Реферат Роль занимательности в повышении интереса к математике

Мкоу Березняговская ООШ

Реферат

Роль занимательности в повышении интереса к математике.



Учитель математики Картавых С.И.








Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Интерес
· один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является, конечно же, работа на уроке. На уроке присутствуют все ученики класса, а кружок, факультатив, внеклассное мероприятие, как правило, посещают лишь немногие.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики
· современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Идея соревнования по бальной системе заложена во многих играх, которые мы смотрели по телевизору с большим удовольствием. Это и «КВН», и «Что?» «Где?» «Когда?», и «Зов джунглей», и другие.
Игра
· творчество, игра
· труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей в игре.
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке даёт возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом,
чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Дидактическая игра
· не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность в определённое русло.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Игровой замысел
· первый структурный компонент игры
· выражен, как правило в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды
· победители.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний.
Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые значения, активно помогают друг другу в этом.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому может служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям. Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитания их интереса к математике.
Дидактические игры в V-VII классах часто бывают связаны с определёнными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: «Борьба за цифру», «Таблицу знаю», и др. Сюжеты героического поиска, романтики путешествий в этих играх питают воображение младших школьников.
Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности в названии игр: «Кто скорее, кто вернее», «Хоккей», «Телефон» и др.
Например, после изучения темы «Тождества сокращенного умножения»(VII кл.) для закрепления и проверки знаний учащихся по данному материалу можно предложить игру «Смотри не ошибись!».
Для проведения игры необходимы мультимедиа или предварительные записи на доске. На доску проецируются 6-10 формул и примеров по данной теме. Например:
1. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14152
· 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14152 = (a
· 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415) (b + 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415)
2. (a + 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415)2 = 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14152 + 2 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 b + b2
3. (13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 + b)2 = a2 + 2 a 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 + 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14152
4. (m
· 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415)2 = m2
· 20m + 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14152
5. (5 + 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415)2 = 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 + 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 + 81
6. _x2
· 1_ _x + 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415_ (x
· 1)
(x
· 1)2 x
· 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

7. 472
· 372 = ( 47
· 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 )( 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 + 37)
8. ( 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
· 3)( 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 + 3) = а2
· 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
9. 612 = 360 + 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 + 1
10. 712 + 292 + 2
· 71
· 29 = ( 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 + 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 )2 = 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14152
Правила игры. Учитель вызывает поочерёдно по одному ученику из каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи. Дальше закрывается вначале правая часть тождеств и требуется воспроизвести левую, затем наоборот. Далее игра усложняется: закрываются все записи и требуется по памяти воспроизвести их. Для воспроизведения одной
·двух записей вызывается один ученик. Желательно, чтобы записи выполнялись в той последовательности, в которой они предлагались на доске. Эту игру можно проводить и при наличии откидных досок. Игру ведёт учитель. К доске вызываются учащиеся поочерёдно из каждой команды. Выполнивший задание приносит команде 5 очков, не справившийся с заданием лишает команду 3 очков. Результаты соревнований записываются на доске. За нарушение дисциплины снимается 1 очко. Отдельным учащимся в конце игры выставляются оценки в журнал.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
2. Количество играющих. Каждая игра требует определённого минимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игры.
3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей?
6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
9. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических понятий, оценки участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремлённость, организованность, положительное отношение к учёбе.
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а
математическое содержание предлагаемого материала
· доступно пониманию школьников.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даёт должного эффекта.
4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.
6. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
9. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
В игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно – техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учёбу и дисциплину в классе, а главная – обучение математике.
Интерес к математике поддерживается эанимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, имеется в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность содержания математических заданий либо формы, в которые они облекаются. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность в этом смысле на внеклассных занятиях всегда несёт элементы остроумия, игрового настроя, праздничности. Занимательность служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике. Благодаря занимательности многие древнейшие задачи ( о «магических» квадратах, переправах через водный рубеж, переливаниях жидкостей и др.), подобно истинным творениям искусства, с любовью передаются в народе из поколения в поколение. Так, например, задача – сказка о переправе волка, козы и капусты с одного берега на другой уже тысячу лет служит одной из внеучебных головоломок для формирования полезных мыслительных навыков.
Разумная занимательность в работе с детьми имеет большую педагогическую ценность. Говорят, что французский математик XVII века Блез Паскаль высказал следующую мысль: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Однако надо избегать ложной занимательности, если она приводит к неряшливости в математических выражениях, к вульгаризации отдельных математических положений, к некорректности в изложении, к нелепым решениям и рассуждениям.
Занимательность характеризуется наличием лёгкого и умного юмора в содержании математических заданий, в их оформлении, в неожиданной развязке при выполнении этих заданий. Атмосфера лёгкого юмора создаётся путём включения в ситуацию задач, задач – рассказов, заданий героев весёлых детских сказок, включения задач – шуток, путём создания игровых ситуаций и весёлых соревнований.
Например, можно использовать такие занимательные подходы.
1. Урок в VI классе по теме «Действия с положительными и отрицательными числами». Учитель предложил Вите Верхоглядкину решить дома следующее задание: «Найти сумму всех целых чисел от – 499 до 501». Витя, как обычно, сел за работу. Однако дело шло медленно. Тогда на помощь ему пришли мама, папа и бабушка. Вычисляли, пока от усталости не стали смыкаться глаза, а на следующий день все они ругали неразумного учителя, задающего детям такие задания.
А вы, ребята, как бы решили такое задание? Напомню, что надо найти значение выражения: - 499 + (
· 498) + (
· 497) + + 497 + 498 + 499 + 500 + 501.
2. Я задумала два противоположных числа. Задайте только один вопрос и, выслушав мой ответ, назовите эти числа.
Интересно, что наряду с корректными вопросами (например, каково расстояние на координатной прямой между точками, координатами которых являются задуманные числа) всегда находится ученик, который спрашивает: «Чему равна сумма задуманных чисел?» Отвечаю: «Нулю»,
· и после этого до ученика «доходит», что вопрос явно неудачный.
3. Урок алгебры в VII классе по теме «Степень и её свойства».
2
16
27
32

