Статья Использование элементов занимательности при изучении орфографии

Использование элементов занимательности при изучении орфографии на уроках русского языка

Коммуникативная направленность школьного курса русского языка является приоритетной в ныне действующих программах (как для одиннадцатилетней, так и для двенадцатилетней школы). Однако нам с вами далеко не всегда удается гармонично совместить в ходе урока овладение теорией языка, отработку правописных умений и совершенствование коммуникативной компетенции. Иногда на это просто не хватает времени.
Всё это побуждает искать более интенсивные методы и формы работы над грамматикой и орфографией, чтобы быстрее достигать необходимого уровня лингвистических знаний и правописных умений, а оставшееся время посвящать повышению коммуникативной культуры учащихся.
Упражнения, облечённые в занимательную форму, позволяют избежать дублирование задания, дают возможность по-новому преподнести уже знакомый школьникам программный материал, а ребята получают своеобразный эмоциональный заряд, что позволит несколько разрядить «атмосферу орфографического террора» (С.Г. Бархударов). Напомню, ученикам необходимо запомнить большой объём орфографического (71 правило) материала.
Многие учителя давно уже играют с детьми. Игры на уроке приветствуются и рекомендуются. Л. В. Петрановская предлагает следующую их классификацию: учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые, творческое задание. Наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний, - учебные. Это могут быть «Проверки», «Мнемоника», «Насыщенный текст», «Антидиктант» и др.
В любом возрасте интересна для детей игра «Мнемоника». Суть игры в следующем: всякий раз, когда работа с очередной темой требует механического запоминания чего-либо (исключений, списка слов, сложных терминов), объявляется конкурс на лучший мнемонический приём, позволяющий запомнить то, что необходимо. Это могут быть стихи, рисунки, афоризмы, зрительные образы, аллегории, ассоциации – что угодно.
Через несколько дней после объявления конкурса подводятся итоги.
Со старшеклассниками можно проводить конкурс по номинациям: зрительное запоминание, слуховое, образное. Для этого сначала нужно рассказать об основах теории запоминания. Пусть каждый путем экспериментов установит, память какого типа развита у него лучше и старается использовать подходящие мнемонические приёмы. Это очень пригодится в дальнейшей жизни.
Мнемоника как искусство возникла в Древней Греции. По легенде, её изобрёл поэт Симонид. Многочисленные пособия по занимательной грамматике предлагают различные формы мнемотехнической поддержки в виде условных предложений или сочетаний слов, шуток, слов-ассоциаций, но чаще - в виде рифмовок.
Рифмованные алгоритмы (мнемотехника) использует Т.Л. Фролова для запоминания орфограмм в технологии интенсивного изучения норм правописания.
В рифмовках этого типа непременным условием является удержание с помощью рифмы результата проверки:
В существительных на –ция
Мы всегда напишем –ия.
И под корнем, посмотри:
Тоже пишем букву –и.
А в концовке –цын, - цый, - цы
Пишем только букву –ы.
Нет необходимости задавать детям учить рифмовки наизусть. Многолетний опыт использования мнемотехнических приёмов показывает, что, как правило, ученики сами, без указания учителя, запоминают лаконичные рифмовки, удобные в применении, позволяющие надёжно удержать в памяти порядок применения правила и оперативно выбрать нужный вариант написания.
Мотивация для освоения такой мнемотехнической поддержки достаточно высока, поэтому рифмовки остаются в памяти без особых усилий.
Вот некоторые из рифмовок, которые помогут на уроке.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
А волшебная фраза «Фока, хочешь поесть щец?» поможет напомнить глухие согласные.
Когда-то в детской передаче «Радионяня» о значении приставок пре- и при- пелось так:
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при-, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело -
Пишем мы при-, говоря обо всём,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорел – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-.
При- или пре- ? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный – достанет до крыши рукой,
Прежадный – не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой» -
Пре- мы напишем при этом.
Активизирует мыслительную деятельность школьников также загадки - шутки, скороговорки, чайнворды, кроссворды, грамматическое лото. Вот какие загадки- шутки могут быть предложены при изучении темы «Предлог»:
Почему такие вопросы звучат двусмысленно, ставят в тупик отвечающего?

