Статья: «Воспитательный потенциал урока»


Воспитательный потенциал урока

«Ничто не искоренит в нас твёрдой веры в то, что придёт время, хотя может быть и не скоро. Когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности». К.Д. Ушинский

«Колесо ещё древнее. Но попробуйте без него обойтись».
Е.Ямбург.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Приоритет в образовании отдаётся воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности. Интегрированной в общий процесс обучения и развития.
В Концепции модернизации российского образования, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны. Усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. Россия включается в мировое сообщество. Всё это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую. деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищённость граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, беспризорности, наркомании, снижение общей культуры молодёжи.
В настоящее время многие учителя игнорируют возможность воспитания в процессе обучения. Причин этого порока много. Перегруженность программ, нежелание учителей разбираться в теоретических вопросах о воспитывающем обучении, это и плохое профессиональное образование некоторых учителей. Но, пожалуй, наиболее значимой причиной недооценки возможностей воспитания в процессе обучения является отсутствие сколько – нибудь значимой оценки воспитанности детей. Воспитание в процессе обучения со стороны проверяющих: служб лицензирования, качество образования личности по сомнительным тестам ЕГЭ, по полученным ЗУНам. Это, увы, распространённая и укоренившаяся практика нынешней ущербной системы нашего российского образования. Осуществляет ли учитель воспитание на уроке или нет, а если и осуществляет, то как – это никого из тех, кто проверяет, оценивает работу школы не интересует. Никто из педагогов не должен забывать к чему приводит игнорирование воспитания и гипертрофия ЗУНов, как ценностей: Мавроди, обокравший сотни тысяч граждан, был золотым медалистом и закончил вуз с красным дипломом; камбоджийский диктатор Пол Пот, истребивший четыре миллиона своих соотечественников, окончил не какой-нибудь вуз, а Сорбонну.
И как тут не вспомнить слова мудрого К.Д.Ушинского, ещё 150 лет назад написавшего: «Ничто не искоренит в нас твёрдой веры в то, что придёт время, хотя может быть и не скоро. Когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности».
Воспитание было, есть и остаётся главной сущностной и обобщающей частью педагогики, оно самоценно, не сводится к воспитывающему обучению ( дополненному набором внеурочных мероприятий) и где урок, воспитание в процессе обучения – это только часть воспитательной системы школы, включающей и своё собственное содержание , и формирование привычек. И многое другое. Как бы подробно не описывали требования к современному уроку, но основными составляющими показателями урока были и остаются следующие моменты:
Организационные
Обучающие
Развивающие
Воспитывающие.
Деятельность самих обучающихся.
Воспитывающие стороны урока:

пробуждение и развитие познавательных интересов
воспитание привычки работать самостоятельно, рационально используя известные приёмы познавательной деятельности, и стремления к приобретению новых умений
использование материала урока для выработки учеником собственного взгляда на мир и отношения к нему, для формирования научного мировоззрения;
воспитание целеустремлённости в познавательной деятельности;
формирование умения и привычки работать в коллективе, культуры отношений в процессе учебного труда;
воспитание уверенности в своих силах и возможностях, в способности преодолевать возникающие трудности;
создание условий для самореализации и самоутверждения ученика в учебном процессе, ситуации успеха каждого ученика перед классом;
оказание помощи в осознании личностного смысла изучаемого материала и на этой основе в прогнозировании учеником своей жизненной перспективы;
воспитание правильного отношения к ошибкам и критике с о стороны товарищей по работе;
воспитание привычки к различным формам познавательной деятельности, способности продуктивно работать в условиях индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Необходимо помнить о том, что хочет того учитель или нет, осознаёт или забыл, воспитание всегда в какой-то мере осуществляется и на уроке посредствам четырёх факторов:
через содержание образования
через методы и формы обучения
через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций
через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени)
Рассмотрим это. Методы, с помощью которых учитель на уроке добивается понимания и усвоения программного материала (увлечение детей или принуждение к учёбе, стимулирование познавательного интереса или оскорбление, унижающая ирония и т.д.), формы – индивидуальные, групповые (коллективного или неколлективного характера, использование в интересах воспитания различных коллизий или даже их целенаправленная организация ит. д. несомненно в хорошем или плохом направлении, но всегда воспитывают. И, конечно же, личность самого учителя: его отношение к детям ( любовь, равнодушие или раздражение), к своему труду (он – образец добросовестности или наплевательского отношения), к содержанию излагаемых идей (безразличное или личностно-заинтересованное), его пассионарность, вдохновенность, духовность, вера в самоценность человека, уважение к его достоинству или его попирание, наконец, артистизм. Исполнительское мастерство. Мимика, жесты, манеры и даже внешний вид, одежда – всё это несомненно прямо или косвенно воспитывает ребёнка.
Если все эти факторы не продумываются учителем. То эффективность их воздействия на ребёнка крайне мала, или даже отрицательна; если учитель помнит о каналах воспитания в процессе обучения на уроке, то он может многократно повысить, усилить эту эффективность.
А для сомневающихся в необходимости продумывать и реализовывать воспитательные цели каждого урока можно напомнить мудрые слова Д.И.Менделеева: «Знания без воспитания – мечь в руках сумасшедшего».
Каждому учителю надо помнить: каждый урок – является существенной частью воспитательной системы школы.
15