Числами зашифровано известное выражение. Догадайтесь, как по таблице найти буквы, соответствующие числам. Запишите эти буквы и прочитайте слова.





4
81
64
9
8
128
3



1
2
3
4
5
6
7
8

2
н
а
д
и
ь
и
н
ь

3
ы
а
т
р
н
т
ю
д

Ответ: нить Ариадны.
Объясните крылатое выражение «Нить Ариадны». [Эти слова из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь Критского царя Миноса, помогла Тезею в сражении с чудовищем Минотавром. Минотавр, по мифу, получеловек – полубык. Ариадна дала Тезею клубок ниток, с помощью которых Тезей после победы над Минотавром сумел благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра].
Под занимательностью на уроке понимаем те компоненты урока (способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией обучения), которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.
В дидактике и методике математики уже выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения. Перечислим некоторые из них. Во – первых, всю занимательность обучения, следуя К. Д. Ушинскому, принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причём «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней» и удельный вес её должен постепенно увеличиваться.
Во – вторых, все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные по содержанию; материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.
В – третьих, основу занимательности, используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.
Учебные задания занимательного характера ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению, способствуют также определённому накоплению учебных знаний, умений и навыков.
Виды занимательных заданий:
1. Занимательные вопросы, задачи, упражнения.
2. Практические работы занимательного характера.
3. Дидактические игры.
Все приёмы занимательности можно разбить на три группы: 1) приёмы занимательности, связанные с подачей задания, 2) приёмы занимательности, связанные со структурой задания, 3) приёмы занимательности, связанные с организацией и процессом решения.
Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.
1) Приёмы этой группы дают возможность то или иное задание облечь в занимательную форму. Например, математический герой. В урок вводится какой – либо математический герой, который или решает задание, или предлагает его для решения, или придумывает фокус.
Необычная запись, чертёж, схема и т. д. Ярким примером данного приёма является задание, связанное с занимательным квадратом.
Задумай. Учитель (ученик) задумывает математический объект, а ученики (учитель) должны отгадать то, что задумано или то, что связано с задуманным.
Логический каркас. Путём логических рассуждений требуется выявить из нескольких утверждений одно (несколько) верное (неверное) утверждение.
Пример. Из следующих трёх равенств только одно верное.
2,7
· 3,9 = 105,3; 5,3
· 9,6 = 50,88; 4,3
· 7,3 = 29,999.
Какое? Не торопитесь находить произведение чисел.
Задание с продолжением. Новое задание получается из предыдущего путём дописывания к формулировке старого задания одного или нескольких слов (символов). Пример. Запишите такой четырёхчлен, чтобы его можно было разложить на множители (когда ученики выполнят это задание, учитель повторяет его и продолжает условие) и чтобы первый из множителей был 3х – 2с.
(Учащиеся выполняют. После чего учитель повторяет предыдущие два задания и дополняет их последним условием), а второй множитель был равен 5с – 7. В итоге учащимися будет выполнено три задания.
Соответствие. Даны два (и более) ряда математических объектов. Для каждого объекта из одного ряда требуется найти соответствующий из другого. Критерий соответствия может быть самым разнообразным.
Пример. В таблице перепутаны соответствующие значения: стороны квадрата, его периметра и площади. Ученик находит и показывает его, а потом и соответствующие ему числа. Например, учитель говорит: «Периметр 32 см.» Ученик указкой показывает на число 32 и говорит: «Периметр 32 см., сторона 8 см. (показывает), площадь 64 см2. (показывает)».13 EMBED Equation.3 1415
а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