За чем язык во рту?
За чем вода в стакане?
По чему самолёты летают?
За чем прячется солнце, когда идёт дождь?
От чего утки плавают?
По чему ходят одни люди в ботинках, а другие в сапогах?
Миша читает приключенческую повесть. Ему встретилось такое место в книге: «Три месяца находился узник в сыром и мрачном подвале. В пищу давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей».
Откуда же там взялись кости? – думает Миша. Потом он сообразил, что во всем виноват корректор, который допустил в тексте ошибку. Вы догадались какую? (Узник ел хлеб с ухой.)
Слушайте шутливое выражение: «Не вертись с подносом у меня под носом». Какие слова обыграны в этом предложении? Почему это оказалось возможным? Или «Перед каким из созвучных слов стоит предлог, а в каком есть приставка?»

Лексическая эстафета.
Учитель называет лексическое значение, один из игроков определяет, к какому слову оно относится, указывает в нем изученную орфограмму и объясняет условия выбора букв.
Плод дуба – (жёлудь). 2. Лёгкая скользящая ткань – (шёлк).3. Имя лучшего друга Винни-Пуха – (Пятачок).4. Маленькая рубашка - (рубашонка).5. Человек, лишённый свободы – (заключенный).6. Человек, управляющий оркестром – (дирижёр). 7.Один из вариантов аттестации, форма проверки знаний – (зачёт).8. Сыпучее средство для стирки – (порошок).

Разгадывание кроссворда.
Застывшая масса какао с сахаром (шоколад).
Глухой, обычно тихий звук от трения, лёгкого прикосновения с чем-нибудь; шуршание (шорох).
Род коротких брюк. (шорты).
Человек с чрезмерным аппетитом. (обжора).
Грязное и тесное, ветхое жильё. (трущоба).
Место соединения сшитых кусков ткани или кожи. (шов)
Артист цирка, подбрасывающий и ловящий несколько предметов .(жонглёр)
Травянистое растение с крупными соцветиями, нижние мясистые части которого идут в пищу.(артишок)
Род сильного потрясения.(шок)

 
 
1
 
 
 
 
 
 

 
 
2
 
 
 
 
 
 

3
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
4
 
 
 
 
 
 

5
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
6
 
 
 
 
 
 

 
 
7
 
 
 
 
 
 

 
8
 
 
 
 
 
 
 

 
 
9
 
 
 
 
 
 


Какое слово можно прочитать в выделенных вертикальных клеточках? (крыжовник). Что оно обозначает? (Колючий кустарник с ягодами янтарно-зелёного цвета)
Что объединяет слова в этом кроссворде? (все отгаданные слова – имена существительные, в корне которых пишется О).

Решение ребуса.
Заменить цифры частями
· слов или части слов цифрами следующих примерах:
1.100 лб,3 умф,100 ляр
2. Прежде чем вся семья (7я) опять (о5) сядет за стол (100л), предварительно вытри (вы3) клеенку.
Большой популярностью пользуются у ребят лингвистические миниатюры, различные шуточные стихотворения, забавные рассказы, занимательные истории.
Миниатюра Ф. Кривина «Сила любви».
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: « Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно жить без неё не может.
Рассказ Т.Рик «Привет, причастие!»
Шеф! Шеф! Это я, агент Шпиндель! Я здесь, на самом секретном из всех секретных заводов. Здесь из глаголов делают причастия. Шеф! Я уже специализируюсь по причастиям прошедшего времени. Делать их совсем не трудно: берется основа от неопределённой формы глагола, от неё отрывается окончание –ть, а дальше даже делать ничего не надо – только наблюдай!
Основа, которая осталась от глагола, если её рассматривать под микроскопом, выглядит, как лавочка. Есть лавочки, тьфу, то есть основы, на краешках которых сидят девочки, тьфу, то есть гласные. Ну а есть основы, которые заканчиваются на согласные. Ещё там есть два суффикса. Один – такой нахальный молодой человек В Шортах (для краткости я буду называть его ВШ), а есть такой старенький суффикс, Шамкающий, Шаркающий (он будет проходить у нас под псевдонимом Ш). Как вы и сами понимаете, шеф, молодой ВШ садится на ту лавочку, где сидит девочка, - чтобы завести с ней знакомство (читай: суффикс присоединяется к основе гласной на конце). Ну а Ш, конечно, садится на пустую лавочку, без девочки, чтобы отдохнуть в тишине (читай: суффикс Ш присоединятся к основе, которая оканчивается не на гласную, а на согласную):
строить + ВШ=строивший
нести + Ш=несший
Вот так образуются действительные причастия прошедшего времени. Правда просто, шеф? И не надо всё время думать о спряжениях глагола: здесь они вообще ни к чему.

