный материал, мензурки(25шт), вода, наглядность, фрукты, марганцовка и туалетная вода.

СабаKтыS т_рі: Самостоятельная работа по изучению нового материала.
СабаKтыS ‰дісі:наглядно- иллюстративный

Эпиграф: “ Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта”
Кант Имануил.

СабаKтыS жоспары:
Организационный момент -3 мин.
Повторение изученного материала - 4 мин.
Подготовка к изучению нового материала -3 мин
Самостоятельное изучение темы- 10мин
Работа с опытами – 15мин.
Закрепление (тест) - 8мин
Итог урока (рефлексия)-2мин

СабаKтыS барысы:
1(3)- С‰лемдесу, отырCызу. Постановка темы, цели и плана урока.
- Здравствуйте, ребята. Какое ваше настроение? Настроение хорошее. Давайте поделимся своим настроением друг с другом. Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему, поделитесь с ним своим хорошим настроением. Пожелаем друг другу успехов. Итак, откройте тетради, запишите число, тему урока - Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Сегодня на уроке вы должны познакомиться понятиями “диффузия”, “диффундировать”; научиться выявлять сущность явления: зависимость диффузии от агрегатных состояний вещества, температуры вещества; анализировать в ходе эксперимента, на его основе формулиро-
вать логические выводы. План урока: мы повторим изученный вами ранее материал, изучим новый материал и закрепим через эксперимент, выполним проверочный тест.
2(4)- Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас. Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно.
На одном из прошлых уроках вы высказали гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц.
На доске: - Что такое молекула?
–Из чего состоят молекулы?
-Как движутся молекулы движутся?
Давайте сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, и если она подтвердиться вновь, то попытаемся узнать что-нибудь еще о молекулах, (см приложение1).
Ключ к самопроверке:
Молекула - это мельчайшая частица вещества, характеризующая его свойства.
Молекулы состоят из атомов.
Молекулы движутся непрерывно, хаотично.

3(3) - Как вы думаете, как себя ведут молекулы в веществе? Например, в газах, жидкостях и твердых телах?
- Внесем “Черный ящик» (в ящике находиться дольки апельсина). Что в “черном ящике”? Что помогло нам ответить на этот вопрос? ( Варианты ответов учащихся).

4 (10)-Перед вами ряд вопросов, на которые вам нужно ответить, после, того как самостоятельно изучите материал. Время вам эту работу 10 мин.
ВОПРОСЫ: Почему пахнет апельсин?
Что такое диффузия?
Причины возникновения диффузии?
От чего зависит процесс протекания диффузии?
Каково значение диффузии? (положительное и отрицательное)
В каком веществе диффузия протекает быстрее?
Как можно ускорить диффузию в твердых телах?
Чем объясняется распространение в воздухе запахов бензина, дыма, духов?

5(15) - А теперь задание “ Веришь – не веришь» (см. приложение 2). Устная работа, если вы верите в справедливость этого утверждения - скажите ДА, а если не верите, то НЕТ.

Приложение №2
Проснувшись, дети почувствовали терпкий запах хвои и мандарина. Наконец наступил Новый год! ДА
Бросив кусочек сахара в горячий чай, Петя тщательно размешал его. Но, покушав напиток, сладости он не обнаружил. НЕТ
Пролив на белую блузку вишневый сок, Таня оставалась спокойной. Блузка оставалась белоснежной. НЕТ
Диффузию в металлах можно значительно ускорить, если расплавить металлы. ДА.
Большинство клопов, божьи коровки, некоторые листоеды используют для своей защиты резкие запахи. Запах от клопов отвратительный, а божьи коровки выделяют желтую пахучую ядовитую жидкость. ДА

- Как вы сможете ответить на поставленные вопросы?
-У вас на столах находятся:
а) эксперимент№1 (переливание воды с одного стакана в другой), раствор с марганцовкой.
б) эксперимент №2 (опыт с туалетной водой)

в) эксперимент №3 (сплав золота с оловом) – рассказ детей

г) работа по картинкам (клубника; гуси, продукты питания, тесто - дрожжи, овощами, запуск космического корабля, фрукты.


6(8)- Для закрепления нового материала, вы сейчас выполним тестирование. Результаты проверим сразу и оценки вы ставите себе в дневники.
1 вариант:1в: 2г: 3в: 4в: 5а: 6в: 7в: 8в:
2 вариант: 1в, 2б, 3б,4г, 5г 6а, 7в, 8а


7(2)- итог урока + рефлексия
-Что происходило сегодня на уроках?
-Что вам больше всего понравилось?
- Чему научился? - Что уже знал?
Д/з: стр. 48-51 задание 6 + вопросы (15)
- Оценки за урок .






15