Мастер-класс Тема: «Толерантность — принцип взаимодействия между людьми»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» с.Юмагузино муниципального района Кугарчинский район
Республики Башкортостан
Мастер-класс Тема: «Толерантность - принцип взаимодействия между людьми»
Составитель: Латыпова Гульназ Мухаметвалиевна,
заведующий МАДОУ детский сад «Солнышко» с.Юмагузино
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне?  (Нет или да)
Деток вы любите? (Да или нет)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)
Я вас понимаю..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне?  (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете?  (Нет или да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс

Уважать каждого воспитанника, видеть в нем личность это сложная работа ума и сердца воспитателя, педагога. Педагог - это душа процесса образования. Как душа дает телу необходимую жизненную энергию, так и воспитатель, педагог дает воспитанникам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы сотрудничества в группе, детском саду. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми воспитателями, поэтому толерантность является одной из основных компетенций педагога. Если педагог толерантен, уверен, открыт, не директивен, доброжелателен, выступает по отношению к обучающемуся в роли наставника, помощника, он будет оказывать позитивное влияние на других. Перефразируем известное высказывание «Дети любят отраженной любовью» в актуальное для нас: «Дети ведут себя так, как ведем себя мы».
Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Задачи:                          
-ознакомление с понятием «толерантности»;
-показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны;
-создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения;
- осознание педагогом своей индивидуальности, принятие себя как уникальной личности.
Оборудование: листы цветной и белой бумаги, шкатулка, зеркало, салфетки, индивидуальный набор для творчества (клей, ножницы, простой карандаш).
Мы – разные
На огромном белом свете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.
У одних – большие ушки,
У других – кругом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Кто-то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить,
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить
-Уважаемые коллеги, я попрошу вас помочь мне и приглашаю пятерых ко мне за столы.
-У вас на столах лежат салфетки, я попрошу вас слушать меня внимательно и делать то, о чем я буду Вас просить.  
Упражнение «Салфетки». Сложите салфетку пополам, оторвите правый верхний угол, снова сложите салфетку и повторите процедуру еще раз. Спасибо, разверните получившуюся салфетку.
Первоначально у всех салфетки были совершенно одинаковые, и каждый выполнял одни и те же действия, но, тем не менее, узор у всех получился разный. Почему так получилось? (После обсуждения.) Потому что вы все разные, не похожи друг на друга, каждый из вас уникален.
Каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других. (Звучит музыка, звучит притча).
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.  И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже. Как порой нам не хватает таких простых понятий ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ, ПРОЩЕНИЯ.
Вы, согласны?
-А теперь я каждому из вас раздам грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем соберу в общую кучу и перемешаю (для усложнения добавлю еще орехов). Каждый должен найти свой орех.
А теперь я спрошу у вас, как он определил свой орех.
(обсуждение)
-Сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и ранимое.
Упражнение “Волшебное озеро”.
-А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)
-Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?
- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относится к окружающим, принимать других такими, какие они есть.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу – это и будет проявлением толерантности. Я предлагаю, Вам, закончить наш мастер-класс совместной работой «Созданием дерева толерантности». У каждого есть индивидуальный набор необходимый для этого. Техника выполнения нашей работы называется квиллинг (скручивание бумаги). Возьмем белый лист бумаги, он чистый как наши детки, которые попадают к нам в детские сады из маминых рук в наши. А вот полоски гофрированной бумаги на концах, которых скручиваем жгутики - это наши листочки, будущая крона дерева. Наши листочки разного цвета, размера, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники разные по характеру, по традициям, по интересам, по поведению они и есть «наши листочки», наша крона, наклеиваем их. Берем лист коричневого цвета, обводим каждый свою ладошку с запястьем - это будет наше дерево, наклеиваем на крону. Посмотрите, что у нас получилось? Все наши «детки-листочки» согреты нашими руками. Именно в наших детских садах мы должны научить наших детей быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ. Спасибо за внимание и в заключении мне бы хотелось закончить словами Фредерика Саломона Перлза:
«Я желаю себе и другим»
Мяч передаётся по кругу. Кто держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу. Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, печально.
Пожалуйста, помните всегда эти слова. Пусть сделанные вашими руками «деревья» останутся напоминанием Вам о толерантности, как об одном из важнейших принципов человеческого общения и взаимодействия.
(эти советы можно просто раздать всем в конце распечатав на цветных бумагах в красивой форме).