Диктант с продолжением – это не только работы, позволяющие проверять грамотность учащихся, но и своего рода творческие задания: каждый диктант, обрываясь на самом интересном месте, даёт ребятам возможность написать продолжение самим, используя слова на изучаемую орфограмму.
Муравей и росинка.
Муравей Ростислав пробирался сквозь густые заросли травы, взбирался на холмики, смело шёл к блестевшей, как алмаз, росинке. Заря окрасила её в алый цвет. Прикоснувшийся луч солнца заставил загореться огнём. «Кто положил туда эту капельку? Вот дойду и разберусь», - думал муравей(Корни с чередующимися гласными).
Увлекает учащихся работа с «насыщенными» текстами. Им предлагается сочинить интересный связный текст, в котором должно быть включено как можно больше слов, содержащих заданную орфограмму. Стремясь наполнить свой текст «орфографически коварными» словами, ребята учатся видеть орфограммы, предугадывать возможные ошибки. Работа с текстом развивает речевую изобретательность, активизирует словарный запас.
Правописание частиц и приставок НЕ- и НИ-
Однажды Некто искал некую необычную вещь. Он искал и в неком государстве, и в никакой стране. Не в один город заходил он в этой неизвестной стране, не с одним незнакомым человеком разговаривал, но никак не мог найти эту некую вещь. Ни в магазинах, ни в лавках её не было.
Однажды, приехав в глухую, никому не известную деревеньку, он пошёл прогуляться в непроходимом лесу, где не ступала нога человека. И там он нашел эту необычную, так необходимую ему некую вещь. Но никогда никому её потом не показывал. (Д. Валиков).
На помощь орфографии приходит этимология. Оказалось, что использование этимологической информации приводит к снижению количества ошибок в словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами в 8,7 раза. Ученики, выслушав занимательный рассказ о связи между компотом и композитором, приходят к выводу: проверить безударные гласные с помощью обычного компота возможно в сложных словах: композиция, компонент, компоновка, компоновать, и все они родственники! Кроме того, этимология стимулирует развитие интереса к русскому языку и лингвистической зоркости (способности увидеть в слове не лотерею букв, а слаженный оркестр морфем).
Инсценировки, которые учащиеся показывают на уроке, помогают повторить многие правописание различных частей речи. Кстати, любую забавную историю, рассказ, весёлое стихотворение можно инсценировать.

Живые буквы.

Ведущий. Сейчас перед вами выступят «живые буквы» и покажут, как они занимают по правилам орфографии свои места в словах. Смирно! Равняйся! Держаться на одинаковом расстоянии друг от друга! Шагом марш!
(Выходят дети. На них буквы, вырезанные из плотной цветной бумаги. Под музыку дети составляют слова : «Мы любим наш русский язык».)
Ведущий. Кто любит свой язык, тот не искажает его. Ни одного неправильно написанного слова! Пусть каждая буква знает своё место! Спрашиваем «буквы» О и Е:
Когда вам полагается стоять после шипящих?
(Выбегают «буквы» О и Е, Ш и Л. «Буква» О пытается стать после «буквы» Ш. «буква» Ш делает движение протеста).
Ведущий. Шипящий в глаголе бунтует против «буквы» О. Зачем она пришла не на своё место?
(Подбегает «буква» Ё, вытесняет «букву» О и с помощью «буквы» Ш занимает своё место).
Ведущий. Покажи-ка, в каких ещё словах твоё место? А то некоторые ребята забыли о тебе.
(«Буква» Ё показывает написанные на плакатах слова: тяжёлый, шёлк, приглашённый).
Ведущий. Однако помнить мы должны, что в существительных шипящие и с О дружны, плечом к плечу дружно шагают: у нас про ударные окончания не забывают.
(«Буквы» выстраиваются в слово «плечом», ведущий надевает на «букву» О шапочку со знаком ударения).
Таким образом, элементы занимательности играют большую роль в развитии познавательного интереса к предмету, но занимательность в обучении должна сочетаться с другими методами, приёмами, необходимыми для сознательного усвоения правил правописания и для выработки применять полученные знания. Только в сочетании с достаточной научной глубиной занимательность даст желаемые результаты.
А убедить учащихся, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука помогут книги:
Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. –Минск,1985.
Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. – М., 1991.
Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М.,1976.
Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка. – М., 2000.
Фролова Т.Я. Орфография и пунктуация в рифмованных алгоритмах. – Симферополь,1996.
Рик Т. Привет, причастие!: Здесь живут части речи! Выпуск четвёртый – М.,1997.



Л.Д. Тарасова, учитель русского языка и литературы Донецкой гимназии №21
Статья в журнале «Русский язык,литература,культура в школе и ВУЗе», 2011 № 5
Изд-во УАПРЯЛ, Киев