P
20
36
28
4
32
8
40
12
16
24

S
81
25
100
4
16
1
9
49
36
64


2) Приёмы занимательности, связанные со структурой задания.
Обращение. По указанным компонентам и результату отыскать действия или по указанным действиям и результату найти компоненты.
Подобные обращения можно провести практически на любом математическом материале, в любых видах заданий подчас не меньше, чем обычных, так как подобные задания обычно требуют от учащихся глубокого владения программным материалом, тщательного анализа условий и требований, сообразительности и рационализации решения.
Пример. В следующих равенствах расставьте скобки и знаки действий так, чтобы соблюдался порядок действий, показанный римскими цифрами:
а) 4 I 7 III 5 II 9 = 12; б)
·3 II 5 I 8 III 10 =
·10.
Пример. Даны две точки А и В, отмеченные на белом листе бумаги. Начертите такую систему координат, чтобы точки имели следующие координаты:
а) А (1; 3), В (
·3; 3); б) А (1; 2), В (1;
·4).
Противоречие. В одном и том же математическом объекте или утверждении два (или более) свойства противоречат друг другу.
Например, требуется записать правильную дробь, у которой числитель больше знаменателя на 2.
Запрет. При каком – либо высказывании, решении ученику предлагается пользоваться только определёнными объектами или запрещается пользоваться заранее оговорёнными объектами (числом, символом, операцией, свойством, рассуждением, инструментом и т. д.). Этот приём основан на том, что внезапное сужение поля выбора вызывает занимательный эффект.
Измени чертеж.
Найдите ошибку. Ученику предлагается отыскать ошибку (ошибки) в решении (в ответе) одного или нескольких заданий.
Провокация ошибки. Учитель так строит учебную ситуацию, что ученики, как правило, ошибаются при решении какого – либо задания. Например, предлагается взять любые два из чисел 12, 42, 51, 69 и составить обыкновенную дробь, чтобы она
была несократимой.
Нарушение стереотипа. Старые, неполные знания довлеют над людьми даже после получения новых, более полных знаний. Например, изучая в течение нескольких лет положительные числа, для которых всегда справедливы неравенства х < 2х, с > _ с2_ ,учащиеся с трудом осознают, что при прохождении темы «отрицательные числа» эти неравенства верны не всегда. Чтобы ускорить понимание этого факта, полезно использовать задания, которые помогают школьникам сделать обобщение.
Пример. Что больше: а) х или 2х; б) а или
· а ; в) с или 13 EMBED Equation.3 1415 ?
3) Приёмы занимательности, связанные с организацией и процессом решения задания.
Использование игровых моментов. Игровые моменты в той или иной степени присутствуют практически в любом занимательном задании.
Зашифрованные задания. Процесс решения подобных заданий очень увлекателен. Составителю надо добиваться того, чтобы зашифрованные компоненты касались существенных свойств математических объектов.
Пример. Подставьте вместо квадратиков такие числа, чтобы равенства были верными:
а) 13 EMBED Equation.3 1415 ;
б) 13 EMBED Equation.3 1415
С одного взгляда. Учитель (ученик) выполняет какое – либо задание очень быстро с помощью: а) конкретных знаний, умений, навыков; б) догадки, сообразительности; в) рассуждений; г) некоторой хитрости.
Пример. Сравните дроби:
13 EMBED Equation.3 1415 и 13 EMBED Equation.3 1415
Первая дробь больше 13 EMBED Equation.3 1415 , вторая меньше 13 EMBED Equation.3 1415 , значит, 13 EMBED Equation.3 1415 >13 EMBED Equation.3 1415
Выбор. Из нескольких математических объектов необходимо выбрать объект, обладающий указанными свойствами. Пример. Из пяти выражений (а
· 1)2, (а
· 2)2, (а
