Воспитательный потенциал проектно-исследовательской работы


Преподаватель художественных дисциплин
ГПОУ ТО «Чернский профессионально-педагогический колледж»
Ананьина Людмила Евгеньевна
Воспитательный потенциал проектно-исследовательской работы
В современном мире успех во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определять дальнюю и ближайшую перспективы, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Проектно-исследовательская деятельность в системе обучения способствует не только формированию компетенций специалиста, но и качеств успешного человека.
Чернский профессионально-педагогический колледж в разные годы выпускал различных специалистов творческих профессий: преподавателей изобразительного искусства и черчения, дизайнеров, дизайнеров-преподавателей. Все эти специальности, а особенно дизайнерские, несомненно, связаны с профессиональной проектной деятельностью. Защищая выпускную квалификационную работу, выпускник демонстрирует проект организации среды интерьера, экстерьера или ландшафта, сопровождая выступление эскизами, чертежами, перспективными изображениями, применяя 3D визуализацию, демонстрируя макеты.
Но хочется рассказать о начальных этапах исследований и проектов, выполняемых нашими студентами. Самым востребованным материалом на нашем отделении, выпускающем дизайнеров-преподавателей, является бумага. И, несомненно, профессионал должен знать об этом материале как можно больше. Студенты изучают историю возникновения бумаги, технологию производства, знакомятся с различными видами бумаги, выпускаемыми нашей промышленностью, исследуют свойства различных видов бумаги, делают предположения и выводы как тот или иной вид можно использовать в творческой деятельности, в профессиональной работе дизайнера, преподавателя.
Например, исследуются различные способы сгибания и складывания тонкой и толстой бумаги. Если с тонкой бумагой в этом случае проще, то, как согнуть толстую бумагу, чтобы сгиб был красивым, без заломов? А если линия сгиба должна быть не прямая, а волнистая или дугообразная? Оказывается на месте сгиба необходимо сделать вмятину или неглубокий надрез.
Учимся бумагу разрезать, надрезать, вырезать сложные изображения. Логическим и практическим путем определяем, как вырезать симметричное изображение, как вырезать целый узор в полосе, чтобы элементы повторялись, чтобы чередовались, а узор при этом не распался на отдельные кусочки. На первых порах у многих вызывает затруднение вырезание по кругу. Как сложить лист, чтобы получилось 6, 8 и больше повторов.
Как придать плотной бумаге цилиндрическую форму без заломов и вмятин? Здесь пригодятся знания технологии производства бумаги. Сначала надо определить направление древесных волокон опытным путем, а затем смело скручивать вдоль волокон.
Студенты учатся применять различные способы формообразования из бумаги: бумажная пластика, гофрировки, способы разрушения плоскости бумажного листа и бумажной поверхности. Учатся соединять бумажные элементы между собой практически всеми возможными способами: это не только клей различных видов, это скотч (односторонний и двусторонний), скобы, скрепки, сшивание. Затем делаются выводы, какой способ соединения в том или ином случае будет наиболее уместен, удобен, надежен, экономически выгоден, эстетичен. Кстати, эстетичный вид – одно из важных требований к любой работе. Таким образом, выполняя различные упражнения и исследования, студенты учатся и приобретают навыки не оставлять заметных линий разметки, пятен клея, видимых отпечатков пальцев. Достаточно интересным бывает изучение и придумывание различных способов соединения бумажных модулей без других материалов: это всевозможные клапаны, замки. Аналоги можно увидеть на различных упаковках, коробках, пакетах.
На практических занятиях исследуют различные способы окрашивания бумаги: применяют различные красители, способы нанесения их на бумагу, способы закрепления красящего вещества.
Еще одна проблема для исследования: если требуется на бумагу (или даже на картон) наклеить лист цветной бумаги, то после высыхания лист очень сильно выгибается, почти скручивается. Что сделать, чтобы он остался ровным?
Немаловажное значение имеет в любой работе экономный расход материала. Стараемся не просто это сообщить, а заставляем думать. Например, предлагаем определить какой самый большой куб можно сделать из бумаги заданного формата или сколько максимально можно сделать кубиков заданного размера из данного формата. Соответственно здесь необходимы знания о развертках куба. Нужно знать, сколько их, какую они могут иметь конфигурацию, как ими замостить плоскость. Еще одна задача для исследования: сколько разверток у куба? Кто-то ориентируется быстрее, кто-то медленнее, но в итоге одни индивидуально, другие коллективным трудом находят все одиннадцать разверток.
Конечно, все это учебно-исследовательская работа. Преподаватель знает, какие получатся результаты и какие открытия совершат ученики, но сам процесс, несомненно, увлекателен и интересен, способствует формированию интереса к учебе, учит студентов использовать различные методы исследования – анализ, наблюдение, сравнение, обобщение, прогнозирование, моделирование.Все эти исследования важны и в проектной деятельности студентов. Расскажу о проектах только на одну тему: костюм и его элементы.
Проект №1 «Головные уборы». Материал разрешалось использовать только один – бумагу. Студенты изучали головные уборы различных времен. Им пришлось вспомнить, а кому то познакомиться с различными историческими стилями, с некоторыми историческими событиями, направлениями моды различных времен. Используя имеющийся опыт и знания формообразования из бумаги, изучив необходимый материал, студенты выполнили вот такие модели:

Рис.1 Рис.2
Широкополая шляпа. XVI в. Мужской головной убор. Фуражка. XXв. Автор Кольцова М. Автор Прилуцкая Л.

Рис.3 Рис.4
Дамская шляпа. Англия, Германия, XIXв. Фракийский шлем. II в. до н.э. Автор Пусева А. Автор Зырянов В.
Работа над проектом завершалась демонстрацией моделей и рассказом о каждом головном уборе.

Рис. 5 Рис. 6
Проект №2 «Костюмы из бросовых материалов».
«Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии», - О. Шлосс. В данном случае мы использовали различные виды бумаги и не только. На первом примере - газетная бумага.

Рис.7 Рис. 8 Рис.9
Лето. Платье дворянки. XVIII в. Новогодняя фантазия.
Из обрезков ватмана и офисной бумаги. Из обрезки обоев.

Рис.10 Рис. 11
Небесная фея. Клоун.
Из пакетов для продуктов. Из пакетов для мусора.


Рис.12 Рис. 13
Платье девушки.XVIII в. Дуновение ночи.
Эти проекты студенты выполняли небольшими группами.
Проект №3 «Женский народный костюм Тульской губернии».
Для выполнения проекта, необходимы знания краеведческого характера, знания о народных костюмах южных областей, об элементах женского костюма Тульской губернии. Народный костюм наших прабабушек состоял из рубахи, поневы, фартука, удивительного головного убора - сороки, различных украшений. Материалы и способы изготовления могут быть самыми различными и будут зависеть от целей и задач, от времени отведенного на проект (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный), от числа участников (индивидуальный, парный, групповой) и т.д.
Например, вот это результат краткосрочного группового проекта (Рис.14). Использовали старые журналы, упаковки для цветов, фантики от конфет.
На рисунке 15 представлен вариант проекта средней продолжительности. Костюмы выполнены из ткани на кукол высотой 50 см.

Рис.14 Рис.15 Рис.16
А это долгосрочный проект (Рис.16). Костюм выполнен в натуральную величину.
Знания, умения и опыт, полученные студентами в этих видах проектно – исследовательской работы могут использоваться как в сфере преподавания, так и в работе дизайнера любого направления. Подобные проекты можно выполнять с учениками различных возрастов, на уроках, в группе продленного дня, в пришкольных и летних лагерях. Созданные костюмы дети будут с удовольствием демонстрировать на подиуме, ставить сценки и целые спектакли, можно организовать костюмированный вечер и еще много всего увлекательного.
Дизайн костюма – не специальность нашего учебного заведения, но в данном случае учтена проблематика будущих проектов, которая находится в области интересов студентов. Работа над этими проектами помогает в дальнейшем выполнять очень интересные, качественные, разнообразные и порой неожиданные макеты и модели. А эффект неожиданности – важная составляющая работы любого дизайнера.
Выполненные проекты всегда анализируются и оцениваются. Параметры внешней оценки проекта:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования;
- активность каждого участника проекта;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи;
- достаточная глубина проникновения в проблему;
- доказательность принимаемых решений;
- эстетика оформления результатов
- умение отвечать на вопросы оппонентов.
Или критерии оценки результатов предложенные П.С.Лернером:
- информационная обеспеченность;
- функциональная грамотность;
- технологическая умелость;
- интеллектуальная подготовленность;
- волевая подготовленность.
В основе метода проектов всегда лежат:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического мышления.
Все это поможет в формировании компетенций высококлассного специалиста и успешного человека.
Исследовательская работа и предложенные проекты, несомненно, охватывают основные направления воспитательной деятельности, способствуют формированию нравственности, духовности, патриотизма, гражданственности, конечно, здесь прослеживается эстетическое и культурное развитие, профессиональное воспитание, социализация студентов. Это те качества личности, которые помогут стать востребованным со стороны государства и общества. Успехов всем!
 (В статье и презентации использовались проекты, выполненные под руководством преподавателей ГПОУ ТО «ЧППК» Горшковой Ю.В., Королевой Н.В., Давыдова А.И., Королева Н.Н., Ананьиной Л.Е.).