Презентация по применению технологии Контрастная таблица на занятиях по литературе филологических направлений в высших учебных заведениях


МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПРИ УЗБЕКСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МОДУЛЮ 2.1. преподавателя Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами Юнусовой Х.Ю. Применение технологии «КОНТРАСТНАЯ ТАБЛИЦА» или «ТАБЛИЦА РУБИНА» в преподавании литературы в вузовской аудитории Технология «Контрастная таблица» была разработана и впервые применена в качестве педагогического эксперимента в 2012 году в Ташкентском государственном педагогическом университета имени Низами. В дальнейшем успешно внедрена в учебный процесс. Идея родилась в процессе исследования творчества видных современных писателей русской литературы Ю.Мамлеева и Л.Улицкой. В ходе изучения особенностей поэтики каждого из указанных писателей выяснилось, что их художественные миры настолько разные, что не имеют точек соприкосновения ни в одном из измерений литературоведческого анализа. Отсюда технология получила название «Контрастная таблица». При разработке данного метода сделана опора на литературоведческие труды таких ученых, как Б.Томашевский, В.Хализев, также учебник «Психология» для студентов высших учебных заведений А.Крылова. В книге А.Крылова в разделе «Сознание и познавательные процессы», в параграфе «Как человек воспринимает мир» учёные психологи утверждают, что «…любая фигура обязательно воспринимается человеком на некотором фоне. Например, своё имя мы услышим даже в шумной компании – оно обычно сразу выделяется как фигура на звуковом фоне». Однако, психология призывает не ограничиваться бытовыми примерами и проверять свои утверждения в экспериментах (в нашем случае эксперимент педагогический). Также учёные выявили наличие таких фигур и фонов, которые взаимовыделяют и взаимоопределяют друг друга. Но для этого требуется определённое условие, а именно – контраст в восприятии фигуры и фона. Контраст может быть создан на любом уровне восприятия: слуховом, зрительном, тактильном, вкусовом и т.д. К книге приведён пример зрительного контрастного восприятия. При помощи «Фигуры Рубина», которая представляет собой «два чёрных профиля на белом фоне или белая ваза на чёрном фоне», учёным удалось визуализировать так называемое абстрактное восприятие, т.е. восприятие человеком абстрактных понятий. Л. Улицкая Ю. Мамлеев Оборудование: портреты писателей, тексты художественных произведений, индивидуальные анкетные листы, Microsoft Office Power Point (слайд шоу), сообщения по творчеству писателей, карточки с фрагментами художественных текстов, рисунок «Фигура Рубина».Сопоставительный анализ художественных миров писателей выполняется в виде таблицы, которая включает в себя несколько критериев оценки. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№КритерииЮ. МамлеевЛ. Улицкая1Объем произведенийОт 3 до 6 страницОт 20 до 30 страниц2Интересы, смежные сферы деятельности автора и их проявление в рассказах Под влиянием философских размышлений автора " неведомое " подается в рассказах не в качестве фантастики, а как умопостигаемая интуитивная реальность, включающая самопознание, сознание, сновидения.  Под влиянием факторов бывшей профессии биолога-генетика Л.Улицкая - писатель сугубо бытовой, работник Природы, Натуры. 3Роль человека в произведении Метафизическое существо, не представляющее художественного интереса в биолого-физиологическом и социально-психологическом плане.Биологический объект, наделенный глубоким психологизмом, социальным статусом и физиологическими качествами. 4Проблематика рассказов  Взгляд в глубину человеческой души, познание мира, борьба духа и плоти в человеке, тема смерти и послесмертного бытия.Различные женские судьбы, миграция, одиночество, внутренняя неудовлетворенность, опустошенность, иногда крайняя нужда, отсутствие материального достатка. 5Жанровые особенности рассказовМетафизический реализм.(однозначно).Женский рассказ (спорно)Цикл-роман.6Система персонажей Люди-монстры, своеобразные мыслители, метафизические бродяги, стремящиеся выйти за пределы того, что дано человеческому разуму. Одинокие женщины, стремящиеся к простому женскому счастью, студенты-максималисты, больные и бедные старики, отверженные обществом маргиналы.7Средства художественной выразительности, используемые автором Метафора как средство познания мира, гротеск, сюрреализм: монтаж, стыковка случайных фраз, слов, зрительных впечатлений, в результате чего рождаются внереальные образыХудожественный образ строится на массе мелких бытовых деталей, символичности образов, углублённом психологизме.  Практическое применение технологии «Контрастная таблица» на уроках литературыОни сошлись. Волна и камень,Стихи и проза, лед и пламеньВ. МаяковскийС.ЕсенинПетр АдуевАлександр АдуевД. РудинД. Инсаров Благодарим за внимание!