· 3)2, (а
· 4)2, (а
· 5)2 выбрали два, возвели в квадрат и нашли сумму трёхчленов.
Интерес, как и другой вид эмоционального состояния, имеет явное внешнее выражение на лицах детей, в их поведении, в словесных откликах.
Математика и сказки! Математика и любимые герои. Разве это не привлечёт внимание ребят и не вызовет у них радостного удивления? Приведу фрагмент урока
· сказки в V классе по теме «Масштаб», а также нахождение среднего арифметического нескольких чисел.
За горами, за лесами,
за широкими морями,
не на небе
· на земле.
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град
· столицу.
Знать, столица та была
Недалече от села.
Задача 1. Узнать расстояние от села до столицы, если известно, что на карте расстояние между этими пунктами 3 см, а масштаб карты 1 : 50000.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
Задача2. Определить среднюю урожайность пшеницы, которую снимали с полей крестьянин и его сыновья, если с первого поля сняли 2,1 ц, со второго
· 1,9 ц , с третьего
· 1,8 ц , с четвёртого
· 2,2 ц .
Привлечь внимание детей и вызвать их удивление
· это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко; труднее удержать интерес к работе по математике и сделать его достаточно стойким.
Поддерживая интерес различными приёмами, надо его постепенно воспитывать: вначале как интерес к своей непосредственной деятельности во время занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к математике как науке, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики. Этот процесс сложный, длительный, и его результаты зависят главным образом от педагогического мастерства учителя. В этом процессе нет готовых рецептов. Однако есть некоторые общие положения, которые не новы, но которых следует придерживаться в процессе воспитания интереса к математике. При организации работы по математике надо добиваться максимальной деятельности каждого ученика
· организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевозможных заданий.
Материал, преподносимый учителем или предлагаемый отдельными учениками, должен быть понятен каждому ученику, иначе он не вызовет интереса, так как будет лишён для них смысла. Для поддержания интереса во всяком новом должны быть определённые элементы старого, известного детям. Только при условии установления связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки.
Для облегчения перехода от известного к неизвестному в процессе занятий по математике полезно использовать различные виды наглядности: полную предметную наглядность, неполную предметную наглядность, символическую и представления по памяти,
· исходя из того уровня развития в сознании учащихся, на котором находятся соответствующие математические понятия. Особенно умело и вовремя надо использовать детское воображение. Оно у них яркое, значительно сильнее интеллекта.
Устойчивый интерес к математике поддерживается тем, что эта работа проводится систематически, а не от случая к случаю. На самих занятиях постоянно должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера возбуждающая активную мысль учащихся. Учитель всегда может выявить силу возникшего интереса к математике. Она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения математических задач, выполнения различных заданий, связанных с разрешением математических проблем.




Литература.

1. В. Г. Коваленко «Дидактические игры
на уроках математики».

2. М. Ю. Шуба «Занимательные задания в
обучении математики».

3. Газета «Математика»
1997 год № 5, № 9, № 13.

4. Журнал «Математика в школе»
№ 5 2000 год
№ 4 2001 год
№ 5 